Портфолио ученика начальной школы в системе информационного пространства ученика

Разделы: Классное руководство


(Статья сопровождается компьютерной презентацией. Приложение 1).

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений каждого школьника в учебной и внеурочной деятельности.       Систематическая работа с портфолио поможет  решать следующие педагогические задачи:

  • создавать ситуацию успеха для каждого ученика. При этом повышается самооценка ребенка и уверенность в своих возможностях;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • стимулировать учебную мотивацию школьников: развивать познавательные интересы учащихся и их стремление к самостоятельному познанию мира;
  • формировать умения анализировать свои интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (саморефлексия);
  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • формировать умения творческой деятельности;
  • создавать условия для формирования позитивных моральных и нравственных качеств личности, для формирование жизненных идеалов.

Основной смысл портфолио: «Покажи все, на что ты способен».
Портфолио – это папка с файлами, которая начинается с титульного листа. На нём располагается фотография ученика и написаны его фамилия, имя, отчество,  год рождения и номер школы. <Слайд 2>
Дальнейшие материалы размещаются по 6 разделам.

Первый раздел«Здравствуйте, это я!»
В это разделе ученики могут написать о себе в произвольной форме или заполнить анкету из 4 вопросов: какие школьные предметы нравятся, какие книги любишь читать, твои увлечения, в каких кружках и спортивных секциях занимаешься. По мере того, как меняются увлечения и взгляды ученика, меняется и содержание анкеты. Так же можно предложить ученикам найти материал о том, что обозначает их имя, соответствие своего имени и знака зодиака с характером. Этот вид работы направлен на самооценку ученика.
<Слайды 3-4>

Второй раздел – «Моя учёба».
В этом разделе фиксируется успеваемость ученика по триместрам и году по всем школьным предметам. Фиксируется она не в виде оценок, а в виде столбиков разного цвета: красный – отлично, зелёный – хорошо, синий – удовлетворительно. Из этого раздела видно, по каким предметам ученик испытывает затруднения, растёт его успеваемость или остаётся на одном уровне, или снижается. Здесь  же собираются окружные и городские тесты, которые выполняют ученики со 2 класса. В средней и старшей школе добавляются оценки за экзамены.
<Слайды 5-6>

Третий раздел«Общественная работа и участие во внеурочной деятельности».
Внеурочная деятельность очень разнообразна, поэтому  ученики заполняют таблицы по таким темам: «Участие в предметных олимпиадах», «Научно – исследовательская и проектная работа», «Участие в творческих конкурсах», «Участие в спортивных мероприятиях», «Моя общественная работа». Если есть фотографии, то можно поместить сюда фотоотчёт  с какого-нибудь мероприятия. Этот раздел показывает, на сколько ученик активно принимает участие во внеурочной деятельности, что его больше интересует: спортивные мероприятия или творческие конкурсы, в олимпиадах по каким предметам предпочитает участвовать. <Слайды 7-8>

Четвёртый раздел – «Творческие работы».
В этом разделе собираются самые удачные по мнению ученика и учителя работы. Это могут быть и работы, посланные на конкурс, и работы, выполненные по какому-нибудь предмету к уроку.  Но сразу оговаривается, что их должно быть не больше 3-4. Если работа была отправлена на конкурс и заняла какое-то место, то вместе с работой помещается грамота.
<Слайд 9>

Пятый раздел – Отзывы и рекомендации.
 Этот раздел заполняют, прежде всего, классные руководители  4, 9, 11 классов. Здесь же могут располагаться отзывы учителей-предметников, на какие – либо творческие работы учащегося.
<Слайд 10>

Шестой раздел – «Мои награды».
 Здесь собираются все грамоты и благодарности, которые получает ученик и не только в школе, но и в кружках, в которых он занимается.
<Слайд 11>

Данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс преодолеть адаптационный период, поскольку классный руководитель и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объём информации о каждом из них и определить их дальнейшее развитие.