Использование информационных технологий на уроках окружающего мира в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Одной из основных целей Городской целевой программы “Столичное образование 5” является “формирование ИКТ компетентности учащихся, реализация модели “Школа информатизации” как важнейшего содержательного направления деятельности образовательных учреждений”.

В рамках реализации модели “Школа информатизации” я разработала курс ИКТ – поддержки уроков окружающего мира в 4 классах. Материал всего курса разбит на тематические блоки, которые рассчитаны на один или несколько учебных часов.

<Слайд 2. Приложение>

Каждый блок может включать в себя:

  • словарь;
  • лекции;
  • материал из Интернета;
  • презентацию, флеш-анимацию, видеоролик;
  • тесты;
  • кроссворд;
  • рабочую тетрадь.

Все эти элементы тематических блоков используются учителем на разных этапах урока. <Слайд 3>

Презентации, флеш-анимации, видеоролики используются на этапе объяснения нового материала. Они расширяют спектр предъявляемой информации, активизируют внимание младших школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализатора. Еще К.Д.Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”. Видеоролики и флеш-анимации раскрывают богатство и красоту природы, позволяют учащимся вникнуть более детально в те процессы и явления природы, которые не могли бы быть изучены без интерактивных моделей. Например, смена дня и ночи или движение планет вокруг солнца. Одновременное использование аудио– и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.

Тесты я использую на этапах проверки домашнего задания и закрепления пройденного материала. Они могут быть индивидуальными и фронтальными. Такой вид работы не только выявляет уровень знаний детей по изученной теме, но и вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения. Индивидуальные тесты позволяют ученикам выполнять работу в собственном скоростном режиме, что положительно сказывается на результате и ведет к росту самооценки, повышению комфортности обучения, особенно детей, у которых занижена скорость мыслительных процессов. С помощью системы Optivote я могу проверить знания у всех учеников одновременно и сразу получить результаты проверки. Тесты могут быть на соответствие, в закрытой форме (множественный выбор), с коротким ответом, с выбором “Верно/неверно”. При создании тестов так же можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа.

<Слайды 4, 5>

Так же на этих этапах урока можно использовать и кроссворды, которые составляются при помощи программы Hot Potatoes. Они кроме наглядности и проверки знаний вносят элементы игры.<Слайд 6>

Рабочая тетрадь используются на этапе проверки знаний. Здесь можно предложить ученикам такие задания как: исправить ошибки в данном тексте или вставить пропущенные слова, заполнить таблицу или составить схему.<Слайд 7. Приложение>

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Необходимо еще отметить, что в одном классе обучаются, чаще всего, дети с разными индивидуальными возможностями памяти, восприятия, общего уровня развития. Поэтому данный курс ИКТ – поддержки доступен не только учителям, но и ученикам. Слабые ученики могут еще раз посмотреть те материалы, которые были на уроке, прочитать лекцию. Сильные и любознательные могут воспользоваться дополнительным материалом из Интернета при подготовке домашнего задания. Так же доступность данного курса важна для тех учеников, которые пропустили занятия по болезни, чтоб не отстать по предмету.

При проведение уроков с использованием информационных технологий наблюдается повышение качества успеваемости школьников. Так во 2 классе оно составило 93%, в 3 – 95%, в 4 – 96%. Ученики так же успешно справляются с городским тестом по окружающему миру, с успехом принимают участие в Интернет олимпиадах по окружающему миру. Использование информационных технологий активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету. Участвуя в “Ярмарке идей на Юго-западе”, ученики выбирают темы по окружающему миру. Например, “Звездное небо”, “Почему черепахи плачут?”, “Лошади”.

Таким образом, использование на уроках окружающего мира в начальной школе информационных технологий:

  • усиливает положительную мотивацию обучения;
  • активизирует познавательную деятельность учащихся; развивает кругозор;
  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне, обеспечивает наглядность;
  • повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам.

Но нужно отметить, что при подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.