Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1-м классе. Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Сложение и вычитание в пределах 10. Мир животных.

Цели:

  • Образовательные:
    • закрепить умения применять приёмы прибавления и вычитания в пределах 10, решать задачи, закрепить умение различать геометрические фигуры;
    • познакомить с интересными фактами из жизни животных.
  • Развивающие:
    • развивать общеучебные умения и навыки (дифференцированные задания по карточкам, навыки контроля и самоконтроля, самопроверки) логическое мышление, внимание, память, речь.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать чуткое, бережное отношение к животным;
    • показать неразрывную связь математики с окружающим миром.

Оборудование: мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, ряд чисел, математическая цепочка, домик №6, карточки самопроверки, карточки рефлексия.

Оформление доски:

__ января.
Сложение и вычитание в пределах10.
Мир животных.

Животный мир.
Заставка.

Карточки с самопроверкой

Математическая цепочка

Домик
(состав числа 6)

Ряд чисел

к  и  т

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. [1]

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Сообщение темы и целей

– Сегодня у нас необычный урок. Не покидая класса, мы познакомимся с удивительным миром животных, а для этого нам нужно повторить сложение и вычитание в пределах десяти. А чтобы нам было легче, мы разделимся на группы. У каждого из вас на парте лист с заданиями. Сверху на нем есть эмблема с изображением животного.

1 группа – панды (панды в отличие от медведей не впадают в спячку, на протяжении всего года они активны и подвижны).

2 группа – тигры (это самый крупный представитель семейства кошачьих).

3 группа – львы (очень умелые охотники, их часто называют королями джунглей).

III. Актуализация и мотивация знаний.

– Ребята, как вы думаете, для  чего нужен устный счет? (Для того чтобы быстро и правильно считать).
– Задание будем выполнять дружно, по группам.

Фронтальная форма работы

а)

  • 1 группа (панды) – счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • 2 группа (тигры) – считают от одного до 10 через один;
  • 3 группа  (львы) – считают от одного до 10 через два.  

– Молодцы! Вы справились с разминкой и готовы к более трудному заданию.

б)

3 – белка
5 – коала
8 – лиса (интерактивная доска)

– Пройдя цепочку до конца, мы узнаем, какое животное  (белка, коала или лиса) носит детёнышей в сумке на животе (доска). Будьте внимательны, не сбейтесь с пути.

5 – 2  +  4 – 3  +  1  =  ?

– Вы правильно решили математическую цепочку – это коала (Приложение, слайд – коала)
– Коалы обитает в Австралии, когда на свет появляется маленький коала, он тотчас же залезает в сумку к матери. Там он остается, пока не подрастет. Вырастая до 20 см (линейка 20 см), он покидает сумку мамы, и она носит его на спине. Коалы питаются только листьями эвкалипта, поэтому эти животные пахнут как леденцы от кашля.
– Ребята, а какое ещё животное, известное вам, носит детёнышей в сумке? Это кенгуру (Приложение, слайд – кенгуру)

в) – Что же продолжим знакомство с удивительным миром животных. Ребята, а  может кто-то из вас знает название самой маленькой птички на земле? (Варианты ответов детей). Сколько вариантов! Давайте проверим.  Для этого расставьте эти числа  в порядке возрастания.

На доске:

10  5  8  4  6  9  7

– Каких чисел не хватает в ряду?
– Посмотрите внимательно, какое число может быть лишним? (10) Почему?
– А теперь сюрприз! Перевернём карточки. Читаем название самой маленькой птички на земле (Приложение, слайд – колибри, Южная и  Центральная Америка). Она очень маленькая, её длина меньше 6 см, посмотрите на линеечке, сколько это.
– А как получить число 6? (Домик, повтор состава числа 6) Молодцы!
– Подведём итог. Что мы повторили? (Счет прямой обратный, через 1, через 2, состав числа, однозначные и двузначные числа)

IV. Закрепление изученного материала

– Мы готовы решать числовые выражения в пределах 10, а также решать задачи.

1. Дифференцированная работа по группам

– Ребята, следующее задание, которое вы будете выполнять по группам, принесло нам самое крупное животное на земле, а какое вы узнаете после его выполнения. Вспоминаем наши группы.

  • 1 группа – панды (подняли руки)
  • 2 группа – тигры
  • 3 группа – львы

– Возьмите листочки с изображением своего животного. Найдите на карточке первое задание, прочитайте его внимательно. Вам всё понятно?  Приступайте к работе. Желаю удачи!

1 группа

Найди значение выражения (проверка на доске)

2 + 2 =                5 – 2 =
3 + 1 =               8 – 1 =                                                               к
4 + 1 =               6 – 3 =
0 + 8 =               10 – 0 =

Проверяем ответы на доске

2 группа

Вставь пропущенные числа

* + 2 = 8                   7 – * = 5
4 + * = 10                 6 + * = 8
6 – * = 4                   9 – * = 5                                                     и
8 + * = 9                   * – 1 = 4

Проверяем ответы на экране, число, которое надо вставить подчёркнуто и выделено цветом.

3 группа

Вставь знаки <, >,  =. (Самопроверка на обороте листа)

5 + 3*9                     8 – 6 * 0
2 * 8 – 6                   10 * 7 – 2
10 – 7 * 4                 8 * 2 + 4                                                    т
4 + 3 * 7                   4 * 3 + 1

– Переверните листок и проверьте работу. Будьте внимательны.

– Панды выполнили проверку? Кто сделал задание без ошибок… прикрепи букву.
– Тигры, кто справился без ошибок? Молодцы! Прикрепи букву.
– Львы, кто справился с заданием без ошибок. А кто был самым внимательным и нашел последнюю букву в слове? Прикрепи букву.
– Вы отгадали, самое крупное животное. Как его название? (Кит)
– Правильно, это голубой кит (Приложение, слайд). Его длина достигает 33 метра, а вес больше 150 тонн (Приложение, слайд).
– Молодцы, почти все из вас справились с заданием правильно, а те, кому было трудно, ещё потренируются, будьте внимательнее.

V. Физкультминутка

– Я вижу, вы немного устали, пора отдохнуть, и посетить удивительный лес. (Звучит музыка). Встанем красиво, расслабимся, прислушаемся к этим волшебным звукам природы…

Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою? 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь –
Мы свои.
(широко разводим руки в стороны)
(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
(руки подняты вверх, выполняем покачивающие 
движения вправо-влево)
(дети всматриваются вдаль, ладонь над
бровями, поворачиваясь в стороны)

(широко разводим руки в стороны)
(прижимаем обе ладони к груди)
(широко разводим руки в стороны)
[2]

   – Мы отдохнули, продолжим урок.

2. Решение задачи

– Дети! Мало уметь считать, надо уметь думать. Так говорится в русской пословице. А правильно мыслить, думать необходимо при решении задач.

а) Повторение компонентов задачи

– Ребята, обратите внимание на эту схему (Приложение, слайд).
– Что это за обозначение?
– Что обозначает буква У, В, Р, О.
– Мне нужен помощник-эксперт. Экспертом назначается …

Выступление эксперта.

– Напомните нам, пожалуйста, уважаемый эксперт,  что такое условие?  Вопрос? Решение? Ответ? Спасибо.
– … хочет нам дать нужный совет. 

Стишок

Чтобы задачи нам верно решать,
Необходимо думать и рассуждать,
И без ошибок всё вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание. [3]

– Послушайте внимательно задачу.

Задача  (Приложение, слайд)

Чтобы помыть зебру нужно 6 бочек воды, а чтобы помыть носорога – на 2 бочки больше. Сколько бочек воды потребуется на мытьё носорога?

а) Разбор задачи (условие, вопрос)

Краткая запись к задаче на доске.

З. – 6 б. 
Н. – ?, на 2 б. >

– А, что значит на 2 бочки больше? (Столько же да ещё  +  2). Значит, каким действием решим задачу? (сложением). Как будем решать задачу? (6 + 2 = 8)

б) Решение задачи

– Будем записывать только решение. В карточках уже написано слово задача и стоит красная точка, там вы и будете записывать решение, а у доски будет работать…
Как  решим задачу? (6 + 2 = 8(б.))
Ответ: 6 бочек.

– Мы не случайно решали задачу про носорога (Приложение, слайд – носорог).

– А знаете ли вы, что численность носорогов постоянно уменьшается, некоторые люди верят в то, что рог носорога обладает лечебными свойствами, поэтому охотникам платят большие деньги за убитых ими животных. Как вы думаете, к чему это может привести?

– Ребятки, давайте немного отдохнём и потанцуем.

Физкультминутка 2

Движения под песню «Я на солнышке лежу».

VII. Контроль знаний

1. Счёт геометрических фигур

– Продолжим урок. Ребята, мы уже познакомились с самой маленькой птицей на земле. Кто помнит её название? (Колибри)
– А сейчас посмотрите внимательно на экран (Приложение, слайд).
– Узнаёте ли вы эту птицу? (Попугай)
– Из каких геометрических фигур состоит попугай? Мы узнаем его секрет, если сосчитаем все геометрические фигуры.
– Дети, сколько всего овалов? (Вывешиваю число)
– Сколько кругов, треугольников?
– Сложим эти числа. Сколько получилось? (Всего 10)
– Вспомним тему нашего урока. (Сложение и вычитание в пределах 10). Я считаю, что вы усвоили её хорошо!
– А теперь секрет: попугаи –  долгоживущие птицы, живут они до 80 лет.

2. Графический диктант (нумерация от 1 до 10)

– Среди животных этого удивительного мира встречается и самый быстрый бегун.  Кто он вы узнаете сами, выполнив последнее задание на карточке.
– Возьмите простой карандаш и соедините точки линиями, при этом повторяйте счёт от 1 до 10.
– Фигура, какого животного у вас получилась? (Кошка)
– А самый быстрый бегун  на короткие дистанции из всех кошачьих   – это гепард (Приложение, слайд – гепард).
– Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием.        

VIII. Итог урока

– Вы хорошо усвоили тему урока: «Сложение и вычитание в пределах 10»
– С какими животными познакомились на уроке, кто вам больше запомнился?
– Чему учились? (Ответы детей)
– Что вам понравилось?

IX. Рефлексия

– Дети, вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте конверты и покажите своё настроение, а я покажу вам своё (Приложение, слайд – моё  настроение).
– Я рада, что наши настроения совпадают.
– Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.

Список литературы:

1. Бирюкова А.А., учитель начальных классов, Токарева Т.И.  1 сентября. Классный час «Сургут – Югра – Россия». 1-й класс.
2. Чулина С.В. Интегрированный урок (математика + окружающий мир) по теме «Моделирование решений изученных видов задач. В гости к зиме. Растения и животные зимой».
3. Журнал «Начальная школа».