Урок чтения в 1-м классе. Тема: "Звук [ч'], Буквы Ч, ч"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить изучение букв русского алфавита, познакомить учащихся со звуком [ч'], буквами Ч, ч.
  • Формировать навыки правильного, слогового, выразительного сознательного чтения; способствовать развитию литературной грамотной и связной речи, внимания, логического мышления, памяти, фонематического слуха;
  • прививать интерес и любовь к чтению.

Ход урока 

I. Организационный момент.

Внимание, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.

II. Повторение изученного. Актуализация знаний.

Кто скажет, для чего служит речь?

– Какая бывает речь?

– Какую речь называем устной, письменной?

– Кто скажет, из чего состоит речь?

– Из чего состоят предложения?

– Из чего состоят слова, кто скажет?

– Из чего состоят слоги?

– А кто знает, на какие две группы делят звуки?

– Какие звуки мы называем гласными, согласными?

– А теперь прочитаем слоги слоговой таблицы. (На доске слоговая таблица, с изученными ранее буквами), (читаем по рядам).

Игра «Составь слово»

– Сколько слогов в образованных вами словах? От чего зависит количество слогов? Как называются слова, состоящие из одного слога, из двух, их трех?

– Сделаем зарядку для артикуляционного аппарата. Артикуляция – изменение положения губ при произношении звуков.

«Чищу зубки» (Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней и внешней сторон, двигая языком влево, вправо. Тоже делаем с нижними зубками).

– Произнесем звуки:

Едет мотоцикл (дррр)
Кони храпят (хррр)
Вороны кричат (кар)
Собаки рычат (ррр).

III. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)

Произнесем хором слово – чайник. Кто скажет, какой первый звук вы услышали в этом слове?

– Дети, послушайте внимательно о чем идет речь в этом стихотворении:

Мой веселый звонкий мяч'
Ты куда помчался вскачь?
Белый, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой. (о мяче)

– Произнесем хором слово – мяч. Кто скажет, какой последний звук вы услышали в этом слове?

Кто догадался о каком звуке мы будем говорить на уроке? (открываю часть темы). (на доску [ч'])

Выясним какой это звук гласный или согласный? Пропоем его, кто скажет какой он? (на доску под звук – слово «согласный»)

А теперь закроем ушки и произнесем еще раз звук [ч']. Кто скажет, какой это звук? (на доску под слово «согласный» – глухой)

Исследуем этот звук и узнаем бывает он твердым или мягким. Для этого вам нужно отгадать загадки и найти место звука в схемах:

1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком

(на доске картинка с изображением пчелы, ниже схема слова, в которой отмечены только гласные звуки).

Кто скажет, есть ли звук [ч'] в слове пчела, где находится, какой он, твердый или мягкий? (в схему – зеленую карточку, обозначающую мягкий звук).

2. Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(на доску – картинку с изображением тучи, ниже схема)

Кто скажет, есть ли звук [ч'] в этом слове, где находится, какой он твердый или мягкий? ( в схему – зеленую карточку, обозначающую мягкий звук).

3. Всех излечит, исцелит.
Добрый доктор… Айболит.

Кто скажет, как по другому называют доктора? (врач)

(на доске картинка с изображением врача, ниже схема)

Кто скажет, есть ли в лове врач звук [ч'], где находится, какой он твердый или мягкий? (в схему – зеленую карточку, обозначающую мягкий звук).

Обратите внимание на схемы. Что вы заметили? Кто скажет?

– Дело в том, что этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает.

(на доску – всегда мягкий)

Посмотрите какой буквой обозначается звук [ч']. (картинку с изображением буквы. На что похожа печатная буква Ч?

– "Ч" мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

– Для чего нам нужна заглавная буква Ч?

Отгадайте еще одну загадку:
Мы дни не спим,
И ночи мы не спим.
Мы стучим, стучим, стучим. (часы).

Составим схему к слову часы (один ребенок у доски, остальные в тетрадях).

– Я тетрадочку открою,
уголочком поверну.
И от вас, друзья, не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь.
За работу я примусь.

(у доски ученик, чертим схему к слову мяч)

(Под руководством учителя дети чертят схему).

IV. Физминутка.

Сделаем физминутку про часы

Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так:
тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так:
тик-так, тик-так, тик-так.

V. Работа с учебником.

Откройте учебники на с. 128

Далее проводится беседа по иллюстрации.

– Что вы видите на иллюстрации? Кто скажет, какие часы изобразил художник?

Давайте составим предложения по картинке. Кто готов, поднимайте руку. Старайтесь не повторяться.

Прочитаем рассказ о часах.

– О каких часах идет речь в этом рассказе?

Посмотрите, а у нас в классе есть часы? Кто скажет, как они называются?

Т.е. часы называют по месту их расположения. Ребята, часы бывают разные, но кто из вас знает, какую важную функцию должны они выполнять? (все показывать точное время).

Говорят: «часы стоят»,
Говорят: «часы спешат»,
Говорят: «часы идут, но
Немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.

– Кто объяснит, когда так говорят о часах: спешат (показывают неточное время), стоят (когда они остановились, стрелки не двигаются).

Чтение слов с доски:

ре-ка ру-ка ту-ча
Реч-ка руч-ка туч-ка
Сест-ра ли-са
Сест-рич-ка ли-сич-ка

– Кто заметил, что изменилось в словах и какое значение приобрели эти слова?

– А теперь прочитаем предложения с этими словами. (Дети читают предложения на с.130).

Зарядка для глаз.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано:
Где окно, а где – крыльцо.
Обведу я снова круг –
Посмотрю на мир вокруг.

– Отгадайте загадку:

Стальной конек по белому полю бегает,
За собой синие следы оставляет. (ручка)

– а как мы говорим, когда их много? (ручки)

– Где вы еще слышали такое слово, или встречали предметы, которые называют таким словом? (на доске картинка руки, ручки, дверная ручка)).

– Какой можно сделать вывод о слове ручки?( многозначное).

– Какие еще многозначные слова вы знаете?

Игра «Как называют детенышей животных?»

  • У зайца – (зайчонок),
  • У кролика – (крольчонок)
  • У белки – (бедьчонок)
  • У галки– (галчонок)

Кто скажет, услышали ли вы в этих словах звук, с которым познакомились сегодня на уроке? Где находится?

– Чтение слов с доски:

У-че-ник у-че-ни-е
У-че-ни-ки чте-ни-е

– Прочитаем предложения с этими словами на с.131 (чтение по цепочке, по одному предложению).

– Что мы делаем на уроке математике, чтения, письма?

На доске: Ученику удача, учителю – радость. (Читает хорошо читающий ученик).

– Кто объяснит смыл этой пословицы?

VI. Итог урока.

Дети, с каким звуком познакомились на уроке? Какой он? Какой буквой обозначают?

– Часы на прощание вам хотят что- то сказать:

Эта работа – непростая:
Часы, постепенно возникая,
Говорят с тобой!
Труд для разума и взгляда:
Буквы все поставить надо
Друг за другом, в четкий строй.
Клетки ждут,
Вникай в детали!
Букву ту поставь вначале,
Где всего одна черта,
После ту, где две скрестились.
Что же дальше появилось?
Строго выбери места.

(на доске плакат с изображением часов…)

(Дети выбирают соответствующую букву и получают слово – МОЛОДЦЫ).