Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок в 9-м классе по теме "Тартюф Мольера — образец ханжества и фальши" (внеклассное чтение по зарубежной литературе)

Разделы: Преподавание литературы


Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства.
Л.Н. Толстой

Бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения.
А.С. Пушкин

Цели:

  1. (образ.) Путём анализа сценического произведения показать развитие характера Тартюфа.
  2. (разв.) Отработка навыков выразительного чтения и развитие речи.
  3. (восп.) Привитие интереса к зарубежной литературе, к драматургическим произведениям.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Сообщение темы урока, целей

1. Вступительное слово учителя.

Урок литературы. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по творчеству Мольера. Поэтому мне хотелось бы сначала вспомнить некоторые сведения из жизни и творчества этого человека. Для этого я просила индивидуально подготовить короткое сообщение. Давайте послушаем рассказ учащегося.

(Биография писателя на 5 минут. См. С. Д. Артамонов «История зарубежной литературы XVII-XVII в.в.)

– Теперь, я думаю, все вспомнили о выдающемся французском драматурге. Какое произведение Мольера мы изучали с вами в этом году? («Мещанин во дворянстве»). Что у вас осталось в памяти, сейчас проверим небольшой викториной или кроссвордом.

2. Викторина

  1. Главный герой комедии. (Господин Журден)
  2. Имя маркизы. (Доримена)
  3. Имя дочери господина Журдена. (Люсиль)
  4. Молодой человек, влюблённый в Люсиль. (Клеонт)
  5. У мусульман учёный юрист, знаток мусульманского права. (Муфтий)
  6. Граф, влюблённый в Доримену. (Дорант)
  7. Слуга Клеонта. (Ковьель)
  8. Служанка в доме господина Журдена. (Николь)

– Ключевое слово комедия. Давайте вспомним, что такое комедия? Дадим ЛЗ.

Комедия – драматическое произведение с весёлым смешным сюжетом.

III. Обзор литературы (выставка книг)

– Я вижу, что вы довольно хорошо помните произведение Мольера «Мещанин во дворянстве». Но это не единственное произведение, у него есть ещё много комедий. (Зачитать первый эпиграф).

Хочу познакомить вас с ещё несколькими комедиями, представленными на этой выставке. В этой книге вы найдёте такие комедии Мольера, как «Дон Жуан, или каменный гость», «Скупой», «Мнимый больной», «Плутни Скапена».

Сегодня наш урок посвящён комедии Мольера «Тартюф». А тема нашего урока «Тартюф Мольера-образец ханжества и фальши». И как подтверждение этому эпиграфом я взяла слова А. С. Пушкина. (Зачитать второй эпиграф).

IV. Запись числа, темы урока, эпиграфа в тетрадь

V. Знакомство с новой темой

– Кто такой Тартюф? (Главный герой комедии)

– Есть что-то необычное в имени? (Тартюф – имя, сочинённое Мольером. В корне своём имеет старофранцузское слово “truffer” (обманывать,плутовать)

– А как вы понимаете слово ханжа? (Дети отвечают. А в толковом словаре Ожегова такое определение. Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью. (На обратной стороне доски, затем дети записывают в тетрадь)

VI. История создания произведения «Тартюф»

(Индивидуальное сообщение учащегося)

– Итак, нам предстоит сегодня познакомиться с главным героем комедии, но сначала мне бы хотелось, чтобы вы услышали несколько слов из истории создания этого произведения. (Сообщение учащегося на 5 минут. См. в предисловии к произведению)

VII. Беседа по вопросам учителя

– Вы прочли это произведение, как вы думаете, к какому литературному направлению относится это произведение? (Классицизм)

– Какие черты характерны для классицизма? (Единство действия (т. е. одна сюжетная линия-разоблачение Тартюфа), места и времени)

– Докажите наличие этих черт в комедии. (В доме Оргона, в течение одних суток)

VIII. Знакомство с действующими лицами

Прочитать действующие лица (1 учащийся)

– Кто является главным героем? (Тартюф)

– Почему? (Потому что все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему)

– Когда впервые появляется Тартюф на сцене? Сразу или нет? (Нет. Он появляется во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц, т. е. он разоблачён прежде, чем вышел на сцену.) (Развитие характера Тартюфа)

 Давайте попробуем нарисовать образ этого человека словами героев. Все действующие герои одинаково относятся к Тартюфу? (Нет. Они разбиваются как бы на два лагеря. Одни против, другие заступаются)

IX. Самостоятельная письменная работа на 5 минут

1-й лагерь: Оргон, госпожа Пернель

(Он праведник, радетель; Благочестивец (Пернель) Бедняга;
«Вот человек!Он..Он.. Ну, словом, че-ло-век!»

2-й лагерь: Эльмира, Дамис, Дорина, Клеант

(Ловкач (Дамис), всевластный тиран, ханжа, настырный святоша, этот гусь, явился
весть кто, неведомо откуда., пустосвят, проходимец, хитёр, втирает он очки, пройдоха
этот лживый; плут и безумец (Клеант); злодей (Дамис); тварь, мошенник; скользкая
змея, лицемер, скотина

X. Проверка письменной работы (5 мин.)

– А теперь поставьте своё имя, к какому лагерю вы отнесли бы себя?

– Почему? (может вызвать восхищение своим искусством лицемерить)

– Тема нашего урока «Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши». Поэтому скажите, как вы думаете, в каких явлениях наиболее ярко раскрывается образ тартюфа? Назвать эти моменты по тексту.

  1. Действие 3, явление 2, стр. 66 – первое появление Тартюфа
  2. Действие 3, явление 6, стр. 75 – после того, как Дамис рассказал Оргону о домогательствах Тартюфа к Эльмире.
  3. Явление 7, стр. 81 – как он себя ведёт
  4. Стр. 84 – зачитать
  5. Явление 4, стр. 89 – сцена разоблачения
  6. Явление 7, стр. 112-113

XI. Работа по иллюстрациям к произведению

Какой момент запечатлён на данной иллюстрации? (Сцена разоблачения)

– Давайте заострим на это внимание, как, с помощью каких средств происходит разоблачение Тартюфа?

XII. Выразительное чтение по ролям сцены разоблачения

(Явление 4-7, стр. 89-98)

– Так как же происходит разоблачение Тартюфа? (Жена помогает ему увидеть истинное лицо Тартюфа)

– После этой сцены разоблачения, Тартюф полностью побеждён или он ещё чувствует силы и сопротивляется? (Он продолжает бороться за право наследства, за дом)

– А когда наступает полное разоблачение? (После вмешательства короля)

– А какой момент запечатлён на второй иллюстрации? (Полное разоблачение)

– Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие эту иллюстрацию.

Офицер
«Наш государь – враг лжи. От зоркости его
Не могут спрятаться обман и плутовство»

XIII. Актуальность

– Это произведение XVII века, сейчас XXI век. Как вы считаете, почему до сегодняшнего дня произведение это читается, по нему ставятся спектакли, снимаются фильмы? (Потому что в наше время такие пороки как лицемерие, лживость, фальш, ханжество до сих пор не изжиты. Многие люди обращают внимание на внешний облик людей, на их манеры и речь, а не на поступки, т. е. так же как и Оргон со своей матерью позволяют себя обманывать лжецами, лицемерами.)

XIV. Резерв времени

(Тест)

Такое произведение глубоко на одном уроке проанализировать мы не смогли, совсем не коснулись характеров других действующих лиц, но мне хотелось бы проверить, насколько правильно вы их понимаете небольшим тестом.