Интегрированный урок "Звучащий образ моря" (Подготовка к сочинению по музыке К.Дебюсси "Море")

Разделы: Русский язык


Тема: «Звучащий образ моря» (подготовка к сочинение по поизведению Клода Дебюсси «Море»)

Цели урока:

  • Образовательные: подготовка к сочинению по музыкальному произведению, совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль текста.
  • Развивающие: развитие устной и письменной связной речи, слуховой памяти, воображения.
  • Воспитательные: воспитание культуры поведения и общения на уроке,воспитания умения видеть и чувствовать красоту мирового музыкального наследия.

Оборудование:

  • Мультимедийный комплекс или интерактивное оборудование.
  • Аудиозапись К. Дебюсси «Море» и «Лунный свет».
  • Слайд-презентация урока с использованием фотографий композитора, с художественными фотографиями моря, репродукциями И. Айвазовского (Приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Учительпроверяет готовность учеников к уроку

2. Сообщение темы и цели урока

У нас с вами сегдня необычный урок – урок подготовки к сочинению по музыкальному произведению. Откройте тетради и запишите число и тему урока. Тема урока: «Звучащий образ моря.» Музыка поможетнампробудить воображение, развитьзвуковую память.
Дополнительную информацию к уроку нам предоставит библиотекарь. Валентина Ефимовна Арутюнян проведет этотурок вмести со мной. Учитель представляет ученикам соавтора урока – школьного библиотекаря Арутюнян В. Е. 

3. Вступительное слово учителя

Урок развития речи требует отвас, ребята, плного погружения в тему. Когда мы готовились к сочинению по картине, то обязательно знакомились с биографией художника, с особенностями времени, в котором он жил. Это помогало нам понять замысел автора, его мысли, чувства, настроение. Чтобы проникнуть в творческий замысел композитора , познакомимся с фактами его биографии.

4. Слово библиотекаря

(На протяжение всего рассказа  о жизни Дебюсси звучит музыкальная композиция «Лунный свет». Слайды № 2-4 сопровождаются музыкальным оформлением. При необходимости звучание музыки можно прервать и продолжить слайд-презентацию в соответсвии с ходом урока)
Клод  Ашиль:  Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. Его родители – мелкие буржуа – любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году  в Парижскую консерваторию.

Дарование Дебюсси развивалось чрезвычайно быстро. Уже студенческие годы его игра отличалась внутренней содержательностью, эмоциональностью, редким разнообразием и богатством звуковой палитры. С 1833 года Дебюсси начал участвовать как композитор в конкурсах на получение Большой Римской премии. В следующем году он был удостоен ее за кантату «Блудный сын». В 1905 году Дебюсси женился второй раз. Вскоре в его семье рождается прелестная девочка Клод – Эмме. На слайде мы видим Дебюсси  с дочерью. Именно она стала вдохновительницей для своего отца. Произведения, созданные в  этот период , говорят о новых тенденциях в творчестве. Все больше композитора привлекают жанрово-бытовые сцены, музыкальные портреты и картины природы.
Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны.

Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге  и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской культуре.

5. Слово учителя

Творчество этого гениального композитора стало предметом нашего внимания сегодня на уроке. В  1903-1905 года Клод Дебюсси  создают симфоническое сочинение «Море». Тембровая оркестровая палитра, ладовое своеобразие и другие особенности произведения привели в восторг многих композиторов. Музыку мы услышим чуть позже, а сейчас  ответим на вопросы.

  • Кто из вас не видел море?
  • Что вы ощутили, увидев море впервые?
  • Какие чувства вызывает у вас спокойное море?
  • Какие чувства вызывает у вас бушующее море?

Давайте посмотрим, как определяет понятие « море» толковый словарь Д. Н. Ушакова.

Как вы прокомментируете эту словарную статью? Совпадает ли это определение с тем, что вы только что говорили о море?
Не кажется ли вам, что определение словарной статьи очень сухое  и не соответствует нашему восприятию моря как живого существа, как необузданной, клокочущей стихии?

Совсем другое море в произведениях  классиков русской литературы.

Слайд № 6. Безбрежная водная стихия поразила А. С. Пушкина своей непокорностью и своенравием. Вид  бушующего моря рождал гениальные строки:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум прощальный
Услышал я  в последний раз.

(«К морю»)

Момент прощания  поэта с морем  запечатлел художник-маринист Илья Айвазовский. Живой, горящий взор поэта устремлен в бушующую морскую даль. Ветер развивает непослушные курчавые волосы. Мятущаяся душа поэта сродни непокорной стихии. Таким увидел поэта  художник. К творчеству И. Айвазовского мы еще сегодня обратимся не раз.

А у М. Бородицкой иное море: сильноое, но безобидное.

Море – вот силач какой!
Всех сильней на свете:
Поднимает нас  с тобой,
Как пушинку ветер.

А какое море видит Дебюсси, мы сейчас услышим. Триптих «Море» передает с помощью звуков это природное явление в разном состоянии: спокойное, бушующее,после бури. «Если бы среди всех творений Дебюсси, – говорил композитор Онеггер, – я должен был выбрать одну партитуру, чтобы на ее примерах мог получить представление об его музыке некто совершенно незнакомый с ней ранее, – я взял бы с такой целью триптих «Море».Это, на мой взгляд, произведение наитипичнейшее, в нем индивидуальность автора запечатлелась с наибольшей полнотой. Хороша сама музыка или плоха – вся суть вопроса в этом. А у Дебюсси она блистательна. Все в его «Море»вдохновенно: все до мельчайших штрихов оркестровки – любая нота, любой тембр, – все продуманно, прочувствованно и содействует эмоциональному одушевлению, которым полна эта звуковая ткань. «Море» – истинное чудо импрессионистского искуства…» Пожалуй, лучше не скажешь о триптихе «Море». Вы согласитесь со мной, прослушав  первую часть этого музыкального произведения. Слушая музыку, попробуйте представить море, каким видел его Дебюсси. Отмечайте,  какие моменты позволили вам мысленно нарисовать такую каритину. А чтобы «включилось» ваше воображение, видеоряд художественных фотографий поможет вам представить это природное чудо.

Слайды №  8-14. Видеоряд художественных фотографий сопровождается музыкальным оформлением. Первая часть триптиха «Море» длится восемь  минут, поэтому уместно дать возможность учащимся прослушать музыкальный отрывок полностью. Именно по этому отрывку ученики будут писать  сочинение. Хотя музыка будет звучать дважды в течние урока, первое впечатление лучше не портить комментариями, а дать возможность детям насладиться чарующим звуками симфонической композиции «Море».

Заключительные аккорды первой части триптиха, словно всплеск волны разбившейся о камень, стихают.Следующий слайд №15 поможет учащимся выразить с помощью картинки свое настороение, так как опыт подсказывает, что после прослушивания очень тяжело говорить и нужно несколько минут, чтобы прийти в себя. Вопрос: «Какое настроение соответствует вашему настроению?» –  послужит своеобразным мостиком к дальнейшей беседе.

Как ни странно, но впечатления  от услышанного и настроение после послушивания у ребят разное:одним показалось, что композитор видит море спокойное, другим –что это бушующее море.У всех достаточно веские аргументы по звуковой палитре. И только когда учитель объявляет название первой части, все приходят  к общему мнению. В этом особенность музыки Дебюсси: каждый слышит «свою картинку».

Слайд № 16  В помощь ученику проводится словарная работа с параллельным повторением изобразительно-выразительных средств языка. Учитель просит вспомнить учащихся, какие средства выразительности делают наши сочинения яркими, красочными, запоминающимися.

(Олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты.)Какими эпитетами мы можем охарактеризовать море? На какие группы  мы их разделим? (Пространственные, цветочные, действенные.) Запишите эти эпитеты в тетрадь и используйте их при написании сочинения.

Слайд № 17 Вид моря рождает в нас разные образы, мысли и слова.Море стало единственной темой для творчества художника Айвазовского,могучая стихия поглотила сознание художника и он подарил миру удивительные полотна, изображающие море.Посмотрим виддеоряд репродукций И. Айвазовского.Они помогут нам «погрузиться » в морскую тематику.

Слайды №17- 20 Видеоряд репродукций картин И.Айвазовского сопровождается музыкальным оформлением.Звучит вторая часть триптиха «Море».Поскольку музыкальная композиция длиться семь минут, то на усмотрение учителя  можно прослушать полнстью или только музыкальный отрывок.

Море прекрасно в любую погоду и на него можно смотреть бесконечно.Слушать музыку, расказывающую о море или создающую образ моря, тоже можно слушать бесконечно.Мы еще раз прослушаем первую часть триптиха и будем создавать свой обра моря на бумаге.(Вернуться к прослушиванию нам поможет гиперссылкп после слайда 14 или 20)
Но перед этим учащимися предлагаются рекомендации к написанию сочинения,которые не стестнят детской фантазии и помогут правильно и грамтно выстроить сочинение.
Слайд № 21. При повторном прослушивании рекомендуется составлять план сочинения.

6. Написание сочинения

Приложение 2 (музыка)