Методика построения урока-сказки в начальной школе. Конспекты уроков

Разделы: Русский язык


Объяснительная записка

Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть поэтому, на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Нет стены между учителем и учеником. Они равны, они делают одно дело. На таких уроках нет скучающих глаз и бессмысленных ответов. Уроки-сказки, хотя и требуют большой подготовительной работы, всегда оставляют чувство удовлетворения и у учителя, и у ребёнка. Учебный материал сливается в воображении учеников со сказочным образом, оставаясь надолго в их памяти.

Растут дети, “взрослеют” и сказки. Если в 1-м классе берутся за основу сюжеты русских народных сказок, то во 2-3 классе- уже литературные сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, К.И. Чуковского, Е. Благининой и О. Высотской, а в 4-м классе волшебные сказки Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, легенды Древней Греции. Сказку можно сочинить самим, но нельзя забывать о высоких литературных требованиях к ней. Чем старше дети, тем большую воспитательную, нравственную ценность содержат сказки, переходя в уроки-легенды, уроки-притчи, уроки-сказания. Отсюда уже совсем не далеко до урока “У истоков народной мудрости”.

Структура построения урока-сказки.

  1. Создать атмосферу праздника.
  2. Подобрать сказочный сюжет. Лучше всего, если текст урока рифмован. Это делает его более динамичным, ярким, нет ни одного лишнего слова, что экономит время на занятии.
  3. К уроку готовятся яркие демонстрационные пособия, возможны игрушки-персонажи, несложные костюмы.
  4. На уроке осуществляется тесная связь с фольклорным наследием народа, рассматриваются шедевры живописи.
  5. На уроке используется музыкальное, шумовое сопровождение.
  6. Желательно наличие сюрпризного момента, который снимет усталость, придаст уроку новое звучание.
  7. Обязательно продумать систему развивающих заданий творческого характера.
  8. Создать ситуацию успеха, уверенности в своих силах.
  9. Хорошо, если в урок включены элементы соревнования и поиска по типу “помоги герою преодолеть препятствия”.
  10. Не забывать о воспитательной ценности такого урока.
  11. Учитель берёт на себя роль сказительницы, поэтому делать речь яркой, эмоциональной, а поведение ободряющим и естественным.
  12. Помните – дети ваши союзники, поэтому привлекайте их к активному участию в сказке.

1 класс. Обучение грамоте

Тема: Согласные буквы Щ, щ, звук /щ/.

Цели: Закрепление знаний о звуке /щ/- согласном, глухом, всегда мягком; о буквах Щ, щ ; обучать грамотному, уверенному, правильному чтению целыми словами; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к чтению.

Ход урока

1. Постановка цели.

Декорации – сказочный теремок, на окошке в виде колобка сидит буква Щ, над теремком кружат гуси-лебеди.

Учитель:

На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “ЩА” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
- Помогите, помогите,
Букву “ЩА” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена нам нужно быть готовыми к любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске!

2. Повторение изученных букв.

Декорация: яблонька со съёмными яблоками, на них написаны буквы: Ж, Б, Е, А, Н, Щ,

Учитель:

Вот мы входим в тёмный лес.
Он полон загадок и чудес!
Яблонька – красавица стоит на пути…
Наливные яблочки, ну-ка, собери!

(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и рассказывают о звуках, которые обозначают эти буквы по плану:

  1. Гласный или согласный.
  2. Если гласный: ударный или безударный.
  3. Если согласный: звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.)

3. Чтение загадок в “Азбуке”

Учитель: Отгадайте загадку и узнаете, что ждёт нас впереди:

В доме изба, на избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
Что это за изба? (Печка)

- Интересно, а что варится в горшочке? Вы это узнаете, если прочтёте и отгадаете загадки из “Азбуки”.

(Дети читают загадки, отгадывают их: морковь, капуста, свёкла, лук).

- Что можно сварить из этих овощей? (Борщ, щи).

- Вот мы и узнали, что варится в горшочке.

4. Сопоставление слов и картинок.

Игра: “Протяни мостик через речку”

Учитель:

На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:
Громко слова читайте
И с героями сказок соединяйте.

На доске надписи, картинки, между ними изображение реки. Дети выходят к доске и соединяют слово и картинку, его обозначающую:  

Колобок

Медведь

Курочка Ряба

Лисичка-сестричка

Кот

Петух.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам. (Соединить картинку со словом).

5. Учимся читать выразительно.

(Текст напечатан на доске, хоровое чтение за указкой учителя).

Мы все буквы выучим наизусть.
Нелегко их выучить – ну и пусть.
Не забросим грамоту на потом!
Буквы – это ключики
В книжкин дом!

6. Повторение изученных букв.

Учитель:

Много препятствий мы прошли,
А буквы Щ ещё не нашли.
Из “волшебного” мешочка буквы на ощупь доставай,
Название сказки из них составляй.

(Дети на ощупь должны узнать буквы магнитной азбуки и составить название сказки :Гуси – лебеди”).

7. Обобщение.

Учитель показывает книжку “Гуси – лебеди”.

- В этой книге гуси и спрятали букву Щ.

Но отдадут они её, если мы всё расскажем о звуках, которые она обозначает, и покажем её место на ленте букв.

8. Домашнее задание.

- Вы хорошо трудились на уроке. Вы нашли букву и помогли ей обрести свой дом на ленте букв.

Дома вы сможете прочитать эти чудесные сказки.

(Каждый ученик получает книжку-малышку со сказкой в подарок).

3 класс. Русский язык

Тема: Имена существительные 1 склонения в творительном падеже. (По сказке Ш. Перро “Золушка”).

Цели:

  • познакомить с окончаниями имён существительных 1-го склонения в творительном падеже;
  • повторить склонения имён существительных;
  • воспитывать трудолюбие, скромность, доброту.

Ход урока

1. Постановка цели:

Учитель:

В классе тихо и светло.
Солнца луч упал в окно.
Шарль Перро – волшебник, маг,
Дарит сказку нам, но так,
Чтоб язык свой мы любили
И склоненья повторили.
А творительный падеж
Знали б просто лучше всех!

2. Чистописание:

- Тетради наклонно все положите.
Автора, название сказки так напишите,
Чтобы ясно стало всем:
Чисто вам писать не лень!

(В тетрадях: Шарль Перро “ Золушка, или хрустальный башмачок”).

3. Словарь.

- Мачеха Золушке заданье дала:
В три кувшина насыпать зерна:
Гречихи, гороха, пшеницы, пшена, фасоли и ржи.
- Помогайте Золушке и вы:
Склонения слов определяйте
И по кувшинам распределяйте.

(На доске изображения трёх кувшинов с номерами склонений существительных).

- Ну-ка, помоги, дружок, “пшеницу” в какой горшок?

(Повторение правила определения склонений).

В тетради:1. гречиха

 

 

2. горох

 

 

3. фасоль

  пшеница

 

 

 пшено

 

 

 рожь

Учитель:

Ударенье расставляйте,
Слабые позиции выделяйте,
По словарю проверяйте.

4. Повторение орфограммы:окончание -И, -Е в безударных окончаниях имён существительных.

На доске:

Во дворце прекрасный бал.
Принц гостей к себе позвал
Только Золушк(е,и) не видно,
Только Золушк(е,и) обидно.

Учитель:

Что пропущено в стихах?
Почему, зачем и как?

(Выслушать ответы учеников).

- Не спешите, не спешите,
Падежи определите.
Где тут – Е, а где тут – И
Постарайся, докажи!

Учитель: А теперь, запиши в тетрадь эти строчки только на 5!

5. Сюрприз.

(Звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс феи Дражже”).

Учитель: Героев сказок мы часто встречаем в жизни, но не всегда узнаём. В нашем классе есть Золушка, но как её узнать, ведь она носит школьную форму, а не бальное платье… Есть у нас и принц. Это самый воспитанный и благородный мальчик. Девочки совсем недавно сделали это открытие для себя после тайного голосования. Но если есть принц, то он сам узнает и Золушку. В конце урока принц вручит самой скромной и трудолюбивой девочке хрустальную туфельку.

6. Наблюдение за окончаниями имён существительных в творительном падеже.

Учитель: Каждый из вас может принцем и Золушкой стать, если без ошибки сумеете просклонять два волшебных слова: фея и туфелька.

(Работа проходит на доске и в тетрадях.)

Учитель: Подчеркните строчку, которая относится к теме нашего урока. Расскажите об окончаниях имён существительных в творительном падеже и докажите своими примерами.

7. Развитие речи. Разбор предложения.

Учитель: Составьте предложения со словами фея и туфелька в творительном падеже.

Запись и разбор у доски лучшего предложения. (пример: Золушка с феей любовались хрустальной туфелькой.)

8. Закрепление. Самостоятельна работа по учебнику, последующая взаимопроверка.

9. Наблюдение за предлогами творительного падежа и окончаниями имён существительных и прилагательных.

Выборочный диктант.

- Выпишите из текста словосочетания по схеме: предлог + прилаг. + сущ. в творительном падеже.

Мачеха и её дочери смеялись над бедной Золушкой. Перед волшебной каретой изумленная Золушка увидела кучера. Принц бросился за прекрасной незнакомкой. Под нижней ступенькой лестницы он увидел хрустальную туфельку.

- Выделите окончания имён прилаг. и имён сущ. Сравните их.

Обобщение по вопросам учителя.

10. Заключение. (Звучит музыка Чайковского).

- Пришло время узнать имя принца и вручить ему корону…

(Учитель называет имя мальчика, надевает ему на голову небольшую корону, даёт туфельку).

Принц вручает туфельку с поклоном девочке по своему выбору.

Учитель: Сказка с нами проститься пришла. Скажите, чему научила она?