Толерантность в межнациональных отношениях в молодежной среде (Из опыта организации научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов МОУ гимназии № 9 г. Ставрополя)

Разделы: Внеклассная работа


Взаимосвязь и взаимозависимость таких понятий как “молодежь” и “будущее России” общеизвестна. Молодежь – это не только наше будущее, но и “живое настоящее”. Поэтому очень важно, чтобы сегодня, в период прогрессивных преобразований, молодежь занимала место не только сознательного сторонника этих преобразований, но и вносила свой вклад в возрождение России. (См.:Ручкин Б.А.,Родионов В.А.,Пыжиков А.В.Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания.М.,2000.№1,с.146-147.)

Начиная с 2006 года, в МОУ Гимназия №9 на базе методического объединения области “Обществознания” мною была организована и проведена исследовательская работа среди учащихся старших классов. Цель подобной деятельности – помочь учащимся реализовать себя, проявить общественную активность. Эта работа носила открытый характер. Она открыта для всех учащихся и преподавателей, представителей различных этнических групп.

С 2006 года я сформировала исследовательскую группу из учащихся 9-11-х классов, которая проводила социологическое исследование путем анонимного анкетирования старшеклассников гимназии. В течение 2006 – 2007 и 2007-2008 уч. годов эта группа провела диагностику проявления толерантности между учащимися, между учащимися и преподавателями. Результаты исследования были представлены на ежегодной научно-практической конференции учащихся старших классов гимназии №9 “В науку первые шаги", на XVIII научно-практической конференции школьников Ставропольского края 2007 года, работа отмечена дипломом Всероссийского конкурса среди учащихся средних учебных заведений, который проходил в Москве в октябре-ноябре 2008 года под эгидой “ЮНЭКО”. Особенности методики работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся были представлены на XI Международной научно-практической конференции в апреле 2009 года в г. Санкт-Петербурге.

Данная исследовательская работа имела целью выявить:

1. Особенности этнического статуса учащихся гимназии;

Этнический статус является элементом более общей системы – социального статуса. Он указывает на место индивида или группы в структуре межэтнических отношений на личностном и групповом уровне и в некоторой степени определяет социальные функции личности. Этнический статус представляет атрибут любого неизолированного этноса или этнической группы, и личность обладает им постольку, поскольку принадлежит к определенному этносу. (См.:Бромлей Ю.В.Этнос и Этнография.М.,1993.С.49-50.)

Цель исследования – показать на примере изучения этнического статуса учащихся гимназии состояние и перспективы развития молодежи как стратегического ресурса России в ХХI веке, а также, было интересно выявить уровень сохранности культуры и внутренней сплоченности в молодежной среде.

2. Толерантность сознания молодежи в межнациональных отношениях.

Что понимается под толерантностью? В буквальном переводе толерантность (от лат. tolerantia– терпение) означает терпимость к иным мнениям, воззрениям, убеждениям, к поступкам людей, с которыми человек в чем-то расходится, не соглашается. Однако для понимания идеи толерантности как демократической ценности недостаточно заменить иностранный термин на более нам близкий и понятный.

В ходе исследовательской работы опрос проводился анонимно среди учащихся 9 – 11-х классов. Эту деятельность я решила распределить по двум направлениям: социологическом и этнографическом, четко определив и спланировав роль каждого направления (Рисунок 1).

За 2006-2007 и 2007-2008 уч. годы было опрошено 800 человек. Результаты опроса нашли свое отражение в соответствующих таблицах, комментариях и выводах к ним. В первую очередь наша группа постаралась получить максимальную информацию о респондентах.

В результате исследования выяснилось, что общее число опрошенных учащихся гимназии – это представители 20-ти национальностей. 76% – это представители славянской группы, представленные русскими и украинцами; 24% – это представители 18-ти национальностей, из которых 17% – это армяне, а 7% составляют такие народности как ногайцы, туркмены, лезгины, евреи, татары, цыгане, черкесы, карачаевцы, абазины, греки, грузины, чеченцы, азербайджанцы, ингуши, казахи, немцы и даргинцы (Рисунок 2).

Такое процентное соотношение (76% и 24%) не должно вызывать некой эйфории, когда речь идет об этносах. Здесь необходимо четко понимать как положительные, так и отрицательные стороны данного факта. Нельзя допускать, чтобы численно доминирующие этносы имели больше шансов формировать оптимальную социально-классовую структуру. Это непременно может привести к тому, что они будут проводить политику только в интересах своей этнической общности.

Язык всегда относился к тем компонентам духовной культуры, функциональная значимость которых выражена наиболее отчетливо. Владение языком межнационального общения необходимо во многих житейских ситуациях, но в настоящее время уже не связано с престижностью самого языка и статусом группы, для которой он является родным. Исторически сложившаяся традиция, в силу которой именно русский язык стал средством общения в государстве, оказывается сильнее личной установки, которая может быть отрицательной (См.:Семенов В.М.,Матюнина Е.В.Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах России.//Социально-гуманитарные знания.М.,2001.№2,с.289.)(Рисунок 3).

Низкие знания русского языка показали 12% респондентов. Это и определенный процент отрицательной установки, которая может быть выражена в нежелании использовать русский язык в качестве средства общения. Но, тем не менее, данные позволяют сделать вывод о закономерном введении в программу обучения многих учебных заведений таких дисциплин как “Этика и эстетика”, “Культурология”, “Искусство общения”, “Русский язык и культура речи”, “История и культура народов Северного Кавказа”.

Низкие знания родного языка показали 5% респондентов из числа представителей других национальностей (это 24%). А это уже серьезный сигнал к пониманию того, что те неравные условия, в которых сегодня вынуждены существовать наши народы (особенно на периферии) не стимулируют нашу молодежь к изучению родного языка, как одного из ярких показателей принадлежности к определенному этносу.

Не секрет, что в нашем обществе серьезно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей. Результаты опроса подтвердили факт снижения интереса к культуре вообще и к национальной культуре и родному языку в частности.

Настораживает тот факт, что хорошие знания обычаев и традиций, а также их соблюдение отметили лишь 22% респондентов (это средний показатель), тогда как остальные 78% или не соблюдают или не знают обычаев и традиций своего народа (Рисунок 4).

Этот резкий показатель очень слабого уровня сохранности национальной культуры, наверняка, найдет свое отражение и во внутренней сплоченности в молодежной среде.

В исследовании проблемы толерантности в межнациональных отношениях в молодежной среде основной упор я делала на выявление как положительных, так и отрицательных тенденций, которые, несмотря на их противоречивость, дают возможность выявить и осмыслить реальные проблемы, а также определить пути их решения.

Сразу следует отметить, что около 40% респондентов (это средний показатель) выбрали такие ответы, как “не знаю”, “затрудняюсь”, “безразлично”. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий о том, что молодежь недостаточно ориентирована в знании современных этнополитических , экономических и социальных проблем.

В ходе исследования выявился ряд проблем, которые не могут не настораживать:

  • более 50% опрошенных постоянно (или иногда) сталкивались с проявлениями межнациональной розни;
  • 35% респондентов положительно или с сочувствием относятся к движению “бритоголовых”;
  • лишь 10% опрошенных обратились бы за помощью в правоохранительные органы в случае, если бы им пришлось участвовать в социальном конфликте на национальной почве;
  • 52% респондентов отметили, что в их ученической среде имеется деление на группы по национальному или религиозному признаку и др.

Эти показатели (Рисунок 5) нельзя игнорировать. Поэтому работу с молодежью нельзя пускать на самотек, нельзя оставлять без внимания малейшие негативные проявления в межнациональных отношениях.

Необходимо также понимать, что сознание молодого поколения оказывается способным принимать лишь новое, т.е. то, что обещает перемены, что совпадает со спецификой мировосприятия молодого поколения, ориентированного на будущее, но не на прошлое. Поэтому важно максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе социологического исследования.

Одной из таких тенденций является определенная устойчивость мировоззренческих позиций молодежи (Рисунок 6). Так, например:

  • более 50% респондентов отметили, что нет “плохих” и “хороших” народов и наций;
  • 51% опрошенных высказались за ужесточение наказания за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни;
  • 65% респондентов отметили свое отрицательное отношение к движению “бритоголовых”;
  • лишь 10% опрошенных ощущают какую-либо напряженность в отношениях между людьми в гимназии и др.

Суммируя показатели отношения респондентов к межнациональным конфликтам, можно выделить три основные позиции в общем процессе формирования и развития толерантности сознания: положительные тенденции, отрицательные тенденции и безразличие. Исследования показали определенную положительную динамику в развитии толерантности сознания учащихся гимназии.

Данные социологического исследования позволили мне сделать следующие выводы:

  1. Сегодня этнос становится главным персонажем не только этнополитики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом, так как без учета многочисленных этнических притязаний невозможно решать ни экономические, ни политические, ни идеологические проблемы в обществе;
  2. Показатели исследования еще раз подтвердили факт неравномерного протекания модернизации общества, обусловленного неравенством стартовых возможностей в этнонациональных ареалах. Поэтому общеобразовательные учреждения в планировании особенно воспитательных мероприятий должны это учитывать;
  3. В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев. Необходимо ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на подъем культуры молодого поколения как внутри классных коллективов, так и на общешкольном уровне;
  4. Сегодня необходима скоординированная политика по формированию приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали и т.д.);
  5. Молодежь сегодня – это, в определенной степени, лидирующая группа общества, поэтому необходимо максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе исследования. А обучение, образование и воспитание были, есть и будут главными направлениями в преодолении духовного и, в конечном счете, экономического кризиса в России.
  6. Для развития идеи толерантности в массовом сознании необходима разумная государственная политика, которая должна быть направлена на воспитание умения воспринимать другого человека не только в узком этническом, религиозном или социальном смысле, но и в общекультурном. Эта политика должна быть реализуема в общеобразовательных учреждениях
  7. Основная цель – объединить усилия различных национально-общественных структур в выработке единых подходов к решению межэтнических, политических, административных проблем и разногласий между народами России. Где, как ни в школе, возможна реализация этой цели.

Необходимо отметить, что проводимая мною в течение 2006-2008 гг. исследовательская работа в МОУ гимназии №9 г. Ставрополя призвана привлечь внимание молодежи и педагогических коллективов к решению сложных проблем становления российской молодежи, работу с которой необходимо рассматривать как один из приоритетов педагогической деятельности. Эта работа будет продолжена, где следующим этапом исследования станет изучение проблемы воспитания подлинной толерантности в отношениях между учащимися. Но речь уже должна идти не о вынужденном “терпении”, а о много большем и значимом: умении, оставаясь самим собой, сознавать и чувствовать особую ценность и внутреннюю специфику другого, непохожего на тебя человека. (См.:Рашковский Е.Кавказский меловой круг:трагические судьбы региона.//Черкесия.Черкесск,2003.№1,с.241.)

Рисунок 7

Приложенение

Презентация “Толерантность в межнациональных отношениях в молодежной среде”.

Литература

  1. Бромлей Ю.В .Этнос и этнография.М., 1993.
  2. Жовтун Д.Г. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума.//Социально-гуманитарные знания. М., 2000, №1.
  3. Рашковский Е. Кавказский меловой круг: трагические судьбы региона.//Черкесия. Черкесск, 2003, №1.
  4. Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания. М., 2000, №1.
  5. Семенов В.М., Матюнина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России.//Социально-гуманитарные знания. М., 2001, №2.
  6. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.