Урок географии в 7-м классе. Обобщение пройденного материала по теме "Африка"

Разделы: География


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Способствовать обобщению пройденного материала.
  • Оценить знания и умения учащихся.
  • Способствовать развитию речи, воображения, фантазии, творчества школьников.
  • Учить учащихся общению, умению вежливо обращаться друг к другу, учить четко выражать свои мысли и уважать мнение собеседника, развивать коллективистские качества личности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • "Физическая карта мира"
  • "Физическая карта Африки"
  • "Политическая карта мира"
  • Картины "Природа Африки"
  • Карточки трех цветов с вопросами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к проведению урока.

Учитель: ребята, после того, как мы с вами, используя различные источники информации, изучили Африку, я предоставляю вам возможность показать свои знания.

Урок мы проведем с вами в форме игры. Вы разбились на команды. За каждый ответ вы будете получать определенное количество баллов в виде кружочков, 1 кружочек - 1 балл. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов (кружочков), получит оценку "5", наименьшее - "3", остальные - "4".

III. Этапы проведения урока.

Первый этап.

"Географическая разминка"

  1. Она может за несколько часов уничтожить урожай. (Саранча)
  2. Пустыни занимают 90% территории этой страны. Что это за страна? (Алжир).
  3. Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. (Баобаб).
  4. Самая маленькая красивая птичка. (Нектарница).
  5. Вьющееся растение Африки. (Лианы)
  6. Родственник жирафа, обитающий только в Африке. (Окапи)
  7. Самая большая пустыня мира и Африки. (Сахара)
  8. Самая длинная река Земли. (Нил)
  9. Самые высокие люди Африки. (Нилоты, тутси, хими)
  10. Самые низкие люди Африки. (Пигмеи)
  11. На этой территории сохраняются в естественном состоянии природные комплексы, здесь разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. (Заповедники)
  12. Самая крупная птица на Земле. (Африканский страус)
  13. Птица - хищница. (Птица - секретарь)
  14. Крупный хищник экваториальных лесов. (Леопард)
  15. Самое большое по площади озеро Африки. (Виктория)
  16. Самое глубокое озеро Африки. (Танганьика)
  17. Общее количество заповедников и национальных парков в Африке.(392)

(За правильный ответ - 1 балл.)

Второй этап.

"Работа по карточкам"

Правила игры:

На столе разложены карточки: 10 красных, 10 синих, 10 зеленых.

На другой стороне карточек записаны вопросы разной сложности.

Красные карточки - на 3 балла (проблемные задания и вопросы по дополнительной литературе), синие - на 2 балла (проблемные вопросы и задания, которые направлены на применение знаний и умений "по образцу"), зеленые - на 1 балл (вопросы и задания на знание карты, текста учебника).

Ученики из каждой команды отвечают по очереди, выбирая любую карточку. Если один член команды не справился с заданием, то другие участники могут помочь, но количество очков уменьшается на 1 балл. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Вопросы на 1 балл

(зеленые карточки)

1. Какими океанами и морями омывается Африка? Покажите на карте.

2. Какого происхождения Танганьика?

3. Покажите на карте пустыни Африки, как они называются?

4. Сколько климатических поясов в Африке?

5. Назовите имя исследователя, открывшего водопад Виктория.

6. На какие 2 части делят Африку по преобладающим высотам?

7. Назовите путешественника, первым обогнувшего Африку.

8. Какое озеро глубже: Виктория или Чад?

9. Назовите озеро, меняющее свои очертания.

10. Назовите и покажите самое жаркое место на материке.

Вопросы на 2 балла

(синие карточки)

1. Почему на материке нет высоких и протяженных горных цепей?

2. Почему Африка самый жаркий материк?

3. Почему пигмеи не строят постоянных жилищ?

4. Верно ли утверждение: на экваторе осадки идут круглый год и целый день?

5. Почему на западном побережье Африки образовалась пустыня Намиб?

6. Почему при значительной протяженности с севера на юг, Африка имеет небольшой набор климатических поясов?

7. Почему для восточной Африки характерны вулканы?

8. Почему склоны гор Атлас отличаются в рельефе?

9. Почему количество осадков в Северной и Южной Африке разное, хотя они находятся в поясах высокого атмосферного давления?

10. Почему Конго не судоходная река?

Вопросы на 3 балла

(красные карточки)

1. Объясните, почему эта пословица появилась у народов южной Африки

"Завтра июнь может обрушиться и на меня".

2. На юге Африки есть "цветная река", цвет которой здесь ни при чем.В этой местности появились переселенцы из Голландии. Они назвали ее в честь принца Оранского. Назовите эту реку.

3. Почему вода в бессточном озере Чад пресная?

4. Кустарник , внешне напоминающий колючую проволоку , встречается на небольших прибрежных дюнах. Его плоды созревают раз в 10 лет, по вкусу напоминает дыню.

5. Какое растение называют "хлебом пустыни". Что вы можете рассказать о этом растении?

6. Почему после провозглашения независимости одной из республик Африки, когда обсуждался вопрос о снятии памятников периода колониального прошлого страны, было решено оставить в неприкосновенности памятник Давиду Ливингстону? В какой стране этот памятник?

7. Почему туарегов называют "синими призраками"? Опишите одежду туарегов, объясните появление таких особенностей национальной одежды.

8. Какое растение в пустыне Калахари Давид Ливингстон считал удивительным растением?

9.. Когда солнце в зените над экватором и южным тропиком, средняя температура воздуха достигает +24 градуса С. Однако над северным тропиком при аналогичном положении солнца средняя температура +32 градуса С. Чем это можно объяснить?

10. Как вы думаете , почему в районе экватора Африки при большом количестве осадков нет большого количества озер?

Третий этап.

"Что такое, кто такой"

Раздаются карточки. Ребятам нужно назвать растения и животных, изображенных на карточках, определить в какой природной зоне они обитают.

Четвертый этап.

"Путешествие по карте"

От команды к доске выходят по одному представителю. Нужно на карте показать объекты, записанные в карточке.

I.

  1. Гибралтарский пролив.
  2. Красное море.
  3. горы Атлас.
  4. Восточно - Африканское плоскогорье.
  5. река Нил.
  6. река Оранжевая.
  7. оз. Чад.
  8. пустыня Калахари

II.

  1. Алжир.
  2. Суэцкий канал.
  3. Средиземное море.
  4. Драконовы горы.
  5. п-в. Сомали
  6. река Конго.
  7. река Лимпопо.
  8. пустыня Намиб.

III.

  1. Капские горы.
  2. Река Нигер.
  3. Пустыня Калахари.
  4. Эфиопское нагорье.
  5. Вулкан Килиманджаро.
  6. Озеро Ньяса.
  7. Аденский залив.
  8. Вулкан Камерун.

IV.

  1. Мозамбикский пролив.
  2. Баб-эль-Мандебский пролив.
  3. Остров Мадагаскар.
  4. Пустыня Сахара.
  5. Река Замбези.
  6. Озеро Танганьика
  7. Канарские острова.
  8. Водопад Виктория.

Пятый этап.

"Проверка домашнего задания":

Это домашнее задание творческого характера, дидактическая цель которого - научить отбирать главное из пройденного материала, обобщать пройденный материал. Каждая группа зачитывает памятку, отправляющегося в разные природные зоны Африки, которую они составили дома.

Групповая работа над проблемой развивает коллективисткие качества личности, оказывает обучающее, развивающее и воспитывающее влияние в целом на всех членов группы.

(Прилагаются памятки, которые составили ученики каждой из команд).

Памятка отправляющемуся в пустыню Сахара.

Дорогой турист!

Ты отправляешься в Северную Африку, позволь тебя несколько осведомить:

1. Ты отправляешься в самую жаркую область не только Африки, но и всей нашей планеты!

Тебе должно быть известно, что там расположена самая большая пустыня мира - Сахара, что там годами не бывает дождя.

2. Огромные площади занимают каменистые пустыни, они чередуются с глинистыми и песчаными, где местами громоздятся дюны и барханы.

3. Днем будет очень жарко, поверхность песка и камней может прогреться до температуры +700С, подумай об обуви! Горе будет тебе, если вдруг настигнет тебя страшный ветер-самум,

поэтому возьми с собой покрывало, чтобы закрыть лицо, оставь только узкую щелочку для глаз или полотнище в 2-3 м, чтобы, на подобии чалмы, обернуть щеки, нос, шею. Иначе не спасешься от обжигающего солнца и всепроникающего песка.

4. Приготовься к тому, что ночью тебе будет очень холодно, так что покрывало тебе пригодится и ночью, чтобы согреться. Ведь суточные колебания температуры достигают 300с и более. Этого не выдерживают даже камни и, если услышишь громкий и отчетливый треск - не пугайся - это ломается и разлетается на куски перегревшийся камень!

5. Если тебе захочется пить, обязательно нужно добраться до оазиса, т.к. основным источником водоснабжения населения за пределами Нильской долины являются подземные воды, а оазисы возникают там, где на поверхности или близко от нее есть вода. Может быть здесь тебя угостят и вкусными финиками, их едят сырыми, вареными, жаренными, вяленными. А в тени финиковой пальмы здесь еще выращивают фруктовые деревья, хлебные злаки!

6. Здесь проживают арабские народы (египтяне, ливийцы, алжирцы), они говорят на арабском языке, а также берберы, говорящие на берберском языке.

7. Почвенно-растительный покров Сахары скуден. Подавляющее большинство растений - ксерофиты и эфемеры, поражающие своей способностью приспосабливаться к суровым условиям, эфемеры после случайных дождей за короткое время успевают прорасти, дать цветы и плоды и вновь перейти в состояние покоя, которое может длиться не один год в ожидании следующего дождя. Особенно безжизненны каменистые пустыни.

8. Животный мир Сахары беден видами, но довольно богат особями. Будь осторожен! Можешь встретить хищников - шакалов, лисиц и даже гепардов! Помни, водятся и змеи!

9. Путешествуя по Сахаре, тебе придется перенести много трудностей. Будь смел, ведь у тебя есть знания о Сахаре и наша памятка. Желаем приятной поездки!

Памятка отправляющемуся во влажные экваториальные леса.

Уважаемый путешественник!

Ты отправляешься в Центральную Африку, где расположены влажные экваториальные леса, позволь тебя немного проинструктировать:

1. Знаешь ли ты, что экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго (между 40 с.ш. и 50 ю.ш.) и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора.(примерно до 7-80 с.ш.). Возьми с собой карту и ориентируйся!

2. Запомни! В этом поясе одно время года - лето! Поэтому тебе не нужно знать прогноз погоды на время твоего путешествия. Утром бывает ясная погода, после полудня идет ливень, часто сопровождаемый грозой. Но не переживай, к вечеру снова наступит ясная погода. Так происходит каждый день, из года в год!

3. Первое впечатление, которое у тебя возникнет от экваториального леса - это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, перевитых лианами разной толщины и длины. Лес многоярусный. Деревья первого яруса имеют высоту 40-50 м, а пальмы достигают 60-70 м. В более низких ярусах обильно растут бананы, папоротники, кофейное дерево. Так что, если проголодаешься, можешь перекусить бананами. Здесь растут не только десертные сорта, но некоторые виды бананов, которые можно пожарить, по вкусу напоминающие нашу картошку.

4. В лесу очень душно, гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду, сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка! Так что тебе будет совсем не легко! Но не отчаивайся. Возьми с собой фотоаппарат или видеокамеру и снимай всю эту красоту, чтобы потом поделиться впечатлениями со своими друзьями.

5. Многие животные обитают на деревьях, особенно многочисленные обезьяны (шимпанзе, мартышки, гориллы). В густых зарослях скрываются окапи, у рек и озер карликовые бегемоты, разнообразные птицы. Будь осторожен! Лес кишит муравьями, которые движутся длинными колоннами, истребляя все живое на своем пути. Характерна муха цеце, распространенная в наиболее влажных местах, а также можешь встретить леопарда.

6. Леса почти не заселены, но, может быть, тебе повезет и, ты встретишь пигмеев, они тебе помогут, т.к. сами ведут полукочевой образ жизни, это самые низкие люди. Для пигмеев лес - дом и источник всего необходимого для существования. Желаем приятной поездки!

Памятка отправляющемуся в саванны Африки.

Уважаемый турист!

Если отправляешься в саванны Африки, то тебе, мы думаем, очень повезло!

1. По сравнению с лесом, здесь много простора и солнца, по сравнению с пустыней, нет песчаных бурь и изнуряющей жары.

2. В Африке саванна занимает 40% площади материка. Если ты поедешь зимой - будет стоять сухая погода, если летом - то придется терпеть дождливую погоду. С приходом экваториального воздуха саванна оказывается залитой водой. Но зато ты сможешь наблюдать, как по волшебству, покрывается роскошной травой саванна, расцветают цветы, на деревьях появляются листья, возвращаются животные.

3. Нигде в мире нет такого обилия крупных животных (антилопы, зебры, жирафы, слоны, носороги, бегемоты). Также разнообразен и мир птиц. Здесь и маленькая нектарница, и самая крупная птица на земле - африканский страус. Птица марабу встречается только в Африке. В саванне также будь осторожен, можешь встретить львов, шакалов, гиен. Не вздумай купаться в реках, там обитают крокодилы!

4. Если хочешь увидеть разнообразие животного мира, посети национальные парки. Во многих странах Африки охране диких животных придается большое значение, т.к. в результате браконьерства, численность многих животных резко уменьшилась.

5. Если устанешь, можешь отдохнуть у огромного баобаба. Белая кисловатая мякоть плодов баобаба - любимое лакомство обезьян, можешь попробовать и ты, листья можно отварить и съесть, а из плодов можно так же приготовить напиток, он будет похож на лимонад. А живет баобаб и 1000 и 3000 лет.

6. В саваннах северной части материка ты можешь встретить самых высоких людей (нилотов, тутси, хими), их рост достигает до 2 м., пообщайся с ними, узнай о их обычаях, национальных праздниках.

7. Желаем тебе приятной поездки, пусть останется у тебя много впечатлений, фотографий и новых друзей!

Памятка отправляющемуся в Южную Африку.

Дорогой путешественник!

Ты отправляешься в Южную Африку, мы тебя немного осведомим и проинструктируем:

1. Вдоль западного побережья Африки узкой полосой (50-130 км) более чем на 2000 км протянулась пустыня Намиб. К востоку пустыни Южной Африки переходят в полупустыни и на крайнем юге - 350 ю.ш. - протягивается жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

2. Дожди на западном побережье выпадают крайне редко, зато густые туманы - явление обычное. В результате взаимодействия горячего континентального воздуха и холодного морского возникают миражи, поэтому будь умным!

3. В южном тропическом поясе не так сухо и жарко, как в Сахаре. На крайнем юге материка сухое лето и сравнительно теплая зима с преобладанием умеренного воздуха, поэтому путешествие тебе не покажется таким трудным, как по Сахаре.

4. Примечание для коммерсантов: имеются богатейшие залежи алмазов, золота, меди, урановых руд.

5. Запомни! Полупустыня Калахари и пустыня Намиб заселены очень редко.

6. В Южной Африке проживают народы банту, бушмены и готтентоты. Первыми переселенцами были голландцы, позднее появились англичане. Бушменов осталось более 50000 человек и сосредоточены они в основном в государстве Ботсвана. Можете посетить музей, в котором представлена культура бушменов.

7. Острова и бухты атлантического побережья - настоящее царство для тюленей. Это единственное место на Земле, где ты тюленей увидишь вблизи тропика. Благодаря обилию рыбы(так что возьми с собой удочку), на берегах живут миллионы птиц - бакланы, пеликаны, фламинго, обитают очковые пингвины. В Калахари - ящерицы, змеи, различные насекомые. Есть огромные пауки цербалусы, которые охотятся даже на мелких птиц.Ты увидишь, что жизнь в пустыне демонстрирует приспосабливаемость. Вот как, например, некоторые насекомые получают воду из атмосферы. Они строят влагоулавливаемую систему. Они роют две параллельные канавки с валиком песка между ними. Система ориентирована перпендикулярно ветру, который приносит с собой туман. Устройство успешно конденсирует влагу, которую насекомые собирают утром. Остерегайся шакалов и гиен. Вообще крупные животные в Намиб и Калахари встречаются редко. Последний лев был убит в 30х годах прошлого века.

8. Утолить жажду можешь арбузами, часто заменяющими местному населению и животным воду, растут молочаи, алоэ, в пустыне Намиб удивительное растение - вельвичия.

9. Так что наблюдай, снимай, фотографируй. Удачной тебе поездки!

IV. Подведение итогов урока:

(команды подсчитывают количество заработанных кружочков, выставляются оценки за урок)

V. Домашнее задание:

Заполнить контурную карту: стр. 42, 43.