Итоговый контроль за полугодие в форме создания психологического теста

Разделы: Информатика


Цели:

Графический редактор Paint: создавать, редактировать и сохранять растровые изображения заданного размера.

Текстовый процессор MS Word: набирать, редактировать и форматировать текст, связывать текст гиперссылкой с другим файлом.

Электронные таблицы MS Excel: вставлять в электронные таблицы растровые изображения, заполнять и форматировать ячейки, составлять формулы и связывать с помощью формул листы книги, переименовывать листы книги, использовать функцию ЕСЛИ.

Объектно-ориентированное программирование в среде Visual Basic: создать проект на языке Visual Basic: вставить в проект форму необходимого размера и внешнего вида, разместить на форме объекты управления, присвоить соответствующие цели проекта значения свойствам объектов управления, записать программный код объектов, связанный с событием Click, записать проект на диск, запустить программу на выполнение с целью проверки и внесения соответствующих корректив по результатам этой проверки.

ОБОСНОВАНИЕ.

Итоговый контроль - дело не простое, как для преподавателя, так и для учащегося. Преподавателю важно учесть все аспекты: предлагаемый для контроля материал в полной мере должен способствовать проверке полученных учащимися знаний и навыков; временные рамки должны быть строго ограничены; учащиеся должны чувствовать себя на контрольном уроке комфортно, иметь возможность максимально раскрыть свой творческий и рабочий потенциал. Предлагаю вариант итогового контроля на основе создания психологического теста. Во-первых, проверяются умения работать сразу в четырех вышеописанных средах. Во-вторых, отрабатывается умение осуществлять обмен информацией между приложениями. В-третьих, материал контроля интересен учащимся (проверено!). И, наконец (тоже неоднократно проверено!), даже самый слабый учащийся справляется с работой за 2 академических часа (сильным хватает и одного).

Оснащение занятия:

Материально-техническое:

  • Персональный компьютер:
  • Операционная система Windows и стандартное приложение Paint.
  • Офисные приложения MS Word и MS Excel.
  • Программная среда Visual Basic.5.0 или поздние версии.

Учебно-методическое:

  • Методическое пособие: инструкции к выполнению контрольных заданий; упражнения для профилактической гимнастики.
  • Учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии.
  • Стенд по технике безопасности и профилактике заболеваний при работе на компьютере.

Ход урока

Организационный опрос.

В начале занятия, с целью организации учащихся на самостоятельную деятельность и дополнительной проверки и систематизации знаний, преподаватель проводит фронтальный опрос в следующей форме:

Последовательно диктует утверждения, содержащие заведомо истинную или заведомо ложную информацию. Учащиеся, внимательно прослушав предложенные ниже утверждения, пишут под соответствующими номерами:

слово "да", если они согласны с предложенным утверждением;

слово "нет", если предложенное утверждение, по их мнению, ложно.

  1. Информация - это совокупность данных об окружающем мире.
  2. Сбор, обработка, хранение, передача и актуальность информации являются основными информационными процессами.
  3. Персональный компьютер - это универсальное техническое устройство, предназначенное для реализации информационных процессов.
  4. Процессор осуществляет обработку информации.
  5. Обработка информации в персональном компьютере может осуществляться без оперативной памяти.
  6. Клавиатура, мышь, сканер, акустические колонки - это устройства ввода информации.
  7. Для осуществления передачи информации посредством персонального компьютера обязательно наличие модема.
  8. Воздействие магнитных полей на CD-диски приводит к потере информации.
  9. Понятие персонального компьютера включает аппаратную часть и программное обеспечение.
  10. Программа может управлять работой компьютера, если она находится на жестком диске.
  11. В оперативную память персонального компьютера могут быть одновременно загружены несколько операционных систем.
  12. За структуру записи дисков отвечает файловая система.
  13. Дефрагментация диска позволяет увеличить скорость чтения файлов.
  14. Антивирусная программа Касперского (AVP) является блокировщиком.
  15. Обработка тестовой информации на персональном компьютере осуществляется средствами текстовых редакторов и текстовых процессоров.
  16. Редактирование текста всегда предшествует форматированию его.
  17. Сохранить внесенные в текстовый документ изменения можно с помощью контекстного меню.
  18. Растровые графические изображения легко масштабируются.
  19. Изменить начертание шрифта в ячейке электронной таблицы позволит команда [Формат - Столбец].
  20. Формула =А2+В3, находящаяся в ячейке А1, при переносе в ячейку А4 примет вид =А5+В6.

Затем, сравнив свои ответы с эталоном, учащиеся подсчитывают количество правильных ответов и ошибок и оценивают себя по таблице:

Количество допущенных ошибок: Оценка:
1 ошибка "5" (отлично)
2 - 3 ошибки "4" (хорошо)
4 - 5 ошибок "3" (удовлетворительно)
6 ошибок и более "2" (неудовлетворительно)

Поскольку предлагаемый опрос прост по содержанию, первая, полученная учащимися на уроке оценка, как правило, высока. Это организует и мобилизует учащихся для выполнения последующих, более сложных заданий.

Выполнение контрольных заданий.

Далее учащимся последовательно предлагаются контрольные задания. Внимательно прочитав инструкции к выполнению, задав преподавателю возникшие вопросы, учащиеся приступают к самостоятельной деятельности. В процессе выполнения заданий вопросы к учителю уже не допускаются.

Задание № 1.

Создайте на Рабочем столе папку Фамилия, И., класс.

Откройте текстовый процессор MS Word и наберите текст:

Пессимист или оптимист?

"- Вы ведь сломали только одну ногу! Теперь вы можете радоваться, что не сломали обе! - сказала Поллианна.

- Ну, разумеется, я и сам удивляюсь, до чего мне повезло: Если взглянуть на это с такой стороны, еще больше мне следует радоваться, что я не сороконожка и не сломал пятьдесят ног. Э. Портер".

Как известно, оптимисты предпочитают во всем находить позитивное. Пессимисты же склонны беспокоиться, почти в каждой ситуации они видят проблемы. Обычно пессимист считает, что "могло быть и лучше", а оптимист - "могло быть и хуже". И те, и другие нужны: одни - для воодушевления, другие - для предостережения. А кем же являетесь вы? Проверьте себя.

Сохраните отформатированный текст под именем Начало в свою папку.

Задание № 2.

Откройте графический редактор Paint и создайте следующие изображения <Рисунок 1>:

Сохраните изображения под именем Графика в свою папку.

Примечание: при наличии сканера данное задание можно заменить работой по сканированию (по цепочке), а при отсутствии времени - работой с готовыми рисунками.

Задание № 3.

Откройте табличный процессор MS Excel и, поочередно скопировав рисунки, вставьте их на рабочий лист.

Отформатируйте изображения так, чтобы они занимали примерно 36 ячеек (3 столбца стандартной ширины и 12 строк) и были ограничены рамкой 1,5 пт.

Поместите под каждой картинкой пояснительный текст и ограничьте рамкой одну ячейку справа от пояснительного текста <Рисунок 2>:

К рисунку № 1: а) наполовину полный;

б) наполовину пустой.

К рисунку № 2: а) какая ровная паутина!

б) какой мерзкий паук!

К рисунку № 3: а) идея!

б) опасность!

К рисунку № 4: а) восход;

б) закат.

К рисунку № 5: а) вот это любовь!

б) деревья портят!

К рисунку № 6: а) музейный экспонат;

б) старая развалина.

К рисунку № 7: а) послезавтра - выходной!

б) ох уж эти праздники:

К рисунку № 8: а) отлично!

б) "Такси! Да стой же!"

В две ячейки под пояснительным текстом заложите функцию ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(D13(указан адрес ограниченной рамкой ячейки)="а";1;0);

=ЕСЛИ(D13="б";1;0).

Установите для ячеек с вложенной функцией ЕСЛИ белый цвет шрифта.

Перейдите на второй лист книги и заложите в ячейки А1, А2, А3 следующие формулы и функции соответственно:

=D13+H13+D26+: (указать адреса всех ячеек с функцией ЕСЛИ, истинной при значении "а").

=D14+H14+D27+: (указать адреса всех ячеек с функцией ЕСЛИ, истинной при значении "б").

=ЕСЛИ(А1>А2; "Вы - оптимист!";"Вы - пессимист!")

Переименуйте листы книги следующим образом:

Лист 1 - "Ответь!";

Лист 2 - "Узнай!".

Сохраните книгу MS Excel под именем ТЕСТ1 в свою папку.

Организуйте гиперссылку с документа MS Word на первый лист книги MS Excel.

Задание № 4.

Откройте среду Visual Basic и расположите на форме изображения.

Поместите справа от каждой картинки объекты Fraime с парными объектами OptionButton, пометив в них пояснительный текст <Рисунок3>:

  

Поместите внизу формы кнопку Результат и запишите программный код этой кнопки так, чтобы при нажатии осуществлялась обработка результатов теста:

объявите 9 переменных целого типа

пропишите 8 условных операторов для каждой группы объектов OptionButton по образцу: If Option1.Value=TRUE Then

a=1

Else

a=0

End if

задайте 9 ю переменную, как сумму остальных

включите в процедуру "исчезновение" всех рисунков и пояснительных текстов и "появление" надписи с результатом (используйте функцию str): если набрано более 4х баллов - "Вы - оптимист!", менее 4х баллов "Вы - пессимист!"

Сохраните проект под именем ТЕСТ2 в свою папку.

Организуйте гиперссылку с документа MS Word на файл ТЕСТ2.

Подведение итогов контрольного урока.

По окончании самостоятельной деятельности учащихся проводится демонстрация готовых работ и совместное обсуждение результатов. Оценки выставляются отдельно за каждое выполненное задание согласно следующей шкале:

Качество выполнения задания: Оценка:
Задание выполнено полностью без ошибок "5" (отлично)
Задание выполнено с одной негрубой (не нарушающей общей логики) ошибкой "4" (хорошо)
Задание выполнено с двумя негрубыми (не нарушающими общей логики) ошибками "3" (удовлетворительно)
В задании допущена грубая (нарушающая логику) ошибка "2" (неудовлетворительно)

Затем выводится общая итоговая оценка.

В заключение добавлю, что работа над созданием тестов различного содержания силами учащихся - очень благодатная почва. Например, учащимся предстоит сдавать математику (любой другой предмет) в форме тестовых заданий. По согласованию с учителем математики для каждого учащегося определяем тему или раздел, вызывающий затруднения. На этом математическом материале проводим уроки информатики:

Изучая многоуровневые списки MS Word - создаем тест, выделяем правильные ответы курсивом.

Изучая формулы и функции MS Excel - создаем тест (без знания правильных ответов написать формулы и использовать функции невозможно).

Изучая программирование - создаем тест (без знания правильных ответов не написать программного кода).

Таким образом, к концу полугодия, благодаря многократным повторениям и подключению к запоминанию всех анализаторов, обеспечиваем учащихся прочными математическими знаниями.

Приложение 1, приложение 2.