Тема: Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Проект урока обучение грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создать условия для
  • формирования умения выделять звук [а] из речи; ознакомления с буквами А, а;
  • развития фонематического слуха, умения слышать и слушать ,внимания;
  • воспитания умения общаться, стремления сознательно соблюдать дисциплину.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1этап Психологический настрой

 

 

 

 

 

2 этап
Организационный

 

3 этап
Постановка темы и цели урока

 

 

4 этап
Упражнения для развития речевого аппарата

 

 

 

 

5 этап
Работа над новым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с буквами А, а

 

 

 

 

 

 

 

Работа с книгой

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пословицами.

 

 

 

 

6этап
Подведение итогов урока

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня, я тоже желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

– Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке?

– Что мы называем азбукой?

 

 

– Для чего людям необходимо уметь читать?

– А какие книги вам бы хотелось прочитать?

– Исследуйте глазками стр.24-25 и скажите, что нового изучим на уроке?
– Что нам для этого нужно знать?
– Что нужно повторить?
– Зачем нам это нужно?

 

1. “Именинный пирог”
(задуть свечи)

 

2. Упражнение “Маятник”
– Губы сомкнуты, перемещаем язык по верхнему, затем по нижнему ряду зубов.
3. – Прочитаем скороговорку.
У Арины и Ангелины апельсины.
– Какой звук часто слышим в данной скороговорке?

– Что просит произнести врач, когда осматривает горло больного?
– Какой у меня цветок в руках?
– Найдите одинаковый звук в словах.

– Какая схема подходит к слову астра?

– Почему вы так решили?

– Как отличить его от согласных?

–Внимание, игра “Кто больше запомнит слов со звуком [а]”.

Август. Алые розы. Аромат акаций.

Амбары астраханских арбузов. Африканские ананасы.

Антоновка, анисовка, апорт.

Аппетитный август.

 

– Кто знает какими буквами обозначается этот звук?

– Зачем нужна заглавная А?

– Зачем нужна строчная а?

– На что похожа буква А?

– Какие предметы напоминают вам букву а?

– Нужна ли буква А для записи этих слов?

– Где мы слышим звук [а]?

 

– А теперь поработаем с книгой. Рассмотрите иллюстрацию на стр.24–25 и найдите слова со звуком [а].
– Где слышим мы этот звук?

– Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
– Топни правою ногой, топни левою ногой и придешь домой.

– Составьте схему слова АИСТ.
– Сколько слогов в слове АИСТ?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков гласных? Сколько согласных?

– Каким цветом обозначили гласные звуки, а каким согласные?

– Составьте предложение про аиста, подходящее к схеме, расположенной на стр.25

– Ребята, а чем занят Буратино?

– Почему так важно знать все буквы русской азбуки?

– Прочитаем пословицы на стр.24 , попробуем понять их.

– Ребята, какие полезные овощи и фрукты начинаются на а?

 

– О каком полезном фрукте говорится в этом стихотворении?
– Чем полезна айва для нас с вами?

– С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомили?
– Какой звук она обозначает?
– Каким цветом на схеме слова обозначаем гласные звуки? А согласные?
– Кому хочется побыстрее научиться читать?
– Кому на уроке было интересно?
– Спасибо за урок, вы молодцы!

Смотрят друг другу в глаза, желают хорошего настроения.

 

 

– Изучали речь, предложения, слова, звуки. Свободные высказывания детей.

 

 

– Буквы А, а

– Гласный этот звук или согласный?

 

 

 

Делают глубокий вдох носом, стараются задуть как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге.

Выполняют упражнение.

Читает читающий ученик

– Звук [а]

 

– А-а-а…

– Астра

Читает слова читающий ученик; выделяют звук [а]

Указывают на подходящую схему

Доказывают, что звук [а] гласный

Запоминают слова со звуком [а]

Называют слова, которые запомнили.

 

 

 

 

Показывают букву а.

 

Высказывания детей

 

 

 

 

 

 

Доказывают самостоятельно

 

 

Выполняют шаги.

 

Выкладывают из букв разрезной азбуки

 

Ответы детей.

Составляют свои предложения.

– Изучает букву А

 

Свободные ответы детей

Читают читающие дети.

Объясняют смысл пословиц (все уч-ся)

Называют овощи и фрукты
(абрикосы, ананасы…)

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение
Слайд 1

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

Артикуляционная разминка.

Запись скороговорки на доске.

 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 4

Слова читает учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовленные дети рассказывают стихи про букву А

Слайд 5 ,6

 

 

Слайд 7

 

 

Выполняется как только дети назовут слово АИСТ

Звукобуквенный анализ слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает учитель
Стр. 25

 

 

Приложение. Слайд 8