Рейтинг@Mail.ru

Открытый урок в 4-м классе по теме "Экологическое равновесие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии;
  2. Совершенствовать умения использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения;
  3. Развивать познавательную активность и речь учащихся.

Оборудование: карта природных зон, таблицы “Экологическая пирамида”, “Природное равновесие”, раздаточный материал, просмотр видеосюжета о загрязнении Москвы и Московской обл.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать
На один вопрос нам предстоит найти ответ:
Экологическое равновесие – это важно или нет?

2. Постановка целей

– Кто догадался о теме нашего урока? (Экологическое равновесие.)

3. Проверка домашнего задания

– Но сначала мы отправимся туда, где солнце, воздух, тёплая вода. О какой природной зоне говориться? (Черноморское побережье.)

– Что интересного вы узнали?

– Давайте возьмем тесты и ответим на вопросы, тем самым я узнаю, как вы усвоили материал прошлого урока.

4. Работа над новой темой

– Вернемся к вопросу: Экологическое равновесие – это важно или нет?

– Что означает слово “экология” и “равновесие”. От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? (Экология.)

– Что такое экология? (Это наука о связях между животными и окружающей средой, между человеком и природой.)

– Что изучает экология? (Как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими поступками.)

– Что такое равновесие? (Равное по весу, устойчивое соотношение между чем-нибудь.)

– Послушайте рассказ:

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.

Почему это было так?(река давала деревьям влагу, а деревья давали реке воду).

– А как деревья могли давать реке воду?

– То есть происходит обмен: река питала дерево, а дерево питало реку.

Но вот пришли люди и вырубили лес.

– Что произойдет с рекой?

– Это значит, что между ними нарушится связь, или экологическое равновесие.

– То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными.

– Вспомните, экологическую пирамиду. (Вывешивается экологическая пирамида.) Чтобы прокормить себя, сове надо множество мышей, а мышам – множество желудей.

– Что произойдет, если нарушить хоть одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие.)

5. Работа с учебником

– Сейчас, людям известно очень много примеров опасного нарушения.

Откройте учебники стр. 142,  № 4. Прочитайте, что произошло.

– Это происходило в Австралии, а вот послушайте , что происходит у нас в Чеховском районе. (Зачитать данные экологических нарушений.)

6. Подведение итогов урока, выставление оценок

– А теперь давайте, посмотрим видеосюжет о загрязнение Московской обл.

– Какой вывод мы можем сделать из увиденного? (Нельзя нарушать экологическое равновесие – это приводит к экологическим проблемам.)

7. Домашнее задание

– Дома, я вам предлагаю стать экологами и отправиться в путешествие по природным зонам и рассказать об экологических проблемах и о решении этих проблем.