Открытое занятие по вышивке "Выполнение листьев художественной гладью"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель занятия: освоить один из видов цветной глади, способствуя этим возрождению русской народной вышивки.

Задачи:

  • научить детей правильному, последовательному выполнению листьев
  • художественной гладью;
  • правильному подбору ниток по тону для данной техники;
  • воспитывать любовь к народному творчеству;
  • развивать художественный вкус, точность и аккуратность в исполнении данной техники;
  • закреплять навыки выполнения гладьевых швов.

Оборудование и материалы:

  • выставка работ, выполненных художественной гладью;
  • схема последовательности выполнения листьев;
  • иллюстрации рисунков на художественную гладь;
  • инструменты и приспособления, необходимые для работы;
  • магнитофон и носители с аудиозаписями мелодий.

Форма проведения занятия:

  • часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.
  • часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.

Ход занятия

Организационный момент.

Сообщение темы детям.

Художественная гладь - один из видов цветной глади. Она представляет собой шов, покрывающий ткань сверху плотно прилегающими друг к другу стежками. Своеобразие вышивки заключается в мягком, незаметном переходе одного тона к другому. Стежки шва одного тона как бы вливаются в другой. Шов выполняется по нарисованному на ткань рисунку. Для выполнения художественной глади нужны различные тона ниток, хорошо сочетающихся друг с другом.

Рисунок, главным образом, состоит из растительных форм. Показ иллюстраций. Впечатление вливания тонов достигается различными тонами ниток и стежками различной длины. Вышивка эта очень красива, но трудоемка. Выполняется чаще в одну нить, реже в две нити мулине.

Этим швом можно выполнить как самостоятельные большие узоры, так и в сочетании с такими техниками, как мережки, счетно-строчевые швы. Показ образцов с использованием данного вида глади.

Послушайте последовательность выполнения листьев художественной гладью. Показ по схеме. Вышивка начинается с первого тона, который располагается ближе к середине листа. Выполняем стежки глади разной длины первым тоном, продвигаясь вдоль середины листа, к его вершине. Дойдя до вершины листа первым тоном, не продолжаем, оставляем эту нить. Готовим нить второго тона, темнее по тону, начинаем вышивать от основания к вершине листа, также стежками разной длины, при этом закалываем между стежками первого тона. На вершине листа опять оставляем нить второго тона, а готовим нить третьего тона, еще более темную, ей необходимо прометать контур листа швом назад иглу. Теперь выполняем гладьевые стежки разной длины третьим тоном, также от основания к вершине листа, закалывая между стежками второго тона. При этом направление стежков первого, второго, третьего тонов должно соответствовать направлению прожилок в листе, а выполнение стежков производится от края к середине листа.

При выполнении второй половины листа, от вершины к его основанию, первым выполняется третий тон, самый темный, который располагается у середины листа. Вслед за ним выполняются соответственно второй и первый тон, не забудьте прометать контур второй половины листа первым тоном

Обращаю ваше внимание на ошибки, возможные при выполнении работы:

  • отклонение от рисунка при прометывании контура, что ведет к искажению форм;
  • неправильный подбор нитей первого, второго, третьего тонов;
  • плохое "вливание" стежков последующего тона, стежки должны быть разной длины;
  • сбито направление стежков, редкая гладь, не закрыт прометочный шов;
  • не качественное выполнение закрепки;
  • слабо натянута ткань в пяльцах, что ведет к деформации и стягиванию ткани стежками глади.

Прежде чем приступить к работе спрашиваю - есть ли вопросы по теме, все ли понятно? Напоминаю о соблюдении правил техники безопасности.

Предлагаю приступить к работе - запялить и натянуть ткань в пяльцах, подготовить иглу и нить к вышивке, начать выполнение глади первым тоном. В процессе практической работы, можно включить негромкую музыку. Индивидуально провожу повторное объяснение и показ детям, испытывающим затруднения при выполнении листьев.

После проверки правильности выполнения глади первым тоном, можно приступить к выполнению глади вторым тоном.

Перед окончанием первого часа занятия делаю обход детей, подвожу итог занятия, справились ли с заданием, вслух отмечаю положительные и отрицательные моменты, заостряя внимание на ошибках.

Предлагаю сделать перемену, отдохнуть, посмотреть образцы на художественную гладь, рисунки и литературу по теме.

Выполнение листьев художественной гладью