Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

Разделы: Преподавание биологии


Цель урока: раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся знания об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым; особенностях строения ланцетника и его приспособленности к среде обитания;
  • способствовать развитию понятий “хордовые”, “бесчерепные”.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию самостоятельного поиска знаний;
  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • способствовать развитию критического мышления.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
  • воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивные схемы электронного учебника компании “1С” “Животные. 7-й класс”, рисунки, интерактивная доска, влажные препараты “Ланцетник”, компьютерная презентация.

План урока I. Приветствие. Организационный момент.

II Изучение новой темы.

1) Особенности строения Хордовых животных. Общая характеристика Хордовых.

2) Классификация Хордовых животных.

3) а. Систематическое положение Ланцетника.

б. Особенности строения Ланцетника как представителя подтипа Бесчерепные (групповая работа).

в. Афиширование полученных знаний.

III. Закрепление полученных знаний.

IV. Домашнее задание.

Методы обучения Проблемный. Ланцетник – это предок хордовых животных или “живая переходная форма” от беспозвоночных к позвоночным?

Частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности Работа в группах. Работа с учебником. Решение познавательных задач

Задание 1 группе

1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:

Ланцетник имеет примитивное строение, тем не менее, его относят к типу Хордовые. Почему?

  1. Заполните таблицу:

“Особенности строения ланцетника”

Системы органов

Особенности строения

   
   
   
   
   
   

Задание 2 группе

1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:

Известно, что ланцетник ведет практически малоподвижный образ жизни. Какие черты приспособленности позволили ему выжить в процессе эволюции?

2. Заполните таблицу:

“Адаптация ланцетника к обитанию в прибрежной зоне”

Особенности

Адаптивные черты

   
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание 3 группе

1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:

Почему систематики не могли сразу определить принадлежность ланцетника к определенной группе. Назовите признаки ланцетника общие с беспозвоночными и хордовыми животными.

2.Заполните таблицу:

“Сходство ланцетника с хордовыми и беспозвоночными животными”

Общие признаки с беспозвоночными животными Общие признаки с хордовыми животными
   
   
   
   
   

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование.

I. Приветствие Организационный момент. Вводное слово учителя. Записывают тему урока в тетрадь. Доска (или интерактивная доска)
II Изучение новой темы.

1) Особенности строения Хордовых животных.

Сегодня мы с Вами начинаем изучение нового типа животных – Хордовые. К типу Хордовые относятся около 43 тысяч современных видов, распространённых по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний облик хордовых очень разнообразен (неподвижные мешковидные асцидии, несколько похожие на червей, бесчерепные, различные по облику позвоночные животные). Различны и размеры: от представителей длиной в несколько миллиметров; мелких рыбок, лягушек длиной в 2-3 см до гигантов – некоторых китов, достигающих 30 м длины и массы 150 т. Несмотря на огромное разнообразие, для всех представителей типа Хордовые характерны общие черты организации, не встречающиеся у представителей других типов. Рассмотрим основные признаки типа при помощи интерактивной схемы:

Тело двусторонне – симметричное.

Кишечник сквозной.

Над кишечником – хорда.

Над хордой, на спинной стороне тела расположена нервная система в виде нервной трубки.

Стенки глотки имеют жаберные щели.

Кровеносная система замкнутая. Сердце на брюшной стороне тела, под пищеварительным каналом.

Обитают во всех средах жизни.

Учащиеся слушают, изучают интерактивную схему и записывают основные признаки Хордовых в тетрадь. Интерактивная схема “Общий план строения Хордовых”

Слайд с определением “хорда”;

“хордовые”

Интерактивная схема “Общий план строения Хордовых”

2) Классификация Хордовых животных. Кто относится к типу Хордовые? Рассмотрим классификацию типа. Рассматривают схему на доске. Интерактивная схема “Классификация Хордовых животных”.
3) а. Систематическое положение Ланцетника. Сегодня мы с Вами знакомимся с представителем Бесчерепных животных – ланцетником.

Учитель знакомит учащихся с историей открытия данного вида животных и систематизацией его как вида.

1)Русский зоолог Симон Паллас впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Только