Внеклассный урок по чтению на тему "Сказка ложь, да в ней намек…" (со страниц русских народных сказок — на сцену)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с видами сказок.
  • Развивать речь, творческие способности учащихся, умение инсценировать сказки.
  • Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: иллюстрации сказок, костюмы, маски и декорации к русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Три медведя", "Заюшкина Избушка", магнитофон.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наш урок необычный. Урок -путешествие по страницам русских народных сказок.

Русские народные сказки - это произведения устного народного творчества. К устному творчеству относятся также песни, поговорки, пословицы, загадки. Кто же является их автором? Ответ очень простой автором является - народ - это великий творец.

Устное народное творчество появилось очень давно. Те простые люди, которые давным - давно сложили свои песни, сочинили сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их сказки не забылись, не исчезли. Они бережно передавались народом от родителей к детям, из уст в уста.

Если некоторые из вас думают, что сказка - это врака, пустяк, то ваше мнение очень ошибочно. Великий русский писатель А. С. Пушкин говорил : "Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! В русских народных сказках сконцентрированы все лучшие качества народа - его мудрость и юмор, доброта и сострадание, храбрость и благородство. В сказках всегда добро побеждает зло, слабый защищен, а жадный наказан. Все сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, сказки о животных. (обращение к доске). В волшебных сказках происходит какое -нибудь волшебство: печка умеет говорить, мальчик превращается в козленка, чудо - мельница печет блины и т. д. . Сказки о животных - это такие сказки, где главные персонажи животные. В этих сказках животные, как и люди, ходят друг к другу в гости, одеваются, женятся, ссорятся и т. п. Бытовые сказки - это сказки о боярах, солдатах, простых людях и т. п.

Кто из вас хорошо знаком с русскими народными сказками, тот, наверняка, знает, что в разных книгах, они могут рассказываться немного по - разному, но одно в них всегда неизменно - в каждой сказке есть поучительный смысл.

Ребята, поднимите руки, кто из вас знает русские народные сказки. Сейчас мы это проверим. Готовы?

Посмотрите на доску и скажите, иллюстрации к каким волшебным сказкам вы здесь видите? Как называются эти сказки и какое в них происходит волшебство? (Ответы детей). А как называются изображенные здесь на картинках сказки о животных? (ответы детей) А кто узнал, что это за бытовая сказка? (дети смотрят на иллюстрации и называют сказки). Молодцы!

Ребята, в этом ящике находится предмет, если вы отгадаете его название, то дети из третьего класса расскажут вам всем знакомую русскую народную сказку.

Итак, в этом ящике находится предмет, который принес горе и слезы старым людям (яйцо)

Кто из вас хорошо помнит эту сказку ? Расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают сказку : один начинает - другой продолжает). Если вы помните, то в начале урока я вам говорила о том, что сказки можно рассказывать по - разному. Вот только что вы мне рассказали всем известную русскую народную сказку "Курочка Ряба", а ребята из третьего класса расскажут вам эту сказку по - своему. Итак, на сцене сказка: "КУРОЧКА РЯБА".

Ведущий: (Дед и баба сидят и грустят)

Жили - были дед и баба и грустили иногда,
Только курочка, что Ряба, утешеньем им была.
Курочка несла яички, бабушка блины пекла.
Но однажды эта ряба им сюрприз преподнесла.

Ряба: Ко-ко-ко!

Ведущий: сказала Ряба.

Ряба: С добрым утром дед и баба!

Как всегда для вас яйцо, но волшебное оно,
Потому, как непростое, ведь яйцо -то золотое!

Ведущий:

Так сказала и ушла и советов не дала:
Как с яйцом тем поступить - бить его или не бить?

Дед:

Да, старуха, чудеса. видно это неспроста.
Долго жил я поживал, а такого не видал.

Баба:

Небольшое это диво.
Скорлупа, правда, красива.
Ставить я должна блины, яйца нам всегда нужны.
(пытается в миску разбить яйцо)
Дед, а дед, оно не бьется.

Дед: Да и мне вот не дается.

Баба: Видно нам сегодня дед, не испечь блинов в обед.

Ведущий: Тут приходит снова Ряба.

Ряба:

Бить яйцо совсем не надо, ведь оно для красоты,
А совсем не для еды, Полюбуйся, как сияет.
Людям радость доставляет.

Ведущий :

Согласились старики, теперь счастливы они.
Дружно с Рябушкой живут и яйцо то берегут.

А теперь вспомните, из каких сказок эти слова. И чему учат эти сказки. Какой в них "Добрым молодцам урок". (Дети отгадывают из каких сказок эти слова и чему учат эти сказки)

Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. (Колобок. Ввод:: не нужно забывать об осторожности с хитрецами.)

Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут - вытянуть не могут. (Репка. Одному трудно справиться с работой, а всем вместе - все под силу)

Петушок, петушок - золотой гребешок - маслена головушка - шелкова бородушка, выгляни в окошко - дам тебе горошка. (Петушок - Золотой гребешок. Вывод: Не имей 100 рублей, а имей - 100 друзей. Хороший друг всегда придет на помощь)

Угадайте, что эта за сказка: Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (три медведя)

Сейчас ребята вам расскажут эту сказку по -новому, а вы подумайте, какой урок в этой сказке. (инсценировка сказки Три медведя [1])

Маша:

Если ты в бору густом
С каждой веточкой знаком,
То на печке не сиди - за грибами в лес иди.
Раз шажок и два шажок - вон под ёлочкой грибок;
Вправо шаг и шаг назад - белые в траве стоят.
Похожу ещё немножко, и грибов полно лукошко.
(Продолжает собирать грибы).
Вот и всё, пора домой, только лес совсем чужой.
Всё в нём страшно, незнакомо, как добраться мне до дома?!
Вот в кустах видна тропинка, но тяжёлая корзинка
За кусты цепляется, да идти мешается.

Бросает корзинку с грибами и идёт по тропинке, останавливается у домика.)

Что за чудо? В чаще дом
С покосившимся крыльцом!
(Стучится в низенькое окошко).
Эй! Хозяева, впустите,
Накормите, напоите!
В чаще я весь день плутала,
Вся промокла и устала.
(Подходит к двери).
Тишина, открыта дверь:
Что же делать мне теперь?
(Маша тихонько входит в дом и оглядывается по сторонам).

В очаге огонь горит,
Каша в котелке бурлит.

(Маша снимает котелок, ставит его на стол. Котелок опрокидывается и падает. Маша подходит к стульям)

Вот три стула: два больших:.
(Пытается сесть на стулья, но они падают)
Мне не нравится на них. , а вот этот стульчик мой,
Аккуратненький такой! Вот три миски на столе.
(Подвигает миски.)
Эта маленькая, - мне.
(Берёт со стола три ложки, разглядывает одну, откладывает её.)
Эти ложки велики, кушать будет не с руки,
А вот эта - в самый раз!
(Накладывает себе каши).
Пообедаю сейчас!

(Маша поела, облизала ложку и раскачивается на стуле. Встаёт, роняя стул и ложку.)

А теперь пора поспать. Ну-ка, где моя кровать?

(Залезает на одну из больших кроватей, сбрасывает подушка на пол.)

Эта слишком высока.

(Подходит к другой кровати, сбрасывает подушку и одеяло).

Эта слишком широка.

(Ложится на маленькую кроватку).

А вот эта, у окна,
Для меня припасена.

(Маша ложится спать, а в дом заходят медведь, медведица и медвежонок).

Медведь: Что такое! Дверь открыта!

Медведица: Каша по полу разлита!

Медведь: Кто -то за столом сидел и из наших мисок ел!

Мишутка: Кто мой стульчик раскачал? И все ножки поломал?

Медведица: Пятна грязные повсюду, перепачкана посуда!

Мишутка: Ложка под столом лежит, у тарелки край отбит!

Медведь: Безобразия такого не встречал я, право слово!

(Медведи подходят к кроватям)

Медведица: Здесь моей подушки нет ! На перине грязный след!

(Видит на кровати Мишутки спящую Машу)

Тише кто-то тут лежит!

Мишутка: Кто в моей кроватке спит?

Медведь (рассерженно топает ногами). Кто перевернул вверх дном наш уютный старый дом?

(Маша просыпается, вскакивает с кровати и убегает в открытое окно.)

Медведица: Эй, красавица, постой! Скажи, спасибо, за постой!

Мишутка: И со мной не поиграла, прыг в окно и убежала!

Медведица: Не реви, сынок, не надо.

Медведь: Мы гостям безмерно рады, но грязнуль и лежебок выгоняем за порог!

Затем обсуждение. Чему учит эта сказка.

Но, а теперь попробуйте угадать героев русских народных сказок.

Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всем похож.
В этом тереме моем
Ярко печь горит огнем.
Теремок на курьих ножках
Ждет гостей в нем :. (бабка - ежка)

Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает,
Хоть и дурья голова
Печь его катает (Емеля)

Я - богатый - всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей бессмертный)

Я красив, силен, могуч
Я грознее грозный туч,
И умнее всех нет слов -
Много у меня голов. (Змей Горыныч)

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто -то.
Кто распростился с кожей зеленой
Сделался мигом красивой -пригожей?(царевна лягушка)

А теперь отгадайте пять загадок, и подумайте из какой русской народной сказки эти герои.

  1. Заворчал живой замок - лег у двери поперек(собака).
  2. Летом в лесу гуляет - зимой в берлоге отдыхает (медведь)
  3. В птичник повадится - жди беды, рыжим хвостом заметает следы (лиса)
  4. Не артист - а голосист, не ездок, а шпоры у ног (петух)
  5. Никого не обижает, всех боится (заяц)

А как же называется сказка главных героев которой вы только что назвали - собака, медведь, лиса, петух и заяц. (Лиса и заяц).

Правильно, итак, мы сейчас с ребятами расскажем вам по своему сказку " Лиса и заяц" А вы подумайте, чему же учит эта сказка.

Инсценировка сказки "Заюшкина избушка" [2] (затем обсуждение)

(На полянке стоит домик зайца и ледяная избушка лисы.)

Лиса:

Слушай, заяц, домик твой, неказистый и кривой.
Не на месте тут стоит, из окна мне портит вид.
Зря ты, заяц, время тратил, в доме щели конопатил,
Глину ведрами носил, печку клал и крышу крыл.
Если можно без труда дом построить изо льда.

Заяц:

Время, как вода течет, скоро к нам весна придет,
И под солнечным лучом будет таять лисий дом.

Лиса: Это не твоя печаль.

Заяц: Мне тебя, соседка, жаль!

(Танец ветерка, в результате чего домик лисы превратился в лужу)

 Ведущий:

Дома лисьего не стало.
Там где он стоял вчера-нынче талая вода.

Лиса: (Стучится)

Тук-тук-тук! Пусти, сосед! У лисички дома нет.

Заяц: (Открывает дверь)

Ну, конечно, заходи, обсушись и отдохни.
Я дровишек принесу - надо обогреть лису!

(Лиса заходит в избушку, заяц уходит за дровами)

Лиса: (Из окна)

Глупый заяц за порог, а я двери - на замок.
Этот домик мой теперь!

Заяц: (возвращается с дровами и стучится в дверь)

Тук-тук-тук!

Лиса:

Кто стучится? Ты, косой? Уходи, косой, домой!
Я больна, не до гостей! Уходи, косой, скорей!

Заяц:

Как же так, Лиса, постой, этот дом не твой, а мой:

Лиса:

Я гостей не принимаю, а назойливых кусаю!

(Заяц плачет и уходит, навстречу ему собака)

Собака:

Здравствуй, зайка, что с тобой? Что ты слезы льешь рекой?

Заяц:

Ох, беда, беда пришла, дом лисица отняла.
Обманула, провела, меня зайку, прогнала.

Собака:

Надо зайчику помочь!
(Подходят и дому и кричат)
Уходи лисица прочь!

Лиса:

Это что еще за звери мне ломать решили двери?
Вот как выйду, налечу и я вас поколочу!

Собака:

Побежали поскорей от лисичкиных дверей!
Будет лучше нам, Косой, в споры не вступать с лисой!

(Собаки убегают, а Заяц стоит и плачет. Мимо идет медведь, подходит к зайцу и качает головой)

Медведь:

Что ты плачешь, дорогой! Кем обижен ты?

Заяц:

Лисой! Провела меня Лиса.
Мой домишко отняла, меня, Зайку, прогнала.

Медведь:

Что еще за чудеса? Ну-ка, где ты там, Лиса?
Уходи сейчас же прочь!

Лиса:

Кто стучится ночь - полночь?
Кто топочет и ревет? Спать Лисичке не дает?

Медведь:

Возврати, Зайчишке, дом!

Лиса: (показывает ведро из окошка)

Вот ошпарю кипятком, будешь знать, лесной злодей,
Как стучать будить зверей!

Медведь:

Стой, Лиса, я пошутил, просто мимо проходил.
В лужу наступил, промок, заглянул на огонек.
Не сердись, зайду потом посмотреть твой новый дом.
(Испугано обращается к зайцу)
Извини меня, Косой, трудно справиться с лисой,
Хоть она не велика - лучше поберечь бока.

(Медведь уходит, а Заяц плачет еще сильнее. Мимо идет Петух, видит, что Заяц плачет, подает ему носовой платок)

Петух:

Успокойся, не реви, по порядку говори,
Кто обидел, кто злодей? Что рыдаешь у дверей?

Заяц:

Этот дом был раньше мой, но обманут я лисой.
Лиса домик отняла, меня, Зайку прогнала.

Петух:

Эй, плутовка, не шути, лучше миром уходи!
Берегись, Лиса, у меня коса! Живо убирайся вон,
А не то услышишь звон. Разлечусь,
Взмахну косой, мигом разберусь с лисой!

Лиса:

Ой, боюсь, зашелся дух! Пощади меня, Петух!
Я с Зайчишкою играла, дом его не занимала,
Я шутила, извини, из избушки не гони
Мы с зайчишкою вдвоем в этом доме заживем.

Заяц:

Нет, Лисица, уходи, этак больше не шути.
Помогу любому зверю, а тебе, Лиса, не верю!

Петух (Лисе):

Вот уж я тебя косой!

Лиса: (выскакивает и убегает)

Нет, Петух, постой, постой!

Заяц:

Вот спасибо, Петушок, только ты мне и помог!
Так Лисицу напугал, что из домика прогнал.
Оставайся мы вдвоем в этом доме заживем!

Петух:

Нет, Зайчишка, извини, у меня полно родни:
Мы в курятнике живем, есть такой в деревне дом.
Хочешь завтра на часок забегай к нам на пирог,
Мы гостям безмерно рады, а теперь прощаться надо:.

Заяц:

До свиданья, Петушок, ждите завтра на пирог!

(Обсуждение сказки: чему учит сказка? Какой в ней заяц? А какая лиса? А какие медведь и собака? Что вы скажете о петушке? Какой он?)

На этом наш урок подходит к концу и в заключение мне хочется сказать, что ребята хорошо знают русские народные сказки. Очень хорошо отвечали на уроке. Я думаю, что вам понравился наш урок.

Список литературы:

  1. Мышковская М. В. Три медведя. М. : Дрофа, 2005 г.
  2. Мышковская М. В. Заюшкина избушка. М. : Дрофа, 2005 г.