Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся "Обобщение по теме "Древний Египет". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока:

  • проверка усвоения изученного материала по теме “Древний Египет”;
  • развитие познавательного интереса учащихся и активизация деятельности путем использования разнообразных форм работы (рейтинг, тест, кроссворд, работа с картой, рассказ с ошибками, метод проекта, исторические задачи);
  • развитие творческого мышления;
  • отработка навыка культурного общения на уроке.

Оборудование:

  1. Тетради для самостоятельных работ.
  2. Мультимедиа-проектор + компьютер.
  3. Кроссворды.
  4. Тесты.
  5. Тексты рейтинга.
  6. Рассказ барона Мюнхгаузена.
  7. Карта “Древний Египет”.

ХОД УРОКА

1. Целевая установка урока.

- Мы завершаем наше путешествие по Древнему Египту, цель нашего сегодняшнего урока вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоили мы изученный материал.

2. Проверка полученных знаний.

- Сегодня у вас есть прекрасная возможность улучшить свои оценки, активно поработав на уроке.

В тетрадях для самостоятельных работ запишите число и тему урока “Повторение по теме “Древний Египет”.

1) Работа с картой (эвристическая беседа).

- На каком материке находится государство Древний Египет? (Государство Древний Египет находится на материке Африка)

- Покажите на карте (1 ученик выходит и показывает).

- По берегам какой реки расположен Древний Египет? (По берегам реки Нил)

- Куда впадает Нил? (Нил впадает в Средиземное море)

- Как называется место, где Нил впадает в Средиземное море? Почему? (Дельта Нила, так как оно похоже на перевернутую греческую букву “дельта”)

- Покажите на карте (1 ученик выходит и показывает).

- Что является западной и восточной границами Древнего Египта? (Высокие горные обрывы, за которыми начинается пустыня)

- Покажите на карте (1 ученик выходит и показывает).

2) Тестирование.

Вы получили тесты с тестами. В каждом вопросе возможен только один вариант ответа.

Южной границей Древнего Египта является…

А) дельта Нила; Б) первый порог Нила; В) оазисы.

2. Когда начинается разлив Нила?

А) в мае; Б) в июле; В) в августе.

3. Когда произошло объединение разрозненных египетских государств в единое государство?

А) 3 тыс. лет назад; Б) 2 тыс. лет назад; В) 4 тыс. лет назад.

4. Шадуф - это…

А) особый налог в пользу государства; Б) земляная насыпь на берегу Нила;

В) приспособление для орошения земли.

5. Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищали от злых духов, назывались…

А) оазисы; Б) амулеты; В) шадуф.

6. Страна, расположенная на юге Египта…

А) Нубия; Б) Сирия; В) Палестина.

7. Самые крупные завоевания фараона Тутмоса III были сделаны…

А) около 1200 г. до н.э.; Б) около 1450 г. до н.э.; В) около 1500 г. до н.э.

8. В обязанности жрецов входило…

А) охранять фараона; Б) разговаривать с богами и совершать обряды;

В) записывать наиболее важные документы и указы.

9. Бог Солнца в древнеегипетской мифологии называется…

А) Ра; Б) Осирис; В) Анубис.

10. Одним из чудес света считают…

А) храм бога Ра; Б) город Александрию; В) пирамиду Хеопса.

11. Гробницу какого фараона нашли нетронутой археологи?

А) Тутмоса; Б) Тутанмомона; В) Эхнатона.

12. Кто смог прочитать египетские иероглифы?

А) Геродот; Б) Нефертити; В) Шампольон.

- На доске выписаны правильные варианты ответов и градация оценок. Учитель организует взаимопроверку тестов учащимися и выставление оценок.

3) Рассказ с ошибками.

- У нас в гостях побывал барон Мюнхгаузен, он оставил свой рассказ о Египте, но, как всегда, допустил много ошибок. Ваша задача найти их и исправить (по окончании рассказа).

РАССКАЗ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА

Давным-давно, где-то 7 тысяч лет назад (1), в долине реки Евфрат (2) образовалось государство Египет.

Оно было расположено в прибрежной части Австралии (3). Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру (4). Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов (5). Правители Египта очень часто устраивали воинственные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов-жрецов (6).

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Сетх-владыка царства мертвых (7), почетали бога Солнца Анубиса (8).

Умерших хоронили в красивых гробах. Называемых сундуками (9). Всех, и богатых, и бедных хоронили в песках пустыни по берегам Нила (10).

ОШИБКИ

1. 3 тысячи лет назад. 2. Нил. 3. Африка. 4. Земледелие. 5. Фараон. 6. Жрецы - служители бога. 7. Осирис. 8. Ра. 9. Саркофаг. 10. По берегам Нила нет пустынь.

4) Исторические задачи.

А сейчас мы займемся математикой!

Вам предстоит решить две исторические задачи (рисунок 1).

№ 1. Пирамида Хеопса была построена в 2600 году до н.э. Сколько лет назад это было? (Начертить ленту времени. Нанести на нее даты условия. Решить задачу. Записать ответ)

№ 2. Единое государство в Древнем Египте образовалось в 3000 году до н.э.

Восстание бедняков и рабов произошло в 1750 году до н.э.

Какое событие было раньше и на сколько? (Начертить ленту времени. Нанести на нее даты условия. Решить задачу. Записать ответ)

5) Работа с иллюстрацией (фрагмент метода проекта).

- Предположите, что замышляют эти двое людей? Чем привлекают их каменные громады? Составьте в парах короткий диалог изображенных персонажей. (Составление диалога и его устное изложение (работа в парах).

6) Рейтинг.

Учащимся предлагается рейтинг (предполагает односложные ответы), с которым они знакомы. Перед началом изучения темы “Древний Египет” проводился опережающий рейтинг по этим же вопросам. Его целью было узнать, знают ли учащиеся что-то о Египте из дополнительных источников. Сегодняшний рейтинг покажет, как ребята усвоили изучаемый материал.

РЕЙТИНГ

  1. Река, протекающая в Египте (Нил).
  2. Бог Солнца у египтян (Ра / Омон / Омон-Ра).
  3. Самая большая пирамида (Хеопса).
  4. На чем писали в Древнем Египте (папирус).
  5. Как называются люди, служащие богу (жрецы).
  6. Как называются значки для письма в древнем Египте (иероглифы).
  7. Как называется правитель древнего Египта (фараон).
  8. Главный бог в царстве мертвых (Осирис).
  9. Гроб у древних египтян (саркофаг).
  10. Самый воинственный правитель Египта (Тутмос III).

Ответы рейтинга записаны на доске. Учащиеся осуществляют самопроверку, подсчитывают баллы и выставляют оценку.

7) Кроссворд (рисунок 2).

8) Подведение итогов.

Наше путешествие по Древнему Египту закончилось. Итоги работы по теме мы подведем на следующем уроке.

- Какие формы работы на уроке вам больше всего понравились?

На следующем уроке мы продолжим наше историческое путешествие и отправимся в Переднюю Азию, в Двуречье.