Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Тенденции и проблемы развития комплекса музеев образовательного учреждения

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое.
П. Валерии

Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательного процесса, т.к. музеи обеспечивают поиск, сбор, хранение, изучение и сохранение культурного наследия, коллективной памяти человечества. Если рассматривать образование как механизм межпоколенной трансляции ценностей истории и культуры, то роль школьного музея становится ключевой в этом процессе.

Воспитательная система нашей школы – это совокупность дел и отношений, ежедневно способствующих развитию учащихся. Главной задачей школы на данном этапе является создание такого единого воспитательного пространства, в котором каждый участник образовательно-воспитательного процесса чувствовал бы себя максимально комфортно, свободно и имел бы возможность для творчества, самовыражения и самоопределения.

Музейный комплекс (Слайд 2) является структурным подразделением школы и неотъемлемой частью единого воспитательного пространства, отвечает его потребностям. А потому правомерность существования и эффективность деятельности комплекса школьных музеев определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности всех, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

В состав комплекса вошли (Слайд 3) музеи “Боевой славы жителей Крылатского”, “Москва и москвичи”, “Народного творчества России”, “Истории московского образования”, “Земля - наш общий дом” и “Истории развития культуры Москвы”. В 2008 году в состав комплекса вошел новый музей - “Россия - Родина моя”. Все наши музеи сертифицированы. Четыре музея имеют отдельные помещения, три расположены в учебных классах.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. Мониторинг, проведенный среди учащихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона и представителей управы района Крылатское в декабре 2008 года, показал, что есть желание, возможность и необходимость создать в рамках нашего музейного комплекса музеи естественно-научного и технического профиля. Это - одна из перспектив развития комплекса.

Музейный комплекс нашей школы – эффективная воспитательная система, базирующаяся на гуманистических ценностях, созвучных культуре мира, под знаком которого мы вступили в третье тысячелетие. Это - творческая лаборатория детей и взрослых, открывающая горизонты восприятия в процессе реконструкции прошлого, проектирования будущего мира, в котором предстоит жить детям. Это своеобразный музейный всеобуч, через который можно добиться: гармонизации личностного развития детей на основе комплексного подхода к воспитанию, предлагаемого музейной педагогикой; формирования у них исторического сознания, творческого отношения к действительности; развитие научного мировоззрения и музейной культуры.

Комплекс музеев является побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса.

Школьные музеи, входящие в музейный комплекс, призваны оставаться по преимуществу музеями детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики их деятельности должны быть слова поиск открытие творчество. Это музеи, которые создаются детьми и одновременно – для детей. Школьный – самый уникальный музей, в котором могут храниться и экспонироваться исторические предметы наравне с рукотворными, отражающие мир детства.

В нашей школе создано особое пространство, где музейные педагоги реализуют специальные музейно-образовательные и культуро-творческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии, проводят психолого-педагогический мониторинг.

Работой каждого музея руководит Совет музея, в который входят учащиеся, педагоги и родители. Представители Советов музеев входят в Совет комплекса музеев, который координирует всю музейную работу школы.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.

В своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы:

- Проведение музейных уроков (Слайд 4) (истории, МХК, москвоведения, литературы, музыки, географии, иностранных языков) на базе музеев;

- Обзорные и тематические экскурсии (Слайд 5) (для учеников, родителей, жителей микрорайона, ветеранов ВОВ, гостей школы); (Слайд 6, 7) комплекс традиционно ежегодно проводит дни открытых дверей для всех желающих (объявления размещаются в микрорайоне школы), целью таких мероприятий является формирование имиджа школы как динамично развивающегося образовательного учреждения, привлечение к жизнедеятельности комплекса родителей и жителей микрорайона, пополнение музейных фондов;

- Лекции; по мере накопления материалов большинство лекций были включены в состав постоянно действующих на базе музеев лекториев, например: “Поговорим о вежливости” (Слайд 8), “Из истории моды”, “Кумиры ХХ века”, “Московское образование вчера, сегодня, завтра”, “Народные промыслы”, “Дни воинской славы России” и т.д.

- Встречи с интересными людьми (Слайд 9) ( ветераны ВОВ, деятели культуры , родителями, непосредственными участниками или очевидцами исторических событий и т.д.);

- Всеми руководителями музеев разработаны образовательные программы и организована работа объединений дополнительного образования для различных возрастных категорий учащихся;

- В связи с развитием информационных технологий в музейной сфере появляются новые формы деятельности. Под руководством Совета музеев учащиеся создают мультимедийные пособия для проведения уроков и классных часов: Заочные экскурсии “Москва театральная”, “Памятники деятелям культуры в Москве”, “Мосты Замоскворечья”, “Мое родное Крылатское” , “Русская матрешка” (Слайд 10) и т.д. , а также компьютерные презентации для внеклассных мероприятий; Комплекс выполняет заказы учителей- предметников и готовит компьютерные презентации для проведения уроков и занятий объединений дополнительного образования такие как “Заочная экскурсия по Лондону”, “Архитектура Нью-Йорка”, “Музыкальная жизнь Франции. XIX век” и др.

- Комплекс занимается подбором материалов для классных часов и тематических бесед;

- Комплекс музеев регулярно представляется мобильные (передвижные) выставки экспонатов музеев школы, такие как “Народные промыслы России”, “Москва театральная”, “Москва вчера, сегодня, завтра”, “Как учились наши родители”, “Путешествие по странам изучаемого языка” и другие. Эти выставки вызывают живой интерес у ребят. Замечательно то, что экскурсии по этим выставкам проводят сами ребята. Подобные выставки мы организуем и во время проведения общешкольных родительских собраний. На сегодняшний день есть принципиальная договоренность о проведении подобных выставок на базе Центральной детской библиотеки № 17 “Смена” и ЦДОД “Источник”;

- Музейный комплекс является постоянным и активным участником школьной научно-практической конференции, представляя на ней свои проектные работы. Победители представляют школу на окружном этапе (например: проектная работа “Русский свадебный костюм”, руководитель Лыжина А.А.). (Слайд 11)

Наши музеи не замыкаются в работе только на своей теме. Так музей “Народного творчества России” и “Музей культуры Москвы” собирают материалы и изучают культурные традиции других стран и народов. Результатом этой деятельности стал научный проект, выполненный совместно с учителями иностранных языков “Народные праздники Англии, Франции и России”, который в этом учебном году будет представлен на научно-практической конференции “Эврика”;

- Комплекс музеев организует патриотические, творческие конкурсы такие как: конкурс альбомов “Москва литературная”, конкурсы боевых листов “Из истории Вооруженных Сил РФ”, мини-сочинений “Мой друг по переписке”, конкурсы чтецов, русской народной песни, тематических мини-газет (Слайд 12), открыток, рисунков, сочинений и т.д.; фотоработы наших учениц Бодягиной Екатерины и Резниковой Ирины “Золотые купола Москвы”в рамках программы “Московских окон негасимый свет”, посвященной 860-летию Москвы (Слайд 13) представлялись на городской выставке фотографий “Я шагаю по Москве” в Белых Палатах на Пречистенке и вошли в её печатный каталог; альманах литературно- творческих работ учащихся “Поколение мира без войны” (альманах отмечен благодарностью Правительства Москвы, а 4 учащихся завоевали 3 места в округе); 2-е творческие работы в рамках окружного конкурса “Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты” заняли 2-е места; ребята занимаются изготовлением поделок и макетов;

- Каждый школьный музей работает по своему направлению, но весь комплекс постоянно объединяет одна глобальная общая тема. Сегодня - это “Комплекс музеев - центр патриотического воспитания”, посвященная 65-летию Победы Нашей страны в Великой Отечественной войне. В каждом музее представлены уголки по данной теме перекликающиеся с темой работы музея: в музее “Народного творчества России” представлены вязанные варежки, носки для солдат, вышитые кассеты; в музее “Истории развития культуры Москвы”- граммпластники, кассеты с песнями о войне, творческие работы учащихся “Актеры, поэты, писатели, кинематограф в годы ВОВ”, в музее “истории московского образования” оформлены стенды “Школы военных лет”, “Учителя и ученики московских школ в годы ВОВ”, музей “Москва и москвичи” знакомит своих посетителей с историей московских улиц, названных в честь участников ВОВ… Лекторские группы проводят по этим материалам беседы с учащимися. Наши музеи постоянно проводят совместные мероприятия, где у каждого музея своя роль в подборе материалов для выступлений, оформления, раздаточного материала…Сегодня вы увидите презентацию одного из таких мероприятий - это устный журнал “Женщины в годы войны”, где даже сценарий выступления ребят является коллективным творчеством, так как материал для него подбирали все музеи соответственно своей теме;

- Совместные мероприятия мы проводим постоянно. Так традиционный праздник- фестиваль “Дружат дети на планете” (Слайд 14) является результатом коллективного творчества музеев “Земля - наш общий дом” (готовит газеты, сообщения, выставку книг о представляемых странных), “Истории развития культуры Москвы” (подбирает песенный, танцевальный, поэтический материалы и готовит концертную программу), “Народного творчества России” (готовит рассказы о народных промыслах, национальной кухне); традиционный праздник “Масленица” (Слайд 14) готовят музеи “Россия- Родина моя”, “Москва и москвичи”, “Народного творчества России”, “Истории развития культуры Москвы”, 4 февраля пройдет совместное мероприятие музея “Боевой славы жителей Крылатского” и музея “Истории развития культуры Москвы” - “Песня в военной шинели”. Совместные (комплексные) мероприятия очень сплачивают школьный коллектив и значительно облегчают работу. Поговорка гласит “У семи нянек дитя без глаза”, поэтому за каждое мероприятие ответственным является один из музеев, а остальные – его активные помощники;

- Руководителем музея “Истории развития культуры Москвы” Кузяковой Г.В. с Советом музея разработаны рекомендации по организации экскурсионной работы с учащимися для учителей-предметников и классных руководителей. Программа рассчитана на учеников 1–11-х классов и охватывает все направления учебной деятельности, а также рекомендации по проведению развивающих экскурсий. Данная программа дает возможность посещать музеи и выставочные залы не хаотично, а с максимальной пользой. Программа составлена с учетом предметных образовательных программа, программ объединений дополнительного образования и исходя из возрастных психологических особенностей учащихся. В программе представлены не только рекомендуемые для посещения музеи, но и конкретные темы экскурсий.

Главным инициатором и организатором экскурсионной деятельности является наш комплекс.

На базе музея “Москва и москвичи” работает постоянно действующая группа экскурсоводов, проводящих экскурсии для учащихся школы по Москве. Два года назад к этой работе присоединился и музей “Истории развития культуры Москвы”. Ребята сами выбирают маршруты своих экскурсий, ищут интересный материал, разрабатывают задания классам или индивидуальные - учащимся. Руководитель музея выступает в роли координатора действий, направляющего, помогающего звена. Эта работа требует серьезной подготовки и большого мастерства от ребят. Ведь экскурсоводу мало самому хорошо владеть материалом, надо еще донести его до слушателя. Практика показывает, что желающих попробовать себя в роли экскурсовода много, а получается это не у всех. Отсюда вытекает одна из тенденций работы комплекса - создать на его базе занятия по риторике и художественному слову;

- Хочется уделить внимание ещё одному направлению работы наших музеев - это музейный всеобуч. Для нас это довольно новая деятельность, мы её только начинаем, разработаны первые сценарии занятий. И своими мыслями мы хотим поделиться с Вами.

Мы пришли к мысли. Что каждый ребенок обязательно должен пройти через музейный всеобуч, то есть систему постоянных и обязательных занятий с использованием музейных средств, движимых и недвижимых памятников Москвы. В дальнейшем предполагается включить в музейный всеобуч подрастающее поколение с 5 до 11 лет.

Задачами музейного всеобуча являются:

  • всестороннее гармоническое развитие каждого ребенка на основании комплексного подхода к воспитанию;
  • формирование творческой активности ребенка. Его эстетических чувств, вкусов, идеалов с помощью музейных средств;
  • развитие у детей эмоций, воображения и фантазии;
  • формирование исторического сознания. Навыков осмысленного участия в документировании природы и общества для выработки научного мировоззрения;
  • воспитание музейной культуры.

Задача всеобуча - формирование сознательных граждан, патриотов. Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения. Системы ценностей, понимания смысла жизни (твое место в цепочке поколений). Большую помощь здесь могут оказать музеи. В их распоряжении имеется большое число средств, способствующих гармоничному развитию личности на примере истории природы. Общества, искусства.

Если при проведении обычной экскурсии мы нередко обрекаем слушателей на пассивность, то музейный всеобуч предполагает максимальную активность детей.

В настоящее время возникла такая культурно-коммуникативная ситуация. Когда приобретение новых знаний перестает быть главной задачей образовательно-воспитательной работы, а рассматривается лишь как одно из важнейших средств образования и развития личности. В новых условиях личность необходимо ориентировать не на запоминание информации. А на её творческую переработку. Главной задачей становится воспитание активной личности, которая может принимать нетривиальные решения.

В системе музейного всеобуча используются основные методические принципы и приемы:

1. Игровой метод, так как игра в детском возрасте является основной формой психологической жизни маленького человека, его естественным состоянием. Через игру ребенок активно познает мир. Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающиеся целых ситуаций или отдельных музейных предметов (“Как ты поступишь, если найдешь такой-то предмет?”) Игровая форма оказывается наиболее эффективной. Поскольку в нее включены и разум, и чувство, и фантазия.

- “Погружение”, “вовлечение” в прошлое, его реконструкция. Опыт показывает. Что дети лучше начинают понимать прошлое, лишь “погружается” в него, то есть совершая как бы мысленное путешествие в прошлое.

- Ролевой метод - метод получения детьми социальных ролей. Дети начинают по-настоящему чувствовать историю лишь когда сами что-то переживают (например, если ты - крепостной крестьянин и тебя продали…). При распределении социальных ролей детям нельзя давать роли отрицательного плана (например, фашистов), поскольку дети ещё не могут отделить роль от человека.

- Метод театрализации. Очень важно включать в занятия отдельные элементы театрализации (Слайд 23), воссоздавая прошлое, его реалии, а также музыку, пение, танцы. Очень важно было бы каждому младшему школьнику дать возможность участвовать в театральной музейной постановке.

2. Вопросно-ответный метод. На занятиях необходимо предлагать детям не рассказ экскурсовода, ни в коем случае не обзорную экскурсию. А систему вопросов и ответов. У детей должно создаться ощущение, будто они сами до всего додумались. При этом формировать опорные, базовые понятия, повторяя их в течение нескольких занятий (например, термины “экскурсант”, “экспонат”, “музейный предмет” и т.д.).

Например, в процессе реализации музейного всеобуча, раскрывая историко-культурный контекст того или иного предмета, в беседе с детьми можно использовать такие вопросы:

- Кто и как сделал предмет?

- Зачем, для чего предмет служил в свое время? А сейчас он воспринимается иначе?

- В какой обстановке его делали? Что его создатель мог видеть и слышать, что думать?

- Из чего сделан предмет?

- Кому он принадлежал? (Пофантазировать, но с учетом реальных данных)

- Красив ли он? Его цвет, линии, на что он похож и т.д.

При работе с детьми лучше не пользоваться точными датами, но говорить о веках и периодах. С самыми маленькими можно использовать словосочетания “это было давно”, “кто жил раньше”…

Младший возраст нуждается в движении, поэтому необходимо то ускорять темп занятия, то замедлять, то сажать детей на пол, на ковер, ненадолго распускать группу…

Обязательно нужно фиксировать реакцию детей через 1-3 дня после занятия, через неделю, через месяц (помнят ли они посещение музея, что именно запомнилось, во что дети играют и т.д.).

Для детишек 5-7 лет занятия должны продолжаться 25-30 минут. Для 8-11 лет - 40-45 минут. Музейные предметы для игры берутся как из музейного фонда, так и приносятся детьми. Мы должны помочь ребятам увидеть, что иногда и у них дома встречаются необычные предметы, достойные изучения.

Мы апробировали занятия “Вещественные источники”, “Книга как предмет материальной культуры”, готовится занятие “Идет война народная…”

- Наш комплекс музеев имеет множество социальных партнеров.

- Деятельность музея нашла свое отражение в средствах массовой информации.

Кроме выше перечисленных в нашем музейном комплексе наметились тенденции:

- сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Разработка развивающих музейных программ для дошкольников (на базе школы много лет действуют подготовительные курсы для будущих первоклассников);

- идет разработка положения о музейном комплексе ОУ, в основу которого положено положение о школьном музее;

- создание виртуального комплекса музеев;

- развитие музейного всеобуча.

Какие проблемы стоят комплексом школьных музеев и школьными музеями?

Первая из них - определение направления поисково-собирательской деятельности и выбор профиля. Музеи в школах создаются порой не в результате обоснованного выбора темы, а по стихийно складывающимся обстоятельствам (желание ветеранов, престиж школы, чрезмерное администрирование вышестоящих органов, увлечения энтузиастов-коллекционеров и т.д.). Чтобы избежать этой проблемы необходимо проводить мониторинги (образцы анкет есть у Вас в раздаточном материале);

Вторая проблема, вслед за определением профиля и тематики, - это обеспечение полноты коллекции в соответствии с выбранным профилем. Естественно, наиболее остро она стоит тогда, когда профиль музея выбран необоснованно и наблюдается явное расхождение между намерениями и возможностями авторского коллектива. Стремление обеспечить тематическую полноту коллекции (при неумении или нежелании проводить серьезную поисковую и исследовательскую работу) приводит к тому, что некоторые музеи и музейные комплексы строятся преимущественно на тиражируемом материале.

Поскольку приоритет в школьном музее, как и в любом другом, отдается подлиннику, возникает, третья, самая серьезная проблема его жизнедеятельности - обеспечение сохранности музейного предмета. Типичной становится ситуация - сбором, хранением и использованием документальных и иных памятников истории и культуры в школьном музее занимаются лица, не имеющие специальной музееведческой, архивоведческой, археографической и т.п. подготовки, что подчас отрицательно сказывается на результатах поисково-собирательной и музейной работы. Имеет место утрата памятников истории и культуры как в результате неумелого обращения с ними в процессе хранения и использования, так и из-за прекращения по какой-либо причине деятельности школьного музея”. Решение проблемы - учиться, учиться, учиться…А задача руководства - обеспечить качественное обучение руководителей школьных музеев;

Наш комплекс музеев - неотъемлемая часть жизни школы, доминирующее звено ее воспитательной системы. Он любим учениками, учителями и родителями. Он - благодатная почва в воспитании подрастающего поколения; через музей проходит не одно поколение учащихся, и каждый из них получает здесь большой нравственный и эмоциональный заряд на многие годы; каждое поколение учеников оставляет свой вклад и след, пополняет новыми находками школьные музей; здесь каждый экспонат проходил через ум и сердце школьника, вызывая чувство гордости историей нашей Родины.

Презентация