Технология педмастерских. Разработка урока русского языка по программе Л.М. Зелениной. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2


Цель: ввести в активный словарь учащихся следующие термины: повествовательные предложения, предложения по цели высказывания, по интонации; формировать представление учащихся о повествовательных предложениях и их видах по интонации;
формировать умение работать в парах и группах, высказывать и отстаивать свою точку зрения уважая мнение собеседников; воспитывать стремление самостоятельно решать учебные задачи.

Технологические этапы Действия (вопросы) учителя Действия (ответы) учеников
1. Индукция Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с предложениями.
Давайте вспомним все, что мы уже знаем и составим кластер ( созвездие) под названием «Предложение».
Учитель на доске заполняет кластер по ходу ответов учащихся:

Предложения высказываются (произносятся) с определенной целью. Сегодня мы познакомимся с одним из видов предложений по цели высказывания.
Прочитайте предложения. Объясните смысл выделенных слов:
Саша прочитал повесть А. Гайдара «Тимур и его команда». Книга повествует о команде детей, которые тайно совершали добрые дела.
Кто догадался, какова тема нашего урока?

Фронтальная работа
Ответы учащихся:
- Предложение содержит законченную мысль.
- Предложения состоят из слов.
- В устной речи предложения отделяются друг от друга паузой.
- В письменной речи начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знаки.

 

Из контекста предложений объясняют смысл выделенных слов.

Повествовательные предложения.

2. Самокострукция Из ряда слов выберите близкие по смыслу (синонимы) к слову «повествовать», «лишние» слова вычеркните:

КАРТОЧКА1
Повествовать – это рассказывать, сообщать, спрашивать, давать информацию, приказывать.
Прочитайте шепотом, выделяя предложения, текста  упр. 14.(стр.11)

 

 

Строго самостоятельная работа.
Читают карточки, вычеркивают «лишние» слова.
Шепотом читают текст упражнения:
Наступила осень по небу плывут низкие облака старые деревья давно облетели сухие листья укрыли землю.

3.Социоконструкция Обсудите с соседом по парте свое решение. Запишите текст упр. 14, оформляя предложения по правилам. Работа в парах:

  1. Соотносят карточки. Если есть расхождения, обсуждают, обосновывают свое решение.
  2. Соотносят расстановку знаков препинания в упр.14.
  3. Самостоятельно записывают текст упражнения с последующей взаимопроверкой тетрадей.
4. Социализация Далее мы продолжим работу в группах (четверках).

 

Совместно поработайте с вопросами к упр. 14.
Обсудив в четверках, заполните пропуск в карточке 2:

КАРТОЧКА 2
Повествовательными называют предложения, которые содержат _____________ о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Докажите, что записанный вами текст содержит повествовательные предложения.

Объединяются в четверки (ученики, сидящие за первыми партами, поворачиваются к ученикам, сидящим за вторыми партами; те, кто сидит за третьими партами – поворачиваются к ученикам, сидящим за четвертыми партами).

Работа в группах
По очереди читают вопросы к упражнению, отвечают.

Дополняют правило, записанное на карточке 2.

В ходе обсуждения готовят обоснование того, что записанные предложения являются повествовательными.

5. Афиширование Обобщает, конкретизирует ответы учащихся. Если есть расхождения в оформлении карточек, предлагает обосновать версию группы.

Полученные нами сведения о повествовательных предложениях удобнее оформить в таблице:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По цели высказ. Содер-жат Бывают по интонации В конце знак препин.
       

По ходу ответов детей, учитель заполняет таблицу, и она приобретает вид:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По цели высказ. Содер-жат Бывают по интонации В конце знак препин.
Повест-вовательные сооб-щение   Точка (.)
Представители 1 и 3 групп представляют свои версии карточки 1:
Повествовать – это рассказывать, сообщать, давать информацию.
Представители 2 и 4 групп представляют  карточку 2:
Повествовательными называют предложения, которые содержат сообщение о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Фронтальная работа. Предложения  учащихся по заполнению таблицы.

6. Разрыв Почему не удалось заполнить таблицу полностью?

Прочитайте текст упр.15. Докажите, что это текст. Как его можно озаглавить?

Какие по цели высказывания предложения содержатся в нем?
А какие по интонации?

Как решить эту учебную задачу?

Инсерт (чтение с пометами)
Прочитайте правило на стр. 13. Если там содержится информация, необходимая для правильного выполнения задания, пометьте ее значком «V».

Что нового вы узнали о повествовательных предложениях?

Что значит «произносится с чувством»?
Записывает на доске:
радость
восторг
удивление
испуг и др.
Какое же из предложений упр.15 можно произнести с чувством?

Запишите текст упр. 15, правильно расставив знаки препинания.

Посмотрим еще раз на нашу таблицу. Что можете сказать?

Таблица приобретает вид:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По цели высказ. Содер-жат Бывают по интонации В конце знак препин.
Повест-вовательные сооб-щение Невосклицательные

Восклица-тельные

Точка (.)

Воскл. знак (!)

Обобщим полученные знания с опорой на таблицу.

Упр. 16. Составим из слов предложения. Дополним текст повествовательным предложением, восклицательным по интонации.
Не хватает нужной информации, знаний.

Ответы учащихся.

Повествовательные.

Затрудняются ответить.

Информацию можно получить у учителя, или прочитать в учебнике, справочной литературе.

Читают правило, делают пометы.

Ответы учащихся: повествовательные предложения по интонации бывают восклицательными (если произносятся с чувством), невосклицательными (если произносятся спокойно).

Ответы учащихся.

 

Это белочки затеяли игру! (Произносим с удивлением, восторгом.)

Самостоятельная работа учащихся. Запись текста упр.15.

Можем закончить заполнение таблицы.
Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Повторение правила с опорой на таблицу.

Запись предложений с комментированием. Дополнение текста.

7. Рефлексия Выразите свои впечатления  от урока, двумя-тремя предложениями, повествовательными по цели высказывания.   Возможно, среди них будут предложения восклицательные по интонации.

Учитель благодарит учащихся за работу и их мнения об уроке.
Устные ответы учащихся, или запись предложений на заранее подготовленных листочках в виде листков с осеннего дерева.

Зачитывание впечатлений (по желанию).