Школа родителей будущих первоклассников

Разделы: Начальная школа


1. Введение

Ещё далеко до окончания учебного года, а в школах уже идет подготовка к новому. По- разному готовятся к нему и родители: пугают детей школой или, наоборот, нахваливают учительницу. Некоторые в срочном порядке заучивают с детьми алфавит или учат их считать  до 10 (20,100). Большинство мам, пап, бабушек уточняют список вещей, которые нужно приобрести.
На первом родительском собрании в школах будет вестись разговор о механизмах реализации Закона «Об образовании» Российской Федерации, о критериях готовности ребенка к школьному обучению.
Пройдет зима, пролетит весна, еще быстрее проскочит и лето, и совсем новая жизнь начнется у будущих первоклассников. Смогут ли взрослые уберечь их от школьных проблем? Пожалуй – нет. Но пусть проблем будет меньше. Давайте вместе готовиться к школе!

2. Первые шаги родителей будущих первоклассников

Пожалуйста, будьте внимательны к тому, какие критерии готовности к школьному обучению назовет вам учитель. Это поможет вам избежать лишних проблем в начале учебного года. Не стесняйтесь того, что вам неясно, уточните еще раз.
Выясните, какие документы нужно представить для записи ребенка в школу. Не тяните время, оно понадобится на оформление документов. Для удобства попросите форму заявления.
Наверняка учитель предложит вам анкету. Больше общайтесь с ребенком, это поможет вам подробнее ответить на вопросы, а главное – вы вместе будете решать «реальные задачи реального мира».
Уточните список канцелярских и других принадлежностей для будущих первоклассников (если нет готового списка – перепишите его сами, поверьте – учителя и так много пишут).

3. Критерии готовности к школьному обучению

Личностная готовность – малыш готов к обучению, если школа привлекает его не своей внешней стороной (портфель, пенал, тетради), а возможностью получать знания.

Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запас определенных знаний, интерес к учебе, знаниям.

Социально-психологическая готовность – умение общаться с людьми (взрослыми, детьми), умение подчиняться интересам других, совершать какие-либо действия вместе с другими.

Физиологическая готовность – состояние здоровья, уровень физиологического и биологического развития.

4. Скоро в школу

Итак, скоро начнется школьная пора для будущих первоклассников, но у их родителей еще есть время проверить, готов ли их ребенок к усвоению учебного материала.
Сначала, уважаемые взрослые, вспомните, как на самом деле трудно запоминать буквы, соотносить их со звуками, соединять звуки в слоги, слова, не забыть, откуда начинать писать букву, а куда дальше вести «хвостик»…Понаблюдайте за своим ребенком, зафиксируйте, какие ошибки он делает при произнесении слов, насколько верно воспринимает слова на слух, возникают ли трудности с запоминанием букв и звуков.
Это важно, потому что основными проблемами первоклассников являются неузнавание букв, неумение соотнести букву со звуком, смещение звуков речи, потеря («проглатывание») слогов, неверное ударение в словах. Именно эти проблемы приводят к нарушениям формирования навыков чтения. Медики и психологи называют эти нарушения дислексией. А дислексия сопровождается дисграфией – нарушением навыков письма. То есть ребенок пишет не то, что говорят (например, диктуют), а то, что смог услышать. Такие нарушения требуют серьезных занятий с логопедом и психологом.

5. Как родители могут распознать нарушения навыков письма и чтения

Приведем примеры нарушений.

1) Покажите ребенку букву, рассмотрите с ним ее, поясните, какой звук она обозначает (две палочки, посередине – перекладина – буква «эн», звук «н». Сегодня запомнил! А как назавтра?

2) Покажите ребенку картинку, скажите слово – дом. (А он не скажет – том?) Или, например, слово «жук» не прозвучит как «шук»? Или же «дупло» ребенок не называет «тубло»? Дети часто путают звуки, сходные по артикуляции: д-т, б-п…

3) Малыши иногда  «проглатывают» слоги, путают ударение. Например, вместо «молоко» говорят «моко» или «молок».

Не ругайте и не упрекайте ребенка, заметив подобные нарушения – это вредно и бессмысленно. Но и пускать на самотек развитие будущего школьника не следует. Таким детям нужна помощь специалистов – логопеда, психолога. Получив ее, ваш ребенок обязательно станет грамотным.

6. Готовим к школе ручки малыша

Уважаемые родители, вы слышали выражение «поставить руку»? Это значит – подготовить ручку малыша к тому, чтобы в школе она не уставала, была натренирована.
Поиграйте со своим ребенком в школу, возьмите и любимую игрушку – пусть тоже готовится к школе. Вместе с куклой Катей или медвежонком Мишей пусть малыш обводит клеточки, рисует овалы, заштриховывает и раскрашивает узоры.
Очень полезная, хотя и трудная игра «Трафарет». Из картона сделайте трафарет какой-либо фигуры (например, кружок) и научите ребенка прикладывать его к бумаге и обводить. Потом из кружков можно будет составлять другие фигуры, узоры, заштриховывать их, раскрашивать.
Многие дети любят лепить из пластилина. Не жалейте испачканную одежду и клеенку. Пусть лепит из пластилина, из глины. Чем больше ваш ребенок лепит, тем лучше его начинают «слушаться» руки, тем точнее его движения, развивается и речь малыша – ведь в процессе лепки он проговаривает свои действия вслух или мысленно.
Научите ребенка пользоваться иголкой и ниткой, не хуже будет, если научите вязать – и в жизни пригодится, а сейчас руку натренируете.
Если научитесь пришивать пуговицы – хорошо, а до этого можно из них составлять различные узоры, даже целые композиции.
Сейчас во многих семьях появились компьютеры, насколько они полезны или вредны – отдельный разговор. А вот игра «Клавиатура» очень полезная и веселая, и играть в нее нужно без компьютера. Завязав глаза, нужно под диктовку рисовать до конца строчки то, что говорят, например – квадраты, на второй строчке – треугольники или цветочки (снежинки) и т.д. Навряд ли получится ровно и красиво даже у взрослых, не волнуйтесь, ведь было интересно, смешно и полезно. Правда?
Подобные игры  есть во многих книжках для подготовки детей к школе. Посоветуйтесь с учителем, какие из них стоит приобрести. Подобные игровые задания можно найти и в различных детских журналах. Поверьте, детишки будут рады позаниматься с родителями, да еще вместе со своими игрушками! Только делайте это постепенно, ненавязчиво, не ругайте за неудачи, хвалите за успех. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Успехов вам, уважаемые родители, и вашим детям.

7. Играем, готовясь к школе (развитие памяти, мышления, воображения, мышления, мелкой моторики)

Уважаемые родители! В последнее время появилось достаточно много различных книг, тетрадей с тестовыми заданиями, при помощи которых можно оценить уровень развития вашего ребенка, определить, соответствует ли его развитие возрастной норме. Они, безусловно, полезны, но я  советовала бы обращаться за консультацией к специалистам (а такие есть в школах, в отделе образования), они помогут сориентироваться вам в многообразии различных материалов.
Однако, многие игры, задания организовать с  детьми  под силу  не только специалистам. Это можно и нужно делать и в домашних условиях.
Например, предложите ребенку поиграть в игру «Что лишнее?». Играть в нее можно дома, на улице – где угодно. Договоритесь, что сейчас вы будете называть, например, домашних животных, и говорите: корова, лошадь, медведь, гусь… Лишнее слово ребенок должен определить сам. В игре про мебель вставьте другое слово, например, тетрадь , а называя транспорт, скажите слово «стул». Только проговаривайте все слова четко, не выделяя голосом лишнее.

Игра «Путаница». Начните рассказывать ребенку историю про лисенка: «Однажды зимой лисенку стало очень жарко, и он пошел купаться на речку…». Что же перепутал лисенок?

Игра «Наоборот». Скажите малышу слово «грустно», а он придумает противоположное – «весело», а потом продолжите игру:  тихо – громко, медленно – быстро…

Игра «Угадайка». Научите ребенка отгадывать то, что задумали вы, а потом и он будет загадывать вам. А играют так. Нужно задумать предмет и называть его части, а другой играющий должен отгадать, о чем идет речь. Например, лапы, хвост, хобот (слон); ствол, ветки листочки (дерево).

Игра «Рифмы»: Маша – каша, дом – ком…

Игра «Запоминайка». Положите на стол несколько игрушек, предложите ребенку закрыть глаза, а сами уберите что-нибудь. Пусть постарается вспомнить.

Игра «Наряди куклу (мишку)». Возьмите ленточки красного, синего и желтого цвета. Скажите: «Нам нужно завязать бантик не красный и не желтый. Какую ленточку возьмем?

Игра «Сравни». Нарисуйте или найдите похожие картинки и попросите ребенка их сравнить (например, мячики одного цвета, зонтики с разными узорами и т.д.). Пусть назовет сходство и различие.

Игра «Послушный карандаш». Дайте ребенку карандаш, предложите поставить точку. А дальше слушать ваши задания и делать: прорисуй одну клеточку вправо, одну – вниз, одну – вправо, одну – вверх, одну вправо…

Игра «Клеточка». Возьмите с ребенком по карандашу и листку бумаги ( задание трудное, делайте сначала вместе), поставьте точку, а дальше слушайте задание и рисуйте: обведи эту клеточку, отступи одну клеточку вправо и обведи другую клеточку, отступи одну клетку вниз… придумывайте дальше сами.

Уважаемые родители, будьте терпеливы, не торопите ребенка,  не подсказывайте, не ругайте, если что-то не получается. Вспомните свое детство, вы всегда были идеальны? Беседуйте, играйте вместе с детьми, не старайтесь показать свое превосходство, иногда можно и «ошибиться». Представляете, сколько радости будет у малыша, когда он эту ошибку заметит! Рисуйте, лепите, фантазируйте – не жалейте времени, сил. Если вы поможете своему ребенку сейчас – в школе ему будет комфортнее.

Удачи вам и вашим детям!

8. Заключение

Уважаемые родители! Подходит к концу дошкольный период жизни вашего ребенка.  Все взрослые понимают, что в современном мире не обойтись без образования. Ведь в нашем мире столько информации, что в полном объеме усвоить ее просто невозможно. А главная задача образования – подготовить человека к «образованию длиною в жизнь». Желаю удачи в решении этой задачи родителям, детям и, конечно, их учителям.

9. Литература

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН
  3. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №3/2008 год, №4/2005 год

Презентацию «Школы родителей будущих первоклассников» с более подробными материалами можно увидеть на моем сайте:  http://www.rsoh-tatiana.ucoz.ru