Литературно-музыкальный вечер "Вдохновение"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Ведущий: (Звучит «Лунная соната».) Добрый день дорогие друзья! Вы, наверное, поняли, что наша встреча будет не совсем обычной. Свечи, и вообще огонь это нечто таинственное, романтическое. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важному направлению в музыкальном искусстве. Мы будем говорить о вальсе и романсе. Мы не случайно объединили эти направления, потому что и вальс и романс это музыка, которая выражает то, что нельзя выразить словами. А назвали мы наш вечер «Вдохновение». Именно оно лежит в основе всех прекрасных творений. Музыка, песни оказывают благотворное влияние на человека, помогают ему трудиться и отдыхать, дарят вдохновение и радость.

Ученик:

«… Без музыки не проживу и дня
Она во мне, она вокруг меня,
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно радость и тоска,
В ней просто миг и долгие века,
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить,
Но разве может жить она без нас,
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных,
Мы ей за все «спасибо» говорим,
И веря в торжество ее – творим…»

Ведущий:Человек дал голос дереву, траве, реке, своим чувствам. И запели струны, зазвучали свирели, зарокотала медь. Музыка рассказала нам о себе, о людях, о мире, в котором мы живем. Значит, говорить о музыке – это говорить о жизни! В музыке отражается все, чем живет человек. И каждый раз он по-разному воспринимает все, что слышит. Музыка бывает легкая, эстрадная, созвучная нашему характеру. Мы довольно часто слышим ее абсолютно везде. Но есть иная музыка, которая по-другому нами воспринимается. Это классическая музыка. Что же мы понимаем под классикой? Классикой мы называем все то, что построено на четких законах музыки, живописи, скульптуры, театра. Что бы было понятней вот пример. Все Вы, наверное, слышали о фотомоделях. Что бы стать ею, нужно соответствовать определенным требованиям. Тоже и в классической музыке. Она должна соответствовать тем требованиям, которые выработаны многовековым человеческим опытом. Композитор, сочиняя любое простое произведение- песню, романс, танец или сложное - оперу, балет, симфонию, должен строго соблюдать принятые в музыке правила сочинения. Вот почему эта музыка не имеет временных границ.

Ученик: (Звучит музыка)

«… В минуты музыки печальной,
Я вспоминаю желтый плёс,
И голос женщины прощальный
И шум порывистых берез
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей
Как будто вечен час прощальный
Как будто время ни причем
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем…»

Ведущий: Когда мы говорим о театральном искусстве, то имеем в виду различные театральные жанры. Кто помнит, какие это жанры? (Комедия, трагедия, водевиль.)

И в музыке много жанров. Это песня, танец, романс и т. д. И сегодня мы поговорим о двух из них: о вальсе и романсе.

И так, романс. Что же это такое? Об этом нам расскажут наши знатоки. 

Ученик: (Звучит фонограмма романса «На заре ты ее не буди») Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII-XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово романс происходит от испанского «романсе», что значит «романский» т. е. исполняемый на испанском языке.

Ученик: Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего- гитары. В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «романсеро». [1]

Ученик: В XIX в. романсы были очень популярны. Их исполняли в музыкальных салонах, музыкальных гостиных известных аристократов. Стихи многих поэтов становились романсами. Вот уже 2,5 века романсы покоряют слушателей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых чувств.

Ученик: В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, не разделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине, словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Ученик: (звучит музыка)

«…Они уносят дух – властительные звуки
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей.
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен умолить
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить …»
(В.И. Красов, «Звуки», 1835г.)

Ведущий: Мы благодарим за историческую справку наших знатоков и предлагаем послушать романс о любовных переживаниях Бориса Ивановича Фомина «Только раз бывает в жизни встреча». (Исполняется романс «Только раз бывает в жизни встреча»)

Ученик: Автор этого и многих других романсов Борис Иванович Фомин. Он был одаренным человеком. Родился Б.И. Фомин в семье врача. Ввиду тогдашних исторических событий (первая мировая война, гражданская война) он не смог получить музыкального образования, но ему помогли талант и упорное самообразование. Возвратившись после окончания гражданской войны в 1921г. с фронта в Москву Б.И. Фомин увлекся театром, сочинял детские балеты, ему сопутствовал успех. Но критики ставят на него клеймо дилетанта, певца мещанства. Он начинает заниматься жанром романса. Огромную известность принес ему сочиненный в 1924г. романс, сейчас прослушанный Вами – «Только раз бывает в жизни встреча». А несколько позднее, были изданы большими тиражами и мгновенно раскуплены его романсы: «Дорогой длинною», «Твои глаза зеленые». Но к концу 20-х годов в нашей стране старинный романс был запрещен, что Б.И. Фомин болезненно переживал. Композитор много сделал для развития романса. В годы Великой Отечественной войны песни Б.И. Фомина были очень популярны. (Звучит музыка к романсу «Дорогой длинною»)

Композитор верил, что критика, которой подверглось его творчество, и гонение – это лишь временное заблуждение, что его романсы все равно будут звучать, будут жить, и он был прав.

Ученик: Интересна история романса «Белой акации гроздья душистые…». До революции это был известный салонный романс. А затем, взяв его мелодию и сочинив новый текст, создали революционную песню «Смело мы в бой пойдем». И только в настоящее время старинный романс вновь вернулся к нам. (Исполняется романс «Белой акации гроздья душистые…»)

Ведущий: Судьба многих романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения поэтов и композиторов. Наши знатоки расскажут о рождении некоторых романсов. ( Звучит музыка к романсу «Я помню чудное мгновенье…»)

Ученик: Наверное, по вступлению, Вы поняли, о каком романсе идет речь. Осенью 1825г. А.С. Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии, в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда–то, еще в 1819г., в Петербурге, поэт встретил на балу у Олениных 19-летнюю красавицу А.П. Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин не накинув шубы, выскочил, на мороз что бы проводить Керн и стоял на крыльце пока она не уехала. С тех пор Пушкин и Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Он вспомнил Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье…» посвященными Керн. (Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»)

Прошло почти 15 лет. В марте 1839г. композитор М.И. Глинка часто навещает свою сестру в Смольном монастыре. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь А.П. Керн- Екатерина Ермолаева. Глинку поразила ее печальная задумчивость созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной Ермолаевой. Однажды, композитор обратился к А.П. Керн и попросил текст стихотворения Пушкина посвященного ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновенье…», в котором выразил чувства овладевшие поэтом.

(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…»)

Ученик: П.И. Чайковский, свои романсы, а их более ста, писал на протяжении всей своей жизни. Они очень разнообразны по настроению и по характеру героев. Для романсов Чайковского характерна искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражения. Трудно найти человека, который не слышал романса П.И. Чайковского «Средь шумного бала…» на слова А.Н. Толстого. Этот романс был посвящен Миллер, будущей жене поэта, с которой он познакомился на маскараде в 1851 году. (Звучит романс «Средь шумного бала…» музыка П.И. Чайковского).

Ведущий: Яркий пример современного романса «Очарована, околдована…». (Исполняется романс «Очарована, околдована…» муз. Звездинского, слова Заболоцкого).

Ведущий: А сейчас предлагаю Вам викторину. Тот, кто ответит на большее количество вопросов, получит приз.

  1. Как называли в Испании певца исполняющего песни и романсы? (Трубадур).
  2. Назовите родину романса? (Испания)
  3. Как называется музыкальный инструмент под аккомпанемент, которого исполнялись романсы в придворных кругах Испании? (Виуэла).
  4. Как назывались сборники романсов выходящих в Испании? (Романсеро).
  5. Где произошла встреча А.С. Пушкина с А.П. Керн, будущей героиней своего стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»? (В сел Михайловском Псковской губернии)
  6. Кому посвящены пушкинские строки
  7. «…В душе настало пробужденье
    И вот опять явилась ты…»?
    (А.П. Керн)
  8. Композитор, написавший музыку к романсу «Я помню чудное мгновенье….»?
    (М.И. Глинка).
  9. В каком веке появилась русская гитара? (В XVII веке, а в XIX веке стала одним из самых распространенных инструментов.) .[2]

Ученик:

«…О вальсе сказано не мало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет!..»

(Исполняется танец)

Ученик: Кстати, само слово вальс происходит от немецкого «веллер», «вальцен» - крутить, раскручивать. Трудно поверить, что было время, когда на балах устраивались счетчики, регистрирующие количество туров вальса и за чрезмерное его исполнение могли даже сослать в Сибирь. Это было при Павле I. [3]

Ученик: Не случайно, наверное, ритм вальса на три четверти близок к ритму нашего сердца. Можно сказать, что наше сердце, неустанно, всю жизнь «поет» свою песню близкую к мелодии вальса.

Ученик: Плавные танцы, похожие на вальс, существовали очень давно и разных народов. У французов таким танцем была вольта, у поляков - куявяк, у немцев - медленный дреер, у австрийцев - лендлер. Чаще всего предком вальса называют «лендлер» потому что именно от него произошел знаменитый венский вальс. (Звучит Венский вальс).[3]

Ученик: Развитие вальса, особенно интенсивно происходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса - отца, а позднее его сыновей - Иосифа и, в особенности, Иогана, прозванного «королем вальса». Наиболее известные его вальсы: «Прекрасный голубой Дунай», «Сказки венского леса», «Венские голоса». [4]

Ученик: Вальсы И. Штрауса - отца звучали в австрийской столице повсюду, а вальсы И. Штрауса - сына покорили не только Европу, но и весь мир. Они звучали в опереттах «Летучая мышь», «Цыганский барон».

Ученик: Вальс - один из наиболее выразительных поэтических танцев. Не случайно многие выдающиеся композиторы – Шопен, Брамс, Чайковский, Глинка создали именно такую музыку. (Звучит вальс П.И. Чайковского)

«…Словно легкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной.
Не спеша, нарастает мелодия Глинки,
И яснеет бездонная высь надо мной.
Оттесняется зло, забывается косность,
И в сердцах воцаряется скрипки печаль,
Увлекает весь мир, согревает Чайковский,
И, как луч, доброта простирается в даль…»

Ученик: Вальсы П.И. Чайковского одухотворены, возвышены, чарующе прекрасны. Всемирно известны вальсы из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». (Исполняется танец).

Ученик: Фредерик Шопен – гениальный польский композитор. Многочисленные великолепные вальсы Шопена- то блестящие и бравурные, то нежные и мечтательные звучали в концертах. (Звучит вальс №7 Ф. Шопена)

«…Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл,
В сплетенье нежных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако, в голубизне,
Как родничок, в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве…»

Ведущий: Выдающиеся образы вальсов создали композиторы разных стран: Шуман, Брамс, Шуберт. Франц Шуберт великий австрийский композитор, творческая карьера которого, к сожалению, оборвалась. Он умер тридцати одного года, в расцвете творческих сил. Несмотря на то, что прожил он очень мало, он многое написал. Один из его вальсов Вы сейчас услышите. (Исполняется вальс Шуберта)

Ученик: У нас в народе любят вальсы. Эта традиция идет с давних времен, когда играли духовые оркестры и звучали старинные вальсы. А сколько чудесных песен – вальсов было написано в годы Великой Отечественной войны: «Случайный вальс», «В лесу прифронтовом», «Синий платочек». Они помогали бойцам верить и побеждать.

Ученик: А сколько великолепных вальсов звучало в старых кинофильмах. Многие романсы написаны в ритме вальса. Много прекрасных песен написано в ритме вальса. (Исполняется песня «Осенний вальс».)

Ученик: И сегодня вальс звучит вокруг нас. Это говорит о том, что он бессмертен. Вальс- это все-таки вальс! «Вальс устарел – говорит кое-кто, смеясь, - но смеется вальс над всеми модами века».

Ведущий: А сейчас послушайте несколько интересных фактов связанных с музыкой.

Ученик: У композиторов Римского- Корсакова, Скрябина, Чурлёниса зрение было неразрывно связано со слухом. Они видели ноты, окрашенные в разные цвета.

Ученик: Музыка помогает в любой ситуации и это подтверждает такой факт. Когда огромный океанский лайнер «Титаник» терпел катастрофу, спасательных шлюпок едва хватало на женщин и детей. Музыканты судового оркестра знали, что им не суждено спастись. Они вышли на палубу, не сговариваясь, достали свои инструменты и заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше. И под бессмертные ее звуки, ухолили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, пока не затонула палуба.

Ученик: Я расскажу несколько интересных фактов связанных с музыкой, которые были занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

  1. Самым древним музыкальным инструментом считается костяная флейта. Она была обнаружена палеонтологами в 1998 г. и ее возраст составляет 82 тысячи лет.
  2. Самый большой в мире оркестр насчитывает 3503 музыканта.
  3. Самая длинная симфония сочиненная американским композитором длилась 13 часов.
  4. Самые продолжительные аплодисменты, в течение 1 часа 20 минут, раздавались в адрес Пласидо Даминго. Занавес поднимался 101 раз

Ведущий: Подошел к концу наш вечер. Надеемся, что он останется в вашей памяти и что каждая новая такая встреча для вас будет настоящим праздником, большим, волнующим событием. Тем, кто хочет больше узнать о музыке и композиторах, предлагаем прочитать книги, представленные на нашей выставке. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у него есть надежда. Поэтому, мы заканчиваем вечер романсом Андрея Макаревича «Пока горит свеча». Желаем всем, что бы надежда всегда была с Вами! (Звучит романс «Пока горит свеча» слова и музыка А. Макаревича).

Список использованной литературы.

  1. Смолина Е.А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. Волгоград: Успех, 1998г.
  2. Кузнецова Э.Т. Игры, викторины, праздники в школе и дома. М:1994г.
  3. Музыкально – энциклопедический словарь. Под ред. Плонского С.П. М: 1993г.
  4. Воспитание школьников. 2001год, № 7, с. 23- 24.