Опыт проведения урока внеклассного чтения в форме читательской конференции. "Романы Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан" и "Двадцать тысяч лье под водой"

Разделы: Литература


Типология: информационная.

Категория учащихся: учащиеся 6-8-х классов.

Продолжительность: 2 академических часа; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели.

Предметная область: литература.

Ключевые понятия: сюжет, роман, жанр фантастики, образ литературного героя, характеристика героя, писатель и время, этапы творческого пути.

Образовательные цели:

  • повышение интереса учащихся к жанру фантастики;
  • знакомство с личностью писателя-фантаста;
  • знакомство с произведениями Жюля Верна;
  • развитие коммуникативной культуры учащихся, а также культуры тестирования.

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры по зарубежной литературе, использованию ИКТ на уроке.

Воспитательные цели:

  • воспитание у детей любознательности;
  • воспитание самостоятельности в выборе темы доклада и его подготовки;
  • привитие чувства ответственности за порученное дело.

Сценарий читательской конференции, посвящённый творчеству Жюля Верна («Пятнадцатилетний капитан», «20 тысяч лье под водой», «Таинственный остров»).

Цель работы: повышение интереса учащихся к жанру фантастики; пропаганда уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе, воспитание у детей любознательности и привитие чувства ответственности за порученное дело.

Оборудование: выставка книг-приключений, детских рисунков; географическая карта, стол, оформленный раковинами, морскими экспонатами, экран, мультимедиа-проектор, видеофильм Ж. И. Кусто «Подводная одиссея капитана Кусто», музыка, фотоматериалы о жителях морских глубин.

Ход конференции

I. Вступление.

На сцене участники конференции.

1) Оргмомент. Ведущий-учитель: Мы приветствуем участников и гостей научной читательской конференции, которую мы посвящаем 50-летию нашей школьной библиотеки. (Аплодисменты)

– Прошу садиться.

2) Гаснет свет в зале. На экране видеокадры фильма «Подводная одиссея капитана Кусто» (диск А «Мир тишины») 3 мин.

Ведущий-учитель: Представим, что сегодня я капитан литературного корабля, отправляющегося со своими помощниками в путешествие по романам Ж. Верна. В нём нам поможет знаменитый исследователь морей и океанов Жак Ив Кусто.

На конференцию представлены доклады 11 участников.

Регламент выступлений 5-8 мин. Продолжительность работы 80 мин.

Перемена предусмотрена после 1-го урока на 10 мин.

Экран погас. Свет в зале.

II. Основная часть А.

Ведущий: Слово предоставляется ученикам 6 класса.

1) «Об авторе». (Аплодисменты)

Ведущий: С докладом выступят ученицы 6 класса.

2) «Дик Сенд – главный герой книги «Пятнадцатилетний капитан».

Ведущий:

3) «Негоро – опасный и коварный противник пассажиров «Пилигрима».

Ведущий: А сейчас член научного общества юных географов (НОЮГ) ученик 6а класса проследит по карте

4) путь корабля «Пилигрим» от берегов Америки до берегов

Африки.

Ведущий: Что произошло дальше вАфрике, расскажет ученик 6 класса.

5) О героях-смельчаках в Африке.

Пришло время и остальным читателям принять участие в блиц-опросе по роману «Пятнадцатилетний капитан».

Блиц-опрос:

  1. кто ваш любимый герой?
  2. какие страницы в произведении потрясли ваше воображение?
  3. какое самое прибыльное ремесло было у отрицательного персонажа Негоро?
    а) поварское искусство;
    б) воровство;
    в) работорговля.

III. Основная часть Б. Роман «Двадцать тысяч лье под водой».

Ведущий: Теперь мы приступим к обсуждению событий и характеров героев в невероятной экспедиции в недрах морской стихии расстоянием в двадцать тысяч лье под водой. (Морское лье равно 5555 м)

В 1866 году жители Европы и Америки, а также правительства различных стран были озабочены событием, не поддающимся объяснению. «Дело в том, что с некоторого времени многие корабли стали встречать в море какой-то длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, далеко превосходивший кита как размерами, так и быстротой передвижения».

От журналистов разных стран со страниц газет можно было услышать следующее:

1)Элемент театрализации. 3 журналиста на английском, французском, немецком языках сообщают о грозном нарвале колоссальной величины.

20 июля 1866 года судно «Гаверн Хигинсон» пароходной компании Калькутта и Бернах встретило огромную плавучую массу в 5 милях от восточных берегов Австралии. Из этой тёмной массы вдруг вырвались два водяных столба и со свистом взлетели в воздух футов на полтораста.

Итог: Всё это чрезвычайно взволновало общественное мнение. В странах, легкомысленно настроенных, только подсмеивались и подшучивали над загадочным чудом, но в странах серьёзных и практических – Англии, Америке, Германии – им были сильно озабочены.

Ведущий: Перед американцами и англичанами, людьми практическими, встала необходимость очистить океан от страшного зверя. В Нью-Йорке стали готовиться к экспедиции, специально предназначенной для поимки нарвала – морского единорога. С этой целью снарядили быстроходный фрегат «Авраам Линкольн» во главе с капитаном Фарагутом.

За три часа до отплытия г. Аронаксу, профессору Парижского музея, предложили в научных целях присоединиться к экспедиции на фрегате. Аронакс со своим помощником Конселем принял предложение морского министра Д.Б.Гибсона.

2) Об учёном Аронаксе и о Конселе сделает сообщение ученица 8 класса.

Ведущий: Самым таинственным героем романов Ж. Верна стал потрясающий по интеллекту, волевому началу капитан Немо.

3)Сообщение ученика 8-го класса:

Капитан Немо.

Главный герой в романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» - капитан Немо. Могучий физически, умственно и нравственно, совершенно без страха, даже в борьбе с акулами ни один мускул, ни одна жилка не дрогнули на его лице. Это человек, обладающий железной выдержкой и ненасытным любопытством. Кроме того, он гениальный инженер, сумевший построить совершенную подводную лодку, которой не было в то время.

Но, несмотря на это, он несчастен, потому что потерял родных, глубоко оскорблён людьми и навеки укрылся от них в глубине моря.

Капитан Немо несметно богат. У него галерея с морскими экспонатами и драгоценными камнями, богатая библиотека, в которой двенадцать тысяч томов. Таким собранием книг могла бы гордиться любая европейская библиотека! А ещё капитан Немо обладает отличными умом и хорошей памятью, что и является его главным богатством.

Теперь можно спорить, типичный он или не типичный герой, оригинальный или нет, но характер - яркий.

С кем же борется капитан Немо?

Со своими пленниками? Но никто из них не пытается вырваться на свободу, а Нед Ленд - это второстепенный персонаж.

Может, главный конфликт произведения заключается в борьбе капитана Немо с угнетателями. Но нет, это эпизод проходной, попутный.

А чему посвящены все прочие эпизоды? Встречи с акулами, спрутами, кашалотами, льдами, подводным извержением, затонувшими кораблями... Один раз капитан Немо сражается с военным кораблем, а остальные восемь месяцев - с океаном. Океан - его главный противник.

Роман Жюля Верна невозможно читать без географической карты, ведь капитан Немо путешествует по земному шару.

Немо - человек исключительный во всех отношениях, кроме того он окружён ореолом таинственности, интригующей, привлекающей внимание, и явно идеализирован автором, поставлен над обыкновенными людьми.

То, что с ним случилось, произошло не по его вине, таким его сделали люди.

Ведущий: Ещё один член научного общества юных географов проследит

4) кругосветный путь подводной лодки капитана Немо по карте мира.

Ведущий: Исследуя Антарктику, капитан Немо попадает в ледовый плен.

Об этом расскажет нам ученик 6 класса.

5) Доклад « Наутилус» в ледовом плену».

Ведущий: Роман «Двадцать тысяч лье под водой « заканчивается мистически. Как именно? (обращение к публике). - Подводная лодка попадает в опасный водоворот Мальстрим в Норвежском море. Кто выживет? Кто погибнет? Пока это тайна. О дальнейшей судьбе капитана Немо и о романе «Таинственный остров» сообщит нам ученица 8 класса.

6) Судьба капитана Немо по р. «Таинственный остров».

Ведущий: Удивительные страницы романа о несметных сокровищах капитана Немо, добытых им в глубинах океана, не могут оставить равнодушным ни одного читателя.

Блиц-опрос:

  1. 20000 лье под водой – это глубина или протяжённость пути исследователей?
  2. какие приключения и картины подводного мирапонравились вам?
  3. какой герой произвёл на вас сильное впечатление?
  4. в каком море не бывал капитан Немо? (в Чёрном море).
  5. о каких морях упоминает Ж. Верн? (о Красном, Средиземном, Саргассовом, молочном, Японском…).

Ведущий: Что такое Гольфстрим, почему Саргассово море так называется? Ответ на этот вопрос дадут ученики 6 класса.

7) О Саргассовом море.

О причинах необычной картины (о водорослях саргассумах и о Гольфстриме).

8) Опыт с кусочками пробки.

Ведущий: Пришло время погрузиться в чудесный подводный мир Ж. Верна вместе с капитаном Немо и Жаком Кусто.

Кадры фильма «Коралловые джунгли».

На их фоне – рассказ ученицы:

9) «Подводный лес на острове Креспо».

Читая роман Жюля Верна, мы поражены описанием бескрайнего подводного мира, но больше всего запомнилось увлекательное путешествие на остров Креспо.

Во время путешествия наших героев под водой, мы обратили внимание на их непромокаемые скафандры. Они были сделаны из цельной резины без швов. Водолазное снаряжение, рассчитанное на высокое давление, напоминало броню средневекового рыцаря. Скафандр состоял из штанов, куртки и головного шлема. На ногах были сапоги на толстой тяжелой подошве. Куртка придерживалась на груди медной кирасой, которая защищала от давления воды и позволяла свободно дышать, рукава оканчивались мягкими перчатками, которые нисколько не мешали движению пальцев.

А как красив подводный мир! Автор описывает огромную песчаную равнину, не имеющую границ. Один из главных героев - Аронакс раздвигает руками водный занавес, за которым начинают смутно вырисовываться очертания предметов, силуэты величественных подводных скал, унизанных прелестнейшими зоофитами. Скалы, раковины, полипы переливаются всеми цветами радуги. Самое большое впечатление произвело на нас описание водорослей, которые поражают своей роскошью. Эти подводные мягкие лужайки могут соперничать с самыми лучшими коврами, сотканными рукой человека.

Путешествуя по подводному лесу, герои восхищаются огромными сводами растений… И сталкиваются с множеством неприятностей. Одна из них - это битва с крабом. Правда, от этих переживаний очарование подводным миром всё-таки не ослабевает.

IV. Подведение итогов научной читательской конференции.

Ведущий: Мы познакомились с научно-фантастическими произведениями Ж. Верна. Они пробуждают в человеке романтику моря, любовь к географической карте, любознательность, влечение к науке. Именно наука стала любимицей писателя Ж.Верна, - наука, которая смело входит в жизнь, расширяет возможности человека, помогает ему разгадать невиданное. Обширность знаний, которыми оперировал писатель-фантаст, поражала всех. Однажды даже родилась легенда, что его именем прикрывается целая группа учёных и писателей, работающих коллективно.

Причины возникновения легенды понять, впрочем, нетрудно.

Ведь герои романов Жюля Верна в курсе решительно всех естественных наук: и физики, и химии, и зоологии, и ботаники, и геологии, и палеонтологии, и метеорологии, и астрономии. Они превосходно разбираются во всех тонкостях артиллерийского дела и с жаром обсуждают проблемы планирования новых городов.

А откуда у одного человека такое великолепное знание всего земного шара?

Вот небольшая статистическая справка, составленная учёным Я.И. Перельманом. В 10-и романах Ж. Верна действие происходит в Европе, в 4-х романах – в Азии; 7 романов переносят нас в Африку; 3 – в Австралию; 9 – в Америку; 3 – в Арктику и Антарктиду. Открытое море – место действия 6-и романов Ж. Верна. В пяти книгах он описывает кругосветные путешествия. В самом деле, тут впору было бы поработать целому географическому обществу.

Писатель был удивительно трудоспособен. Он сам определил для себя норму: писать два романа в год - и никогда её не нарушал.

Трудоспособность Ж. Верна тем более поражает, что он во второй половине своей жизни вовсе не отличался богатырским здоровьем, а в старости совсем ослеп. Но, несмотря на слепоту, он продолжал неутомимо работать, пользуясь при этом особым транспарантом.

Его рабочий стол всегда был завален новыми научными книгами и журналами. Всё мало-мальски интересное выписывалось на специальные карточки. Таких записей в архиве писателя сохранилось до 25 тысяч. Все новые изобретения и открытия науки и техники, тщательно регистрировались в его картотеке.

Фантазия Ж.Верна, как правило, строилась на гранитной базе науки. Потому-то столько технических новинок им было правильно предсказано и предугадано.

Ж. Верн был прозорливым, гениальным фантастом. Однако если бы творческая фантазия проявлялась лишь тогда, когда он попадал в мир машин, романы его, надо полагать, быстро утратили бы живой интерес.

Неувядаемая привлекательность книг Ж.Верна – прежде всего, в образах его героев. О них вы уже слышали из выступлений участников конференции. Всё это - люди активные, волевые; любая загадка ими разгадана, любая трудность преодолена.

Ж. Верн имеет миллионы читателей во всех странах мира. Без его классических произведений нельзя представить себе круга чтения нашей детворы. Он и сегодня со своими читателями – живой с живыми! И сегодняшний разговор о нём – лучшее тому доказательство.

V. Решение конференции:

В целях лучшего усвоения материала по романам Жюля Верна ученикам 6-х, 8-х классов рекомендовать,во-первых, доработать домашние сочинения;во-вторых, ответственно подготовиться к тестированию по произведениям писателя-фантаста.

Приложение