Сценарий литературного вечера по творчеству М.Ю. Лермонтова

Разделы: Внеклассная работа


Оформление зала:

1. Портрет М.Ю. Лермонтова.

Слова:

Люблю отчизну я:(М.Ю.Лермонтов.)

Пускай историю страстей и дел моих хранят далекие потомки:(М.Ю.Лермонтов.)

2. Плакаты с высказываниями о М.Ю.Лермонтове:

-Мы узнаем в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова. (В.Г. Белинский.)

-Вот кого жаль, что рано умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! (Л.Н. Толстой.)

3. Экспозиция "Современники М.Ю.Лермонтова". (Портреты современников Лермонтова и краткие пояснения к ним).

А.С. ПУШКИН(1799-1829) Лермонтов преклонялся перед Пушкиным. В нем он видел поэта "вольности" и защитника передовых общечеловеческих идеалов. Трагическое известие о смерти Пушкина тяжело взволновало Лермонтова. Он написал стихотворение "Смерть поэта", в котором с бесстрашной прямотой указывал на подлинных убийц Пушкина. За это стихотворение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ.

А.С.ГРИБОЕДОВ(1795-1829) А.С.Грибоедов погиб в Тегеране, когда Лермонтову шел пятнадцатый год, и он учился в Москве в пансионе, в котором в свое время учился и Грибоедов. "Горе от ума" Лермонтов знал по рукописи, а 13 апреля 1831 года III акт "Горя от ума" был поставлен на сцене в Москве. Под впечатлением этого замечательного спектакля Лермонтов задумывает драму "Странный человек". Герой драмы Владимир Арбенин оказывается в положении Чацкого. "Со мною случится скоро горе не от ума, но от глупости",- говорит он себе.

В драме "Маскарад" Лермонтов следует примеру Грибоедова в характеристике общества. В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов обличил и высмеял барскую Москву. Лермонтов в "Маскараде" обличал аристократический Петербург.

В последние годы Лермонтов собирался писать роман о Грибоедове.

К.Ф РЫЛЕЕВ (1795-1826). Лермонтову шёл двенадцатый год, когда в январе 1826 года до Тархан докатились известия о восстании 14 декабря 1825 года. Лермонтов узнал о смельчаках, поднявшихся против самого царя, и вновь услышал уже знакомые имена Пестеля и Рылеева. Тема Родины и свободы, характерные для поэзии декабристов, получили широкое развитие в лирике Лермонтова.

А.И.ГЕРЦЕН (1812-1870). С осени 1830 до весны 1832 года Лермонтов был студентом Московского университета, где одновременно с ним учились Герцен, Белинский, Огарёв.

А.И.Герцен писал о Лермонтове: "Он всецело принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы увидели только казни и изгнания",

В.Г.БЕЛИНСКИЙ.(181-1848). Во время ареста Лермонтова в 1840 году (за дуэль с де-Барантом) произошло знаменательное свидание его с В.Г.Белинским. Эта была вторая встреча Белинского с Лермонтовым (первая была в 1837 году на Кавказе), но здесь впервые Лермонтов предстал перед Белинским в настоящем свете и потряс великого критика мощью своей натуры, глубиной суждений, художественным чутьём. "Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть",- рассказывал потом Белинский.

Н.В.ГОГОЛЬ. (1809-1852). В 1840 году Лермонтов был переведён на Кавказ за дуэль с де-Барантом. По пути на Кавказ Лермонтов останавливался на несколько дней в Москве. 9-го мая, в день именин Н.В.Гоголя, Лермонтов был приглашен на обед в честь именинника к М.П.Погодину. В саду у Погодина он читал Гоголю отрывки из поэмы "Мцыри", написанной в 1840 году.

ПРОГРАММА ВЕЧЕРА

Слово о Лермонтове.

"Смерть поэта".

"Как часто, пестрою толпою окружен".

Романс А.Л.Гурилёва "И скучно и грустно".

"Желанье".

"На севере диком стоит одиноко".

"Когда волнуется желтеющая нива".

Романс А.Варламова "Горные вершины".

Роман "Герой нашего времени" (отрывок: "Вчера я приехал в Пятигорск").

Песня "Выхожу один я на дорогу".

"А.О.Смирновой".

"Расстались мы, но твой портрет".

"Нет, не тебя так пылко я люблю".

Романс Тамары из оперы А.Рубинштейна "Демон".

"Бородино".

"Родина".

Вступительное слово о драме Маскарад".

Сцены из драмы "Маскарад".

Первая часть программы - чтение стихотворений и отрывков, романсы на слова поэта - как задушевная встреча любителей поэзии с лирикой Лермонтова. На сцене, слева от зрителей, находится небольшой низкий стол, на нём - томик стихов Лермонтова. За столом расположились несколько чтецов стихотворений и отрывков. Исполнители романсов собрались у пианино.

Учащийся, выполняющий роль ведущего, как бы перелистывает лермонтовские страницы и они оживают перед зрителями в исполнении чтецов.

Ведущий, будто продолжая начатую беседу, произносит: "Стихотворение "Смерть поэта" Горький справедливо признал "одним из сильнейших стихотворений в русской поэзии".

Один из сидящих за столиком встаёт, подходит немного ближе и начинает читать:

Погиб поэт! - невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой:

Ведущий повторяет вполголоса последние строчки только что прочитанного стихотворения:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

-Лермонтову,- продолжает ведущий, - тогда было только 23 года! У поэта есть стихотворения, через которые проходит тема одиночества. Он часто испытывал это мучительное чувство среди окружающего его бездушного светского общества. Далёк Лермонтов от интересов и стремлений этого общества и на светском маскараде, уносясь в мечтах к прошлому, стараясь оживить в памяти картины детства, родные места.

Из-за стола выходит ученик и читает стихотворение "Как часто, пёстрою толпою окружён". Вызовом этому обществу "бездушных" масок звучат последние строки стихотворения:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Но вот через минуту-другую раздаются звуки пианино, скорбные интонации слышатся в романсе "И скучно и грустно", который поёт школьница.

Ведущий: Тема одиночества в лирике Лермонтова дополняется темой узничества, которая знакома нам по стихам поэтов-декабристов. Но по-новому звучит эта тема у Лермонтова: в ней усиливается стремление к свободе, к борьбе.

К рампе подходит десятиклассник и читает стихотворение "Желание" ("Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня:", 1832г).

Ведущий. Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась "тучка золотая"; оторвавшегося дубового листка.

"Прочитай нам, пожалуйста,- обращается ведущий к сидящей рядом ученице, твои любимые стихи".

Школьница встает и, сделав два три шага в сторону от столика, останавливается почти в середине сцены. Несколько секунд напряженной тишины, и вот звучат чудесные, как музыка, слова невыразимо грустного стихотворения "На севере диком стоит одиноко"

Кто-то из сидящих за столом повторяет вполголоса два последних стиха:

Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Ведущий. У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в духовной жизни человека.

Одно за другим исполняются учащимися стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива", романс "Горные вершины", затем отрывок из романа "Герой нашего времени" (от слов "Вчера я приехал в Пятигорск" до слов: "Зачем тут страсти, желания, сожаления?")

Ведущий: Но не всегда под влиянием картин природы у поэта "смиряется души тревога", не всегда "расходятся морщины на челе", не всегда сулят отдых "тихие долины". Вспомните стихотворение "Выхожу один я на дорогу": спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно:

Это одно из последних стихотворений поэта: оно написано в 1841 году.

Исполняется песня "Выхожу один я на дорогу".

Снова кто-то из сидящих за столиком произносит две строки из прозвучавшей песни, желая подчеркнуть, что поэт всё же противится холодному сну могилы:

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь:

Ведущий. В лирике Лермонтова есть стихотворения о любви. Поэт больших чувств, он воспевает любовь как огромный дар жизни, хотя в некоторых стихотворениях говорит о лицемерии, лживости и бессердечии светских дам.

Одно за другим исполняются школьниками стихотворения: "А.О.Смирновой", "Расстались мы, но твой портрет", "Нет, не тебя так пылко я люблю", звучит романс Тамары из оперы "Демон".

Ведущий. Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская среда, тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения "Бородино" является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил своё представление о лучших чертах человека из народа.

Участник вечера читает стихотворение "Бородино".

Ведущий. Не случайно Лев Николаевич Толстой говорил, что его "Война и мир" выросла из Лермонтовского произведения. Любовь к Родине поэт называл странной. Он сам не в состоянии объяснить причины своей любви к родной природе с её скромной красотой, но поэту дорога картина этой природы, и прежде всего ему дорог сам русский народ.

К рампе подходит учащийся. Он читает стихотворение "Родина". Трогательно и задумчиво звучат первые строки:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Ведущий повторяет строчки из прочитанного стихотворения:

Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям:

- Возникает ощущение огромных просторов России,- продолжает ведущий,- холодной весны, долгих дорог. Каждое слово здесь необычайно и сильно. Сколько выражено одной лишь фразой: "Дрожавшие огни печальных деревень"!

Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта", но за эти годы он создал замечательные поэмы ("Песня про царя Ивана Васильевича:", "Мцыри", "Демон" - последняя редакция), роман "Герой нашего времени", напечатал сборник стихов - двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти всё, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.

Весь этот раздел программы ведётся не спеша, исполнители не объявляются (их имена напечатаны в программе вечера), номера следуют один за другим, а некоторые после небольшой паузы. Иногда ведущий или кто-либо из сидящих за столиком повторяет отдельные строчки только, что прочитанного стихотворения, прозвучавшего романса.

Во время небольшого перерыва в комнате детского творчества, которую превратили в артистическую уборную, собрались "артисты". Преобразились до неузнаваемости мальчики, затянутые в военные мундиры образца позапрошлого столетия, девочки в пышных бальных платьях, с веерами и высокими прическами.

Но звенит звонок - и все занятые в отрывках из драмы "Маскарад", быстро проходят на сцену.

А перед закрытым занавесом уже появляется ученица и рассказывает зрителям об этом произведении:

- Драма "Маскарад" написана Лермонтовым в 1835 году. Прежний благородный герой юношеских драм Лермонтова, который становился жертвой общества и почти без борьбы погибал, уступает своё место другому герою. Вместо прекраснодушного Владимира Арбенина, изображенного в драме "Странный человек" (1831), явился злой и мстительный Евгений Арбенин - герой "Маскарада".

В драме дана характеристика аристократического Петербурга. В изображении общества Лермонтов следовал примеру Грибоедова. С фамусовской Москвой он сопоставлял официальный николаевский Петербург.

"Весь этот пестрый сброд, весь этот "маскарад" является общим фоном, на котором поэт рисует отдельные образы "маскарадного" мира: безнравственного и бесхарактерного князя, баронессы, распространяющей сплетню о своей приятельнице, Казарина, профессионального шулера, ростовщика Шприха, сплетника и доносчика, и других.

В центре пьесы-Арбенин. Это - сильный человек, наделенный душой, "кипучею, как лава", и острым умом. Он увидел ложь и ничтожность всего того, чем живет человек светского общества, и перестал верить в чистоту человеческих чувств, начал всё презирать, считая себя выше всех.

Но, презирая светское общество, Арбенин сам не освободился от его пороков. Он полон тяжелой подозрительности, эгоизма. Он страшен и жесток, когда холодно отсчитывает оставшиеся минуты жизни отравленной им жены.

Вместе с тем, Арбенин, как и Демон, не простой злодей или дух порока, а мстительный страдалец:

Но я люблю иначе, я все видел.
Всё перечувствовал, всё понял, всё узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел
И более всего страдал.

Но и в этом, казалось бы, насквозь изверившемся, опустошенном человеке Лермонтов находит стремление к идеалу, жажду прекрасных, подлинно человеческих отношений между людьми. В его любви к Нине заключены "семена веры" в жизнь и людей. Арбенин, погубивший невинную Нину, вызывает, как и Демон, сострадание, потому что вместе с ней он губит собственное счастье и надежду на спасение, на веру в добро.

Лермонтов очень хотел видеть свою драму на театральной сцене. Но цензура, понявшая разоблачительное направление "Маскарада", не допускала этого. Дважды Лермонтов перерабатывал пьесу, чтобы облегчить ей доступ в театр. Но и третью редакцию цензура не пропустила.

После этого Лермонтов навсегда отказался от драматургии. Его произведение "Два брата", написанное после "Маскарада" (1836), - скорее сжатый набросок, сделанный для себя, а не для публики.

Вторая часть программы вечера - показ отрывков: гости на балу у Энгельгардта и объяснение Арбенина с Ниной.