Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Изучение рассказа А.П. Чехова "Размазня"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  • отрабатывать умение анализировать художественный текст, проникать в замысел автора;
  • отрабатывать навык аналитического чтения.

Методика урока:

  • анализ текста;
  • аналитическая беседа;
  • учебный мозговой штурм.

Формы работы: коллективная, групповая и самостоятельная.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова, название которого я умышленно вам не сообщаю. Догадаться, как автор назвал свой рассказ, будет одной из задач нашего урока. Название произведения – вещь важная, особенно если размер произведения составляет всего одну страницу. Среди более 300 рассказов А.П.Чехова, содержащихся в 8-томном собрании сочинений, только два рассказа не имеют названия. Автор оставляет простор для читательских размышлений: что услышит читатель в рассказе, какую мысль уловит – так и назовет рассказ. Сможем ли мы сегодня услышать мысль Чехова? Разгадаем ли загадку исчезнувшего названия?
Вторая задача урока – восстановить опущенную развязку рассказа. В тексте есть завязка, развитие действия, кульминация, а развязка пропала. Как Чехов окончил рассказ? Проникнем в мастерскую автора, станем соавторами великого рассказчика.

(В ходе этой части урока можно вспомнить уже изученные рассказы А.П.Чехова, обратив внимание на их названия: «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Злоумышленник». Также необходимо вспомнить, что такое завязка, кульминация и развязка рассказа).

   Мы знакомы с юмористическими и сатирическими рассказами А.П.Чехова. Мы знаем, что смешное и грустное часто идут рука об руку, и А.П.Чехов как никто другой умеет это показать. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем его высказывание: «…трудно за юмором угоняться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь.»

2. Чтение текста.  Лексическая работа. Думаем на названием.

А) Чтение текста про себя. Отмечаем трудные слова, объясняем их лексическое значение («нужно посчитаться», «гувернантка», «церемонная», «сюртучок», «горничная», «мерси»).
Б) Определив взаимоотношения героев, их психологический настрой, читаем текст вслух по ролям.
В) Каждый ученик записывает на небольшом листочке свой вариант названия рассказа.

(В то время, когда ученики будут работать в группах, учитель запишет на доске все придуманные названия).

3. Восстанавливаем выпущенную развязку рассказа (работа в группах по 4-5 человек).

– Прежде чем сочинять «за» Чехова, обратите внимание на:

А) отношение рассказчика к Юлии Васильевне;
Б)  последнюю фразу перед выпущенным фрагментом («Меня охватила злость.» На что сердится рассказчик, если гувернантка со всем соглашается?);
В) последнюю фразу рассказа (Разве легко быть сильным?).

(Ученики в группах должны сочинить развязку из 4-5 предложений, содержащую окончание диалога героев. Записать свои идеи на листе).

Читаем получившиеся развязки, обсуждаем, мог ли Чехов именно так завершить разговор своих героев.
Учитель читает настоящую развязку. Обсуждаем, какая группа лучше всех поняла замысел автора.

4. Работа над восстановленным текстом рассказа. Поиск настоящего названия.

Беседа с классом:

– Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
– Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть.
– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?
– Найдите настоящее название рассказа в его последних репликах, обращенных к ней.
– Как вы понимаете это определение, данное человеку, –«размазня»?
– Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?
– Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера, а что еще?

5. Подводим итоги сказанного

– А.П.Чехов показывает нам «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство. Рассказчик хотел своей намеренной несправедливостью разбудить в душе гувернантки бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала сильной, «зубастой», чтобы она не боялась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку побойчее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой урок вынес он сам из этой истории? «Легко на этом свете быть сильным!» – что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…)?

– А какие уроки вынесли вы, ребята, из этой истории?

6. Домашнее задание

– Дайте письменный развернутый ответ на вопрос: «Какие уроки я вынес из истории, рассказанной А.П.Чеховым»?

Приложение