Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по обществознанию в 5-м классе "Поколение вещей"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Конспект открытого урока
по обществознанию в 5 классе учителя высшей категории Гориной Натальи Константиновны

Тема: Поколение вещей
Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием вещей.
  • Формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать отдельные факты.
  • Воспитывать чувство уважения к тем людям, которые создавали различные предметы материальной культуры.
  • Способствовать развитию познавательных интересов.

Оборудование:

  • Презентация к уроку «Поколение вещей».
  • Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.

Оформление доски:

Тема: «Поколение вещей».

План урока:

1. Понятие вещей.
2. Вещи в нашем доме.
3. Роль вещей в различные эпохи.

Словарь: вещь

Сетка  кроссворда

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

  • описывать вещи, объединять различные вещи в поколения, давать им характеристику;
  • объяснять роль вещей в разные исторические эпохи;
  • объяснять значение терминов и понятий;
  • давать личностную оценку отношению к вещам людей и в обществе в целом.

ХОД УРОКА


п/п
Название этапа урока Содержание этапа Вспомогательный материал Время
 этапа
1. Организационный момент – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Посмотрите на них. Улыбнитесь. Тихо садитесь!
– Ребята, сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вспомните о вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно это будет капля дождя на лепестках розы, возможно – освежающий прыжок в прохладу реки жарким днём… Припомни свои чувства и мгновения счастья (пауза).
Теперь образ этого события и предмета, подарившего тебе радость, начнет постепенно бледнеть, пока не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.
Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.
Музыка 1,5 мин.
2. Сообщение темы урока Тема нашего урока: «Поколение вещей».
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «вещь», поговорим об истории возникновения различных вещей, об их значении для человека. На протяжении всего урока мы с вами будем разгадывать кроссворд, и вы будете рассказывать друг другу истории возникновения наиболее интересных вещей. В конце урока мы с вами должны будем ответить на главный вопрос:
«О чем может рассказать история вещей?»
Слайд № 1
На доске изображен кроссворд (Приложение 1)
1 мин.
3. Работа в тетрадях – Откройте тетради, запишите на полях число, тему урока, план урока.
– Кто запишет, сядет правильно.
На доске – тема урока, план урока 2,5 мин.
4. Актуализация знаний по предыдущей теме урока – Прежде, чем мы начнем новую тему, мы с вами повторим материал предыдущего урока. Я буду задавать вам вопросы, если ответ на данный вопрос «да», то вы в своей тетради поставите вот такой знак: , если ответ на данный вопрос «нет», то вы поставите вот такой знак: __. (Один ученик выполняет работу у доски).
Вопросы:
– Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание? (Да).
– Человек миллионы лет тому назад тоже был продуктом природы? (Да).
– В древности человек все делал в одиночку? (Нет).
– Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом? (Да)
– Науки, которые изучают живую природу, –  это общественные науки? (Нет).
– Общество – это объединение людей для совместной деятельности? (Да).
– Материальная культура включает в себя все созданное человеческими руками? (Да).
Самопроверка:
Посмотрите на полученный рисунок. Все ли согласны с ним? (В случае ошибок, графический рисунок исправляется, дети проверяют свои работы).
  5 мин.
5. Физическая пауза Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
  2 мин.
6. Работа над новой темой –  Ну, что же приступим к работе.
– Ребята, как вы понимаете слово «вещь» (Ответы детей).
– В толковом словаре Ожегова слово «вещь» имеет несколько значений:
1. Вещь –  это отдельный предмет, изделие.
2. Вещь – это то, что принадлежит к личному движимому имуществу (сдать вещи в багаж).
– Запишем значение слова (дети записывают пояснение слова «вещь»).
–  Итак, первая загадка:

1. Надеваю на глаза
Два стеклянных колеса.
Для чего нужны колеса?
Чтобы видеть дальше носа.(Очки)

(Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд).

Ученик рассказывает историю возникновения очков (Приложение 2).

2. Под крышей – ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними –
С похлебкой плошки. (Стол)

(Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд).

Ученик рассказывает историю возникновения стола (Приложение 2).

Приложение 2. Слайд № 2
Толковый словарь Ожегова

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

Слайд № 4

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

2,5 мин.

 

 

 

2,5 мин.

7. Физическая пауза Комплексы упражнений для снижения утомления  глаз   2 минуты