Психологическая защита как ответная реакция ребенка на стрессовую ситуацию в школе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Семинар-практикум для педагогов начальной школы

Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на нашем мероприятии. Для того, чтобы создать рабочую атмосферу, предлагаю вам поприветствовать друг друга следующим образом (см. Приложение 1).

Итак, приступим к работе. Предлагаю погрузиться в проблемы детей начальной школы, связанные с обучением и взаимодействием их в школе. Для этого вам нужно вспомнить себя в этом возрасте.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте его, вспомните себя в начальной школе, в каком вы классе, где вы? Что происходит? У вас неприятная ситуация? Вы чем-то недовольны? Вас что-то огорчает? Вам хочется что-то изменить? Что вы чувствуете? Что вы делаете? Представьте картинку целиком и медленно возвращайтесь в круг. Открывайте глаза. Все хорошо?

Происходит обсуждение представляемых участниками ситуаций. Ведущий записывает их, подводит статистику.

А сейчас я вам хочу предложить нарисовать картинку на тему “Школа зверей”

https://psy.1sept.ru/articlef.php?ID=200001209

Происходит обсуждение рисунков и группа подходит к понятию “психологическая защита”

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Побудителем для формирования психологической защиты у детей являются многообразные типы тревоги, типичные для детей. Сюда относят реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности, страх смерти, страх подчинения, страх изменения.

По статистике наиболее характерными ситуациями, нарушающими душевное равновесие у детей, являются:

- потеря, болезнь, смерть животного – 19%;

- плохие школьные отметки – 16%;

- травмы и опасные для жизни ситуации – 13%;

- материальные утраты и нарушение покоя взрослых – 12%;

- напряженные отношения со взрослым – 8%;

- болезни и смерть близких людей – 7%;

- проблемы с учебой – 4%;

- отношения со сверстниками и др. – 3%.

Давайте подумаем, какие характерные для младших школьников особенности эмоциональной и личностной сферы способствуют формированию тех или иных механизмов психологической защиты (МПЗ). Ведущий фиксирует ответы на ватмане.

Теоретическая часть

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу.

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную возбудимость и непоседливость. Растущая физиологическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и, в целом, для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.

Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, в значительной степени сохраняется характерное свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их ситуации. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность.

Поступление в школу – это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания “хочу” и мотив долженствования “надо”. Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослым.

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменениям самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие особенности ребенка становятся особенно заметными.

Самочувствие младших школьников тесно связано с отметками. Родители убеждают их, что учение – их главная деятельность. Дети очень быстро начинают понимать значение отметок. Если плохие отметки выступают как символ наказания, деления детей на “умных” и “глупых”, как средство возвышения одних и унижения других, как ярлык, определяющий дальнейшую судьбу ребенка – они легко могут травмировать его психику.

Следует отметить, что именно в младших классах отметки часто выступают как обобщенная оценка личности ребенка. Например, двоечника могут незаслуженно подозревать в различных неблаговидных поступках. А для отличника “двойка” может служить трагедией, снизить самооценку и уважение к себе. Доказано, что особенно болезненно относятся к отметкам второклассники и пятиклассники, т.е. те дети, у которых мало опыта получения “разных” отметок. Ситуации с отметками в 1,3 раза чаще встречались в рисунках детей 7-9 лет, чем у школьников 10-11 лет.

При поступлении в школу особую роль в жизни ребенка начинает играть учитель. Он становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроках и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Поэтому от отношения учителя напрямую зависит самочувствие детей. Относиться к учителям критично дети начинают только к концу младшего школьного возраста, когда главным для них становится мнение сверстников и способность осознавать собственные переживания.

Все больше растет зависимость не только от мнения взрослых, но и от оценки сверстников. Это приводит к тому, что ребенок начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусливым, слабовольным и т.д. В младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

В результате сложившихся противоречий и обстоятельств ребенок более или менее осознано стремится преобразовать не внешний, а внутренний мир, снять внутреннее напряжение и дискомфорт, адаптироваться к новым жизненным условиям, используя при этом механизмы психологической защиты.

К типичным детским МПЗ (см. Приложение 2) относят:

  • отказ;
  • оппозицию;
  • имитацию;
  • компенсацию;
  • эмансипацию;
  • замещение;
  • вытеснение;
  • сновидение;
  • отчуждение (изоляция);
  • сублимацию;
  • регрессию.

Для выявления психологической защиты нужно понять, какая ситуация вызывает у ребенка напряжение и беспокойство. И здесь самым ярким и наглядным способом могут служить детские рисунки. Можно предложить детям выполнять рисунки и сочинять рассказы на самые разные эмоционально насыщенные темы или моменты школьной жизни. Например, “Я боюсь”, “Мне стыдно”, “То, о чем я мечтаю”, “Сон, который меня взволновал”, “Я ужасно рассердился” и т.д. После рисования и рассказов детей происходит анализ значимых переживаний детей в различных ситуациях школьной жизни и анализ стратегий преодоления стресса.

Чтобы понять, как это работает, давайте обратимся к вашим рисункам на тему “Школа зверей”. Расскажите, какую вы изобразили ситуацию, и какой МПЗ при этом проявился (происходит обсуждение).

После выявления МПЗ нужно постараться скорректировать и саму ситуацию, которая вызывает психологическую защиту и сам МПЗ. Необходимо помнить, что если ребенок застревает на каком-либо одном МПЗ, то впоследствие он становится его личностной чертой (см. Приложение 4). Даже став взрослым, человек продолжает себя проявлять ригидно, используя привычные способы поведения.

В качестве коррекции у детей можно использовать рисунки, составление рассказов на заданную тему, а также работу с образами (сказкотерапию) и театр. Проживая в сказках разнообразные роли, ребенок учится использовать разные способы поведения и осознавать ситуации, повышать свою самооценку.

Практическое задание

Сейчас вы будете сценаристами. Представьте, что у вас в классе есть дети, портреты которых вы сейчас получите (Приложение 3). Ваша задача – подобрать им роли в новогоднем, или любом другом спектакле. Эти роли должны помочь детям скорректировать свое поведение, сминимизировать личностные проблемы и установки.

Участники озвучивают получившиеся сценарии. Можно предложить проиграть отрывки из спектаклей или отдельные роли, примерив на себя портрет определенного ребенка.

Давайте завершим нашу сегодняшнюю работу следующим образом: каждый из нас по часовой стрелке выскажет свое мнение о мероприятии, что ему запомнилось больше всего и какое открытие он для себя сегодня сделал. Участники высказываются, ведущий завершает круг, подводит итоги, дает обратную связь участникам.