Проектная деятельность на уроках музыки в общеообразовательном учреждении

Разделы: Музыка


В учебный процесс автор старается вводить систему нетрадиционных уроков, на которых используются новые информационно-коммуникативные технологии.

Проводятся уроки, на которых проходят презентации и защиты проектов. Такая форма занятий очень нравится учащимся среднего и старшего звена. Так, например, в этом году проходила защита проектов в параллели 3-х классов по теме: “Жизнь и творчество М.И.Глинки”. (Рис. 1. См. Приложение 2) Седьмые классы представляли свои презентации по теме: “Легкая и серьезная музыка”. (Рис. 2.  См. Приложение 2)

Любая педагогическая работа начинается с планирования. Поэтому автор сразу выделяет этапы работы методом проекта и план программы проекта.

Этапы работы методом проекта

  1. Погружение в проект.
  2. Планирование и организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация результата.

Приложение 1

Чтобы быть конкретной, хочу представить материал с открытого урока. (Рис. 3. См. Приложение 2)

План программы проекта

Тема: “Жизнь и творчество М.И.Глинки”

Обоснование выбора. Углубить знания по теме “Жизнь и творчество М.И.Глинки”

Тип проекта – творческий, межпредметный, внутренний, групповой, средней продолжительности.

Механизм взаимодействия – создание творческих групп.

Форма представления результатов. Доклады, проекты, кроссворды

Тема проекта: “Жизнь и творчество М.И.Глинки”

Цель проектной деятельности учащихся: научиться работать в группах, творчески, понимать классическую музыку, выступать перед аудиторией.

Планируемый результат обучения. Ученик должен знать: биографию и творчество М.И.Глинки, новые определения и ключевые понятия, основные музыкальные произведения композитора; уметь: слушать музыку, давать ей характеристику, разбираться в средствах выразительности, определять музыкальные жанры.

Категория оценки процесса активность каждого участника.

Форма оценивания – защита проекта.

Оценка традиционная в баллах.

Дети сами ставили цель, задачи.

Учащиеся выделяли выбор и обоснование проекта: почему они решили работать над проектом, конечным продуктом которого является создание кроссворда. Конечно, 3 класс самостоятельно не может сформулировать, но для этого есть мы – учителя. Например, Алексеева Настя зачитывает выбор и обоснование проекта: На уроках музыки мы знакомились с творчеством М.И.Глинки. Послушали оперу “Иван Сусанин”, узнали историю создания оперы. На обобщающем уроке отвечали на вопросы, решали кроссворд. Мне захотелось самой создать кроссворд по этой теме. (Рис. 4. См. Приложение 2)

Следующее выступление Лагутенковой Жени – доклад о жизни и творчестве композитора. (Рис. 5. См. Приложение 2)

Следующий этап урока – доклад об истории создания оперы “ Иван Сусанин”. Звучали фрагменты из оперы (Рис. 6. См. Приложение 2) Послушали высказывания об этом произведении известных людей. (Рис. 7. См. Приложение 2) Естественно на протяжении всего урока звучит музыка. Слушая хор “Славься!” мы говорим о том, что этот музыкальный номер из оперы являлся гимном Росси. “Руслан и Людмила”, “Арагонская хота” – являются известными произведениями в творчестве Глинки. Ребята дают характеристику музыке, рассуждают о средствах выразительности, развитии мелодии.

“Арагонскую хоту” мы не только слушаем, но и дирижируем, а это смена деятельности и элемент здоровьесберегающих технологий. Учащиеся выделяют новые слова “хота”, “кастаньеты”.

Кульминация всего урока – это решение кроссворда. Например, Чаюкова Яна, представляла свой кроссворд, а дети активно отгадывали. (Рис. 8. См. Приложение 2) Прекрасно звучали вопросы и ответы.

  1. Имя дочери Ивана Сусанина.
  2. Голос, которым исполняется партия И.Сусанина.
  3. Имя приемного сына И.Сусанина.
  4. Танец, с которого начинается 2 действие оперы.
  5. Сольный номер в опере.
  6. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
  7. Основоположник русской классической музыки.
  8. Польский танец из 2 действия оперы.
  9. Где происходят события 2-го действия оперы И.Сусанин.

(Рис. 9. См. Приложение 2)

А вот ее отзыв о работе над проектом.

Вывод. Мне понравилась работа над проектом, Я узнала много нового о русском композиторе М.И.Глинке, работала с дополнительной литературой. Выступала перед классом с докладом, представляла свой кроссворд, защищала свой проект.

В конце урока всем классом делаем общий вывод. Определяем полученные знания и умения, строим звезду. (Рис. 10. См. Приложение 2) В завершении предлагается определить эмоциональный настрой учащихся. 97% показали улыбку на лице. (Рис. 11. См. Приложение 2)

Дорогие мои коллеги, а это и есть наша победа.

Приложение 1, Приложение 2