Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тенденции и проблемы развития комплекса музеев образовательного учреждения

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое.
П. Валерии

Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательного процесса, т.к. музеи обеспечивают поиск, сбор, хранение, изучение и сохранение культурного наследия, коллективной памяти человечества. Если рассматривать образование как механизм межпоколенной трансляции ценностей истории и культуры, то роль школьного музея становится ключевой в этом процессе.

Воспитательная система нашей школы – это совокупность дел и отношений, ежедневно способствующих развитию учащихся. Главной задачей школы на данном этапе является создание такого единого воспитательного пространства, в котором каждый участник образовательно-воспитательного процесса чувствовал бы себя максимально комфортно, свободно и имел бы возможность для творчества, самовыражения и самоопределения.

Музейный комплекс (Слайд 2) является структурным подразделением школы и неотъемлемой частью единого воспитательного пространства, отвечает его потребностям. А потому правомерность существования и эффективность деятельности комплекса школьных музеев определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности всех, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

В состав комплекса вошли (Слайд 3) музеи “Боевой славы жителей Крылатского”, “Москва и москвичи”, “Народного творчества России”, “Истории московского образования”, “Земля - наш общий дом” и “Истории развития культуры Москвы”. В 2008 году в состав комплекса вошел новый музей - “Россия - Родина моя”. Все наши музеи сертифицированы. Четыре музея имеют отдельные помещения, три расположены в учебных классах.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. Мониторинг, проведенный среди учащихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона и представителей управы района Крылатское в декабре 2008 года, показал, что есть желание, возможность и необходимость создать в рамках нашего музейного комплекса музеи естественно-научного и технического профиля. Это - одна из перспектив развития комплекса.

Музейный комплекс нашей школы – эффективная воспитательная система, базирующаяся на гуманистических ценностях, созвучных культуре мира, под знаком которого мы вступили в третье тысячелетие. Это - творческая лаборатория детей и взрослых, открывающая горизонты восприятия в процессе реконструкции прошлого, проектирования будущего мира, в котором предстоит жить детям. Это своеобразный музейный всеобуч, через который можно добиться: гармонизации личностного развития детей на основе комплексного подхода к воспитанию, предлагаемого музейной педагогикой; формирования у них исторического сознания, творческого отношения к действительности; развитие научного мировоззрения и музейной культуры.

Комплекс музеев является побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса.

Школьные музеи, входящие в музейный комплекс, призваны оставаться по преимуществу музеями детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики их деятельности должны быть слова поиск открытие творчество. Это музеи, которые создаются детьми и одновременно – для детей. Школьный – самый уникальный музей, в котором могут храниться и экспонироваться исторические предметы наравне с рукотворными, отражающие мир детства.

В нашей школе создано особое пространство, где музейные педагоги реализуют специальные музейно-образовательные и культуро-творческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии, проводят психолого-педагогический мониторинг.

Работой каждого музея руководит Совет музея, в который входят учащиеся, педагоги и родители. Представители Советов музеев входят в Совет комплекса музеев, который координирует всю музейную работу школы.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.

В своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы:

- Проведение музейных уроков (Слайд 4) (истории, МХК, москвоведения, литературы, музыки, географии, иностранных языков) на базе музеев;

- Обзорные и тематические экскурсии (Слайд 5) (для учеников, родителей, жителей микрорайона, ветеранов ВОВ, гостей школы); (Слайд 6, 7) комплекс традиционно ежегодно проводит дни открытых дверей для всех желающих (объявления размещаются в микрорайоне школы), целью таких мероприятий является формирование имиджа школы как динамично развивающегося образовательного учреждения, привлечение к жизнедеятельности комплекса родителей и жителей микрорайона, пополнение музейных фондов;

- Лекции; по мере накопления материалов большинство лекций были включены в состав постоянно действующих на базе музеев лекториев, например: “Поговорим о вежливости” (Слайд 8), “Из истории моды”, “Кумиры ХХ века”, “Московское образование вчера, сегодня, завтра”, “Народные промыслы”, “Дни воинской славы России” и т.д.

- Встречи с интересными людьми (Слайд 9) ( ветераны ВОВ, деятели культуры , родителями, непосредственными участниками или очевидцами исторических событий и т.д.);

- Всеми руководителями музеев разработаны образовательные программы и организована работа объединений дополнительного образования для различных возрастных категорий учащихся;

- В связи с развитием информационных технологий в музейной сфере появляются новые формы деятельности. Под руководством Совета музеев учащиеся создают мультимедийные пособия для проведения уроков и классных часов: Заочные экскурсии “Москва театральная”, “Памятники деятелям культуры в Москве”, “Мосты Замоскворечья”, “Мое родное Крылатское” , “Русская матрешка” (Слайд 10) и т.д. , а также компьютерные презентации для внеклассных мероприятий; Комплекс выполняет заказы учителей- предметников и готовит компьютерные презентации для проведения уроков и занятий объединений дополнительного образования такие как “Заочная экскурсия по Лондону”, “Архитектура Нью-Йорка”, “Музыкальная жизнь Франции. XIX век” и др.

- Комплекс занимается подбором материалов для классных часов и тематических бесед;

- Комплекс музеев регулярно представляется мобильные (передвижные) выставки экспонатов музеев школы, такие как “Народные промыслы России”, “Москва театральная”, “Москва вчера, сегодня, завтра”, “Как учились наши родители”, “Путешествие по странам изучаемого языка” и другие. Эти выставки вызывают живой интерес у ребят. Замечательно то, что экскурсии по этим выставкам проводят сами ребята. Подобные выставки мы организуем и во время проведения общешкольных родительских собраний. На сегодняшний день есть принципиальная договоренность о проведении подобных выставок на базе Центральной детской библиотеки № 17 “Смена” и ЦДОД “Источник”;

- Музейный комплекс является постоянным и активным участником школьной научно-практической конференции, представляя на ней свои проектные работы. Победители представляют школу на окружном этапе (например: проектная работа “Русский свадебный костюм”, руководитель Лыжина А.А.). (Слайд 11)

Наши музеи не замыкаются в работе только на своей теме. Так музей “Народного творчества России” и “Музей культуры Москвы” собирают материалы и изучают культурные традиции других стран и народов. Результатом этой деятельности стал научный проект, выполненный совместно с учителями иностранных языков “Народные праздники Англии, Франции и России”, который в этом учебном году будет представлен на научно-практической конференции “Эврика”;

- Комплекс музеев организует патриотические, творческие конкурсы такие как: конкурс альбомов “Москва литературная”, конкурсы боевых листов “Из истории Вооруженных Сил РФ”, мини-сочинений “Мой друг по переписке”, конкурсы чтецов, русской народной песни, тематических мини-газет (Слайд 12), открыток, рисунков, сочинений и т.д.; фотоработы наших учениц Бодягиной Екатерины и Резниковой Ирины “Золотые купола Москвы”в рамках программы “Московских окон негасимый свет”, посвященной 860-летию Москвы (Слайд 13) представлялись на городской выставке фотографий “Я шагаю по Москве” в Белых Палатах на Пречистенке и вошли в её печатный каталог; альманах литературно- творческих работ учащихся “Поколение мира без войны” (альманах отмечен благодарностью Правительства Москвы, а 4 учащихся завоевали 3 места в округе); 2-е творческие работы в рамках окружного конкурса “Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты” заняли 2-е места; ребята занимаются изготовлением поделок и макетов;

- Каждый школьный музей работает по своему направлению, но весь комплекс постоянно объединяет одна глобальная общая тема. Сегодня - это “Комплекс музеев - центр патриотического воспитания”, посвященная 65-летию Победы Нашей страны в Великой Отечественной войне. В каждом музее представлены уголки по данной теме перекликающиеся с темой работы музея: в музее “Народного творчества России” представлены вязанные варежки, носки для солдат, вышитые кассеты; в музее “Истории развития культуры Москвы”- граммпластники, кассеты с песнями о войне, творческие работы учащихся “Актеры, поэты, писатели, кинематограф в годы ВОВ”, в музее “истории московского образования” оформлены стенды “Школы военных лет”, “Учителя и ученики московских школ в годы ВОВ”, музей “Москва и москвичи” знакомит своих посетителей с историей московских улиц, названных в честь участников ВОВ… Лекторские группы проводят по этим материалам беседы с учащимися. Наши музеи постоянно проводят совместные мероприятия, где у каждого музея своя роль в подборе материалов для выступлений, оформления, раздаточного материала…Сегодня вы увидите презентацию одного из таких мероприятий - это устный журнал “Женщины в годы войны”, где даже сцен