Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Внеклассный урок по чтению на тему "Сказка ложь, да в ней намек…" (со страниц русских народных сказок — на сцену)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • Познакомить детей с видами сказок.
  • Развивать речь, творческие способности учащихся, умение инсценировать сказки.
  • Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: иллюстрации сказок, костюмы, маски и декорации к русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Три медведя", "Заюшкина Избушка", магнитофон.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наш урок необычный. Урок -путешествие по страницам русских народных сказок.

Русские народные сказки - это произведения устного народного творчества. К устному творчеству относятся также песни, поговорки, пословицы, загадки. Кто же является их автором? Ответ очень простой автором является - народ - это великий творец.

Устное народное творчество появилось очень давно. Те простые люди, которые давным - давно сложили свои песни, сочинили сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их сказки не забылись, не исчезли. Они бережно передавались народом от родителей к детям, из уст в уста.

Если некоторые из вас думают, что сказка - это врака, пустяк, то ваше мнение очень ошибочно. Великий русский писатель А. С. Пушкин говорил : "Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! В русских народных сказках сконцентрированы все лучшие качества народа - его мудрость и юмор, доброта и сострадание, храбрость и благородство. В сказках всегда добро побеждает зло, слабый защищен, а жадный наказан. Все сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, сказки о животных. (обращение к доске). В волшебных сказках происходит какое -нибудь волшебство: печка умеет говорить, мальчик превращается в козленка, чудо - мельница печет блины и т. д. . Сказки о животных - это такие сказки, где главные персонажи животные. В этих сказках животные, как и люди, ходят друг к другу в гости, одеваются, женятся, ссорятся и т. п. Бытовые сказки - это сказки о боярах, солдатах, простых людях и т. п.

Кто из вас хорошо знаком с русскими народными сказками, тот, наверняка, знает, что в разных книгах, они могут рассказываться немного по - разному, но одно в них всегда неизменно - в каждой сказке есть поучительный смысл.

Ребята, поднимите руки, кто из вас знает русские народные сказки. Сейчас мы это проверим. Готовы?

Посмотрите на доску и скажите, иллюстрации к каким волшебным сказкам вы здесь видите? Как называются эти сказки и какое в них происходит волшебство? (Ответы детей). А как называются изображенные здесь на картинках сказки о животных? (ответы детей) А кто узнал, что это за бытовая сказка? (дети смотрят на иллюстрации и называют сказки). Молодцы!

Ребята, в этом ящике находится предмет, если вы отгадаете его название, то дети из третьего класса расскажут вам всем знакомую русскую народную сказку.

Итак, в этом ящике находится предмет, который принес горе и слезы старым людям (яйцо)

Кто из вас хорошо помнит эту сказку ? Расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают сказку : один начинает - другой продолжает). Если вы помните, то в начале урока я вам говорила о том, что сказки можно рассказывать по - разному. Вот только что вы мне рассказали всем известную русскую народную сказку "Курочка Ряба", а ребята из третьего класса расскажут вам эту сказку по - своему. Итак, на сцене сказка: "КУРОЧКА РЯБА".

Ведущий: (Дед и баба сидят и грустят)

Жили - были дед и баба и грустили иногда,
Только курочка, что Ряба, утешеньем им была.
Курочка несла яички, бабушка блины пекла.
Но однажды эта ряба им сюрприз преподнесла.

Ряба: Ко-ко-ко!

Ведущий: сказала Ряба.

Ряба: С добрым утром дед и баба!

Как всегда для вас яйцо, но волшебное оно,
Потому, как непростое, ведь яйцо -то золотое!

Ведущий:

Так сказала и ушла и советов не дала:
Как с яйцом тем поступить - бить его или не бить?

Дед:

Да, старуха, чудеса. видно это неспроста.
Долго жил я поживал, а такого не видал.

Баба:

Небольшое это диво.
Скорлупа, правда, красива.
Ставить я должна блины, яйца нам всегда нужны.
(пытается в миску разбить яйцо)
Дед, а дед, оно не бьется.

Дед: Да и мне вот не дается.

Баба: Видно нам сегодня дед, не испечь блинов в обед.

Ведущий: Тут приходит снова Ряба.

Ряба:

Бить яйцо совсем не надо, ведь оно для красоты,
А совсем не для еды, Полюбуйся, как сияет.
Людям радость доставляет.

Ведущий :

Согласились старики, теперь счастливы они.
Дружно с Рябушкой живут и яйцо то берегут.

А теперь вспомните, из каких сказок эти слова. И чему учат эти сказки. Какой в них "Добрым молодцам урок". (Дети отгадывают из каких сказок эти слова и чему учат эти сказки)

Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. (Колобок. Ввод:: не нужно забывать об осторожности с хитрецами.)

Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут - вытянуть не могут. (Репка. Одному трудно справиться с работой, а всем вместе - все под силу)

Петушок, петушок - золотой гребешок - маслена головушка - шелкова бородушка, выгляни в окошко - дам тебе горошка. (Петушок - Золотой гребешок. Вывод: Не имей 100 рублей, а имей - 100 друзей. Хороший друг всегда придет на помощь)

Угадайте, что эта за сказка: Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (три медведя)

Сейчас ребята вам расскажут эту сказку по -новому, а вы подумайте, какой урок в этой сказке. (инсценировка сказки Три медведя [1])

Маша:

Если ты в бору густом
С каждой веточкой знаком,
То на печке не сиди - за грибами в лес иди.
Раз шажок и два шажок - вон под ёлочкой грибок;
Вправо шаг и шаг назад - белые в траве стоят.
Похожу ещё немножко, и грибов полно лукошко.
(Продолжает собирать грибы).
Вот и всё, пора домой, только лес совсем чужой.
Всё в нём страшно, незнакомо, как добраться мне до дома?!
Вот в кустах видна тропинка, но тяжёлая корзинка
За кусты цепляется, да идти мешается.

Бросает корзинку с грибами и идёт по тропинке, останавливается у домика.)

Что за чудо? В чаще дом
С покосившимся крыльцом!
(Стучится в низенькое окошко).
Эй! Хозяева, впустите,
Накормите, напоите!
В чаще я весь день плутала,
Вся промокла и устала.
(Подходит к двери).
Тишина, открыта дверь:
Что же делать мне теперь?
(Маша тихонько входит в дом и оглядывается по сторонам).

В очаге огонь горит,
Каша в котелке бурлит.

(Маша снимает котелок, ставит его на стол. Котелок опрокидывается и падает. Маша подходит к стульям)

Вот три стула: два больших:.
(Пытается сесть на стулья, но они падают)
Мне не нравится на них. , а вот этот стульчик мой,
Аккуратненький такой! Вот три миски на столе.
(Подвигает миски.)
Эта маленькая, - мне.
(Берёт со стола три ложки, разглядывает одну, откладывает её.)
Эти ложки велики, кушать будет не с руки,
А вот эта - в самый раз!
(Накладывает себе каши).
Пообедаю сейчас!

(Маша поела, облизала ложку и раскачивается на стуле. Встаёт, роняя стул и ложку.)

А теперь пора поспать. Ну-ка, где моя кровать?

(Залезает на одну из больших кроватей, сбрасывает подушка на пол.)

Эта слишком высока.

(Подходит к другой кровати, сбрасывает подушку и одеяло).

Эта слишком широка.

(Ложится на маленькую кроватку).

А вот эта, у окна,
Для меня припасена.

(Маша ложится спать, а в дом заходят медведь, медведица и медвежонок).

Медведь: Что такое! Дверь открыта!

Медведица: Каша по полу разлита!

Медведь: Кто -то за столом сидел и из наших мисок ел!

Мишутка: Кто мой стульчик раскачал? И все ножки поломал?

Медведица: Пятна грязные повсюду, перепачкана посуда!

Мишутка: Ложка под столом лежит, у тарелки край отбит!

Медведь: Безобразия такого не встречал я, право слово!

(Медведи подходят к кроватям)

Медведица: Здесь моей подушки нет ! На перине грязный след!

(Видит на кровати Мишутки спящую Машу)<