Тема урока: "Число и цифра 5" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

  1. Изучить состав числа 5.
  2. Научить соотносить число и цифру 5.
  3. Научить писать цифру 5.
  4. Совершенствовать навык счета по числовому отрезку .
  5. Помочь детям сформулировать понятие «пятиугольник» через выявление его основных свойств при построении.

Ход урока.

1. Активизация опорных ЗУН.

Игра «День-ночь»

3-1+2-1+2-4=(1).

Вопросы учителя:

-Что вы можете сказать о числе 1? (число 1- самое маленькое однозначное число, стоит на первом месте в натуральном ряду чисел, обозначает один предмет, его соседи- 0 и 2).

- Сколько надо прибавить к 1, чтобы получить2? (1)

- Какое число на 2 больше ,чем 1? (3).

- Какое число стоит после числа 3? (4).

- Расскажите о числе 4. ( Число 4 стоит на четвертом месте в натуральном ряду чисел, его предыдущий сосед- 3, его последующий сосед- 5, число 4 можно получить: 1+3, 3+1, 2+2).

2. Введение в тему.

СЛАЙД 1.

-Что это значит? Изобразите сами.( Сомкнутые две человеческие ладони).

- Разомкните свои ладони. Что отличает ладонь человека? (Наличие 5 пальцев.)

СЛАЙД 2:

- На моей руке 5 пальцев,
5 умельцев- помогальцев.
Я могу их сосчитать:
1,2,3,4,5(хором).

-Дайте названия каждому пальчику ( большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

СЛАЙД 3:

-символика Олимпийских игр- пять колец.

Сообщение учителя: Олимпийские игры возникли в Древней Греции. В те далекие времена самые сильные, самые ловкие, самые быстрые воины собирались на спортивные состязания. Победителя награждали лавровым венком. Во время спортивных состязаний прекращались все военные действия. Эта добрая спортивная традиция живет и по сей день. Летом 2008 года Олимпийские игры проходили в Китае, в городе Пекине. В России будут Олимпийские игры проходить в 2014 году, в городе Сочи. 5 колец символизируют дружбу и мирные состязания спортсменов пяти континентов.

2. Определение темы урока детьми. Совместная с детьми постановка целей урока.

Вопрос учителя:

- Какая тема сегодняшнего урока? ( Число и цифра 5).

- Сегодня на уроке мы должны составить рассказ о числе 5 и выяснить, как можно получить число5.

3. Введение нового знания.

Практическое задание:- Разложите 5 палочек в две кучки.

- Кто как сделал? (Дети озвучивают свои варианты выполнения, а учитель фиксирует на доске: 1+4, 4+1, 2+3, 3+2).

4. Знакомство с цифрой 5.

СЛАЙД 4.

Графический анализ цифры 5.

Образец написания цифры на доске учителем.

Тренировочная запись цифры детьми в учебнике-тетради( под счет).

Самооценка- найди «красавицу»-цифру.

5. Соотнесение числа и цифры (с опорой на опыт детей).

- Что в жизни, в окружающей вас обстановке может быть связано с числом 5?

(отметка в школе, этажность дома, возраст ребенка, номер автобуса или трамвая, дата рождения человека, 5-ти рублевая монета и т. д.)

Физкультминутка: «Улыбка Пифагора» ( значение числа в именах людей: число «пять» Пифагор считал самым счастливым из всех чисел. Люди с числом имени «пять» больше всего любят приключения и путешествия. Нередко число 5 указывает на философский склад ума. Не исключено, что Вовы, Гриши, Вали, Марины, Виталики, Сережи в будущем могут стать крупными учеными, выдающимися философами. Вперед к знаниям! Дети с названными именами встают, проводят несколько физ. упражнений.)

6. 5-ти конечная звезда.

СЛАЙД 6.

- Сколько лучей у звезды?

- Такую звезду можно нарисовать, а можно начертить.

-Кто сможет начертить 5-ти конечную звезду безотрывно? (показ на доске)

7. Знакомство с пятиугольником.

-Как можно назвать геометрическую фигуру, которая получится, если соединить все вершинки звездочки и почему? (пятиугольник, потому что у него пять сторон, пять углов и пять вершинок).

Практическое задание.

-Сконструируйте пятиугольник из палочек.

- Постройте пятиугольник по точкам в учебнике стр. 40 № 1.

8. Первичное закрепление под руководством учителя. Работа с учебником.

- №5 стр. 41

-самостоятельная работа с последующей проверкой в классе- №7 стр. 41.

9. Итог.

СЛАЙД 7.

- Что помогло вам выполнить задание? ( знание состава числа 5).

10. Релаксация (используется метод шкалирования).

Использованная литература:

  1. Л.Г. Петерсон «Устные упражнения по математике» 1 класс.
  2. В. Волина «Праздник числа».
  3. «Из истории пяти колец» Большая детская энциклопедия.

Презентация.