С.А. Есенин. "Песнь о собаке"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • Увидеть, услышать, представить себе мир, созданный Есениным в стихотворении.
  • Совершенствование интеллекта учащихся через восприятие художественного произведения.
  • Нравственное воспитание посредством сочувствия, сопереживания.

Оборудование: портрет С. Есенина, CD запись стихотворения С. Есенина "Песнь о собаке", CD магнитола.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Основная часть.

1. Слово учителя. Объявление темы и цели урока.

2. Прослушивание записи стихотворения С. Есенина "Песнь о собаке" в целом.

3. Работа над первым четверостишием:

а) чтение учащимися первого четверостишия;

б) словарная работа: ржаной, закут;

в) вопросы:

  • сколько щенят?
  • почему поэт взял число семь?
  • когда появляются щенята?
  • что значит для нас утро?
  • в какой цвет окрашивает поэт это четверостишие?
  • как оно освещено?
  • чем встретил мир щенят?

Вывод: Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом. Вся обстановка появления щенков сулила им счастье, благополучие жизни.

Отобразим мир стихотворения в цвете, свете, звуке. для этого составим таблицу по каждому четверостишию.  

Номер четверостишия Цвет Свет Звук
1. Желтый

рыжий

золотой

Нежный

ласковый

Торжественная тишина

4. Работа над вторым четверостишием:

а) чтение учащимися второго четверостишия;

б) вопросы:

Кроме торжественной тишины, чем еще встретил мир щенят?

Вывод: Лаской счастливой матери. Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения мир как бы приглушающий яркий свой свет, давая матери насладиться в одиночестве счастьем материнства.

Наступает вечер - как изменяется цвет, свет?

- что такое день?

- что слышим?

Вывод: Отдыхает счастливая собака - мать от пережитых страданий. Щенята лежат, прижавшись к животу, возле которого тепло и не страшно.

(Продолжение таблицы)

2. Красно-серый Тусклый Шуршание, журчание воды

5. Работа над третьим четверостишием:

а) чтение учащимися третьего четверостишия;

б) словарная работа: шесток, поклал;

в) Слово учителя. Уставший от серой суетности мир обсиживает свой шесток. Куры - это олицетворение суетности нашего мира. А в это время миром овладевают силы тьмы, зла, разрушения.

Вопросы:

На каком времени останавливается поэт?

Еак же изменился мир за день?

Цвет? Свет? Звук? О чем они нам говорят?

Вывод: Наступило господство тьмы, зла и разрушения. Рыжие, как солнце, щенята брошены в темный, душный мешок. Мир молчит.

(Продолжение таблицы)

3. Лиловый

чёрный

Тьма Усталая тишина, шаги хозяина

6. Работа над четвертым четверостишием:

а) чтение учащимися четвертого четверостишия;

б) слово учителя. С молчаливого согласия уставшего, равнодушного мира совершается убийство.

в) вопросы:

В какой цвет, свет окрашена строфа? Как звучит?

Почему нет описания самого действия?

Почему мы можем догадаться, что произошло страшное событие?

Вывод: "долго, долго" дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго, долго стояла собака и смотрела на вздрагивающую воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только что сделал, обыденный житейский факт, мелочь.

4. Белый Тьма Скрип

7. Работа над пятым четверостишием:

а) чтение учащимися пятого четверостишия;

в) вопросы:

В какой цвет окрашено четверостишие, как освещено, как звучит?

(Продолжение таблицы)

5. Бесцветие (фон)

оранжево-золотое пятно

Мрак Тоскливая тишина

8. Работа над шестым четверостишием:

а) чтение учащимися четверостишия;

в) вопрос:

В какой цвет, звук окрашено четверостишие?

Вывод: На некоторое время мир обрел звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы его на мгновение. Но обманул, "скрылся" месяц.

(Продолжение таблицы)

6. Синий

Золотой

Чёрный

Звонкий, сияющий мрак Скуление собаки

Тишина

9. Работа над седьмым четверостишием:

а) чтение учащимися седьмого четверостишия;

в) вопрос:

Цвет, свет, звук четверостишия?

Вывод: Теперь становится понятным звучавшее ранее "звонко". На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно ее дитя живо.

(Продолжение таблицы)

7. Белый снег

Золотые звёзды глаз

Чернота

Мрак "Звук" золотых звёзд

10. Обобщение:

а) Слово учителя. Подведем итог нашим раздумьям. Перед нами наглядно предстал мир "Песни о собаке". Как же реагирует мир на то, что произошло? Давайте изобразим в цвете первый столбец словесной таблицы.

III. Итог урока.

Слово учителя. В мире Есенина одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного. Растения, людей. Однажды поэт сказал о своем понимании мира так: "Все мы яблони и вишни одного голубого сада. Все от дерева" Если все мы - дети единого дерева жизни, то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческое. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение.

Почему стихотворение названо "песнью"?