Открытый урок по литературе. А.Островский "Свои люди — сочтемся!"

Разделы: Литература


Эпиграф:

"Обман тут - явление нормальное, необходимое, как убийство на войне". Н.Добролюбов

Тип урока: обобщение и систематизирование знаний.

Форма проведения: урок-спектакль с анализом художественного произведения.

Обучающие цели:

  • организовать групповую деятельность учащихся по прочтению, осмыслению и перевоплощению в литературного героя с последующим инсценированием отдельных актов произведения Островского "Свои люди-сочтёмся!";
  • учить проявлять творческую активность и самостоятельность;
  • грамотно строить монологическое высказывание, самостоятельно анализировать художественное произведение и его фрагменты.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  • в процессе представления и анализа художественного произведения показать нравственные основы героев пьесы А.Н.Островского;
  • воспитывать эстетические вкусы;
  • уметь видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей.

Воспитательные цели:

  • оказывать влияние на формирование гражданских и общечеловеческих нравственных качеств личности: честности, порядочности, осуждение стяжательства, лицемерия;
  • взглядов, необходимых современному человеку;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оформление доски и кабинета:

  • класс оформлен в виде лож в театре,
  • театральный занавес,
  • афиша спектакля с действующими лицами и исполнителями,
  • на доске - эпиграф и высказывания критиков о пьесе "Свои люди-сочтёмся!":
    • "Обман тут-явление нормальное, необходимое, как убийство на войне", - Н. А. Добролюбов;
    • "Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие ее совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице",- А.Ф.Писемский.
  • Стенд "А.Н.Островский и театр", музыка народных песен в исполнении Кадышевой.
  • Портрет писателя, "Литературная газета" по данной теме.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели и задачи урока.

II. Повторение ранее изученного.

Учитель.- Середина Х1Х века:Русская жизнь кипит, нарождается новое в науке, искусстве, в том числе и в театре. Что значил тогда театр для обыкновенного человека?

Какую роль в жизни общества он играл ?

Театр - это то место, откуда зритель уходил вдохновлённый, готовый преодолеть в себе всё мелочное и эгоистичное. Молодёжь, стремясь попасть в театр, гримировалась,--иначе не пустят. Критики видели в театре мир страстей и судеб человеческих. Сами зрители говорили: "У нас учат в гимназиях, а воспитывают в театре".

"Театр!... Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Здесь ваше холодное Я исчезает в пламенном эфире любви",- так писал В.Г.Белинский в "Литературных мечтаниях".

Во времена Островского более всего ставились игриво - фривольные шутки-водевили, водевили-фарсы. Островский на смену мелодрам и водевилей представил бытовые пьесы.

В чем же он видел назначение своих пьес?

Учитель: - В сентябре 1853 года Островский в письме к Погодину перечислял причины, из-за которых он отказывался хлопотать о цензурном разрешении "Своих людей". Какие это были причины?

Ученик: --"Во-первых, не хочу нажить себе не только врагов, но даже и неудовольствия; во-вторых, направление моё начинает изменяться; в-третьих, взгляд на жизнь в моей первой комедии кажется мне молодым и слишком жёстким; в -четвёртых, пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим".

Учитель: --Представим себе, что мы в театре времени Островского. Здесь жизнь протекает быстро: за 3 часа зритель видит судьбы людей в развитии, характеры их раскрываются ярко, полно, своеобразно. Всё здесь необычно: зал, зрители, актёры. Всё готово к представлению Зрители знают актёров по именам: часто, восхищённые игрой актёров, кричат: "Катя! Вера! Ира!"- и бросают на сцену кошельки с деньгами: Актёрское мастерство показывает жизнь. И пьесам и жизни стали произведения Островского.

III. -- По материалам учебника и дополнительному материалу расскажите об отношении современников к пьесам Островского. Можно представить это в диалоговой форме .

Итак, говорят зрители, современники писателя:

1-ый: --Здравствуйте, Иван Иванович! Чем занимаетесь?

2-й: --Да вот моцион делаю, никак в себя прийти не могу от статьи нашего критика, этого просветителя, господина Добролюбова.

1-ый. -Чем же он тебя так взбудоражил?

2-й. -Ты что, не читал его отзыв о пьесах Островского? Помнишь, несколько лет назад в газете "Очерки Замоскворечья" была напечатана одна всего сцена из пьесы "Банкрут", а позже появилась полностью в "Москвитянине", но под другим названием : "Свои люди-сочтёмся!"

1-ый.-С чего же он переменил название?

2-й. -Да я так думаю: По названию "Банкрут" можно сразу понять, что речь идёт о разорившемся, обанкротившемся человеке. А вышло совсем не так. Тут скорее речь идёт о купце, потерявшем и честь, и совесть, и вообще душу человеческую. Да не только о купце. Другие лица не лучше его.

1-ый.-А вот ещё есть статья Добролюбова. Недавно в журнале "Современник" появилась. В ней о тёмном царстве идёт речь. Раскритиковал обывателей и купцов критик Добролюбов.

3-ий вступает в разговор.-Да это что! Вот критик Григорьев, говорят, в письме к Ивану Тургеневу знаешь, что написал? Что, дескать, "слово Островского - обличение самодурства в нашей жизни".

1-ый. -Ну, вот и дописался Островский. Говорят, теперь свою пьесу "Свои люди-сочтёмся!" он никак поставить не может.. Купцы на него в суд подали. Дескать, опозорил, на посмешище выставил. Чем теперь дело кончится, не знаю.

2-й.-Ясно, чем. У нас всегда так: без вины виноватым будешь. А Островский-- прежде всего у нас драматург. Он создаёт знаешь какие характеры и типы--ой-ой-ой. Не для меня, не для тебя, не для кого-нибудь, а для массы, для которой он и друг, и учитель, и поэт народный.

3-ий.: --А говорят, царь запретил эту пьесу. Якобы написал на её сценарии: "Напрасно печатано. Играть-запретить". А потом и со службы уволили:

1-ый. -И откуда люди всё знают?. Один скажет-другие подхватят.

3-ий. -А чего гадать? Вон ценитель литературы В.Ф.Одоевский знаешь, как отнёсся к его пьесе?

У нас, говорит, в театрах -одни пустые водевили. "На Руси, говорит, есть 3 стоящие трагедии: "Недоросль", "Горе от ума" и "Ревизор". На "Банкруте" я ставлю № 4". Так-то: А ты говоришь:

2-й. -Да! Сколько толков, споров, разговоров! И откуда он это взял?

1-ый.-Как откуда? Да он смолоду в суде служил, да и отец его там же трудился. Вот он и понаблюдал за нашим купечеством. Всю напыщенность, пустоту и чванство теперь и высмеял. Всё это он знает дотошно.

2-й.- Вот я и говорю. Теперь все ополчатся против писателя. Нет никого бесправнее в нашем обществе. Недавно генерал Назимов вызвал его к себе и давай внушать ему:"Цель таланта, дескать, должна состоять не в карикатуре, но:в противопоставлении пороку добродетели". А Островский и скажи генералу: "Согласно понятиям моим и пишу. Считаю комедию лучшею формою к достижению нравственных целей: Я должен или написать комедию, или ничего не писать".

3-ий. -Да, искромсали его пьесы: А в театрах любят их смотреть. Говорят, и у нас будут ставить. Давай сходим , посмотрим. Ведь его пьесы-это пьесы жизни. Всё истинная правда.

1-й. -Да, посмотреть можно. Идём.

IV. Учитель. Итак, мы в театре. Внимательно смотрите, переживайте с героями, смейтесь:Смотрите и запоминайте:- Понаблюдайте за речью героев. Выскажите своё мнение о характерах героев, этот материал вам пригодится для написания сочинения .

V. (Представление. Действие 1, явление 1., 2-е выборочно,4,5.

Действие 2. Явление 1,2, 10. Действие 3, явление 5. Действие 4, явление 4)

VI. После представления. Учитель:-- Перед вами А.Н.Островский. Вы можете задать ему несколько вопросов, которые вас интересуют.

Вопросы из зала:

--Господин Островский, Вас часто называют русским Мольером. Как вы считаете, Ваши пьесы похожи на его?

Островский:--Я думаю, мы с ним совершенно разные, характеры нашего купечества я изображаю по особой причине. Это очень большой и деятельный класс, он постоянно находится в столкновении с другими слоями общества. Он живёт по старым законам., в нём вы увидите все русские обычаи, выработанные в России веками, и наружу выходят все его народные черты. Мой театр-это народный.

--А есть ли у вас последователи, ученики?

Островский.-К сожалению, господа, я этого сделать не смог:. Не создал своей школы, которая продолжила бы моё дело. Но думаю, найдутся в России имена, которые сделают истинно художественный вклад в театральное искусство. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов; :у нашего драматического искусства есть только один я. Я- всё: и академия, и меценат, и защита.

-- В Москвитянине писали, что вы создали превосходное творение. В чём вы видите такой успех?

-- Мне кажется, всё дело в том, что играли, как вы заметили, самые талантливые актёры: Щепкин, Садовский, Серг. Васильев, Стрепетова, Никулина-Косицкая и др.

--Спасибо Вам, господин Островский, за Ваш талант, мы все считаем Вас новым драматическим светилом в русской литературе. Спасибо за Ваши пьесы жизни.

Островский: -Этому я посвятил жизнь.

VII Учитель:--Итак, побеседуем о прочитанном и увиденном. Подумаем над комедией и образами. Где же происходит действие?

--Сначала в доме Большова, в гостиной.-дейст.1,3. Потом в конторе, в доме Большова-дейст.2. Дейст. 4- в доме Подхалюзина.

--Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)

--Итак, требования классицизма (единство места, времени и действия) не соблюдены. Как вы думаете, почему? Вступление как бы растянуто, кроме основных действующих лиц немало и второстепенных. Зачем?

-- Вступление несколько затянуто. Это необходимо для того, чтобы ввести зрителя в обстановку событий. Одновременно дать характеристику героям.

--Что вы можете сказать по первому монологу Липы о самой героине? (Дайте ей краткую характеристику)

--Вот появляется мать героини Аграфена Кондратьевна. Какая она? Что в её характере главное? (

-- Какими предстают главные герои Большов и Подхалюзин? Каков язык персонажей?

--Обратим внимание на Устинью Наумовну. Расскажите о ней, что вы узнали.

--В записке к Островскому А.Ф.Писемский выразил своё мнение: "Про Устинью Наумовну и говорить нечего,--я очень хорошо помню этот глубоко осознанный Вами тип из Ваших рассказов. Её поговорки: серебряный, жемчужный, брильянтовый, как нельзя лучше обрисовывают эту подлянку:"

--Вам была поручена роль:. Что вы хотели раскрыть в образе? (Например, образ Тишки или др. Большов)

Итак, что объединяет всех героев комедии? (Жадность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман:) См. эпиграф к уроку. Н.Добролюбов о пьесе. ("Обман тут-явление нормальное, необходимое, как убийство на войне")

VIII . "Своеобразие стиля писателя-в длиннотах",--отмечал И.С.Тургенев.

В самом деле, почувствовали ли вы это при постановке спектакля?

--Какие проблемы затрагивает комедия? (Проблему взаимоотношений "отцов и детей", проблему стяжательства, накопительства; чести и достоинства, продажности и бесчестия, верности и предательства.. Это далеко не полный перечень затронутых автором проблем.) О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский: "Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице:"

IX . - У меня на доске-несколько цитат, стихотворений. Какие из них, по-вашему, можно отнести к тому или иному персонажу пьесы? Эти цитаты можно использовать как эпиграф к сочинению. (Задания у каждого из вас на парте)

1.

Себя не уважает тот, кто в понедельник, вторник, среду,
Без приглашенья, словно кот,
К чужому явится обеду. (Гамзат Цадаса).

2.

Проси, коль надо, но без лести,
Когда ты сам себе не враг,
И никогда ценою чести
Не обретай житейских благ. (Г.Цадаса)

3.

Но боль и зло тебя подкараулят.
Непонимание укусит вдруг, как зверь,
И так бывает трудно достучаться,
Когда душа, как запертая дверь. (В.Балакина)

4. "Вся разодета, как игрушка какая:"

5. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. (Л.Н.Толстой)

6. Вор не может быть гражданином.

7. Честь-это внутренняя совесть, а совесть-это внутренняя честь". (А.Шопенгауэр)

X.-Подведём итоги. Сделайте вывод: почему эта комедия Островского не потеряла своей значимости и сегодня?

XI. --Домашнее задание у вас на партах. Прочтите. Возьмите этот инструктаж с собой. Какие у вас возникли вопросы?

Подумаем вместе над произведением. Домашнее задание.

Ответьте на вопросы

Перечитайте дейст.2, явл.3. Ответьте на вопросы:

1. Как характеризует данный монолог главного героя?.

2. Какие тайные помыслы он раскрывает? Какую цель в жизни ставит перед собой герой?

3. Найдите слова, характеризующие персонаж как личность (добрый, злой, жестокий, милосердный, умный, глупый или др.)

4. Дайте сравнительную характеристику героям : В чём схожи или несхожи?(работа по группам)

Липа-Митрофанушка (Фонвизин. "Недоросль")

Аграфена Кондратьевна-мать Митрофанушки, г. Простакова.

Подхалюзин-Молчалин (Грибоедов, "Горе от ума")

Тишка-Осип (Гоголь, "Ревизор")

5. Дайте характеристику главным героям. (1-я группа.-Большову; 2 группа-Подхалюзину; 3 группа-Липе; 4 группа-Аграфене Кондратьевне; 5 группа-Тишке; 6 группа-Устинье Наумовне.)

6. Готовя в 1858 г. своё первое собрание сочинений, Островский, по договоренности с цензурой вносит ряд изменений, смягчающих её сатирическую направленность. "Чувство, которое я испытывал, перекраивая "Своих людей" по указанной мерке, можно сравнить разве только с тем, если бы мне велели самому себе отрубить руку или ногу". Какие моменты, на ваш взгляд, были изъяты из текста?

7. В чем актуальность пьесы "Свои люди-сочтёмся!" сегодня?

8. Н.Добролюбов назвал пьесы А.Н.Островского пьесами жизни. Как вы понимаете эти слова?

9. В пьесе довольно большая развёрнутая экспозиция. Зачем автор использует такой приём?

10. В чем состоит кульминация пьесы?

11. Какова развязка?

12.Почему Островский вводит в пьесу второстепенных лиц?

13.Какие герои олицетворяют конфликт?

14. Выразительное чтение 4 действия, явл.5.

15. Домашнее сочинение. "Каким предстаёт в комедии:" ("Мне поручена роль:") Принести через урок.

ХII. Оценки за урок.