Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Изучение рассказа А.П. Чехова "Размазня"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  • отрабатывать умение анализировать художественный текст, проникать в замысел автора;
  • отрабатывать навык аналитического чтения.

Методика урока:

  • анализ текста;
  • аналитическая беседа;
  • учебный мозговой штурм.

Формы работы: коллективная, групповая и самостоятельная.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова, название которого я умышленно вам не сообщаю. Догадаться, как автор назвал свой рассказ, будет одной из задач нашего урока. Название произведения – вещь важная, особенно если размер произведения составляет всего одну страницу. Среди более 300 рассказов А.П.Чехова, содержащихся в 8-томном собрании сочинений, только два рассказа не имеют названия. Автор оставляет простор для читательских размышлений: что услышит читатель в рассказе, какую мысль уловит – так и назовет рассказ. Сможем ли мы сегодня услышать мысль Чехова? Разгадаем ли загадку исчезнувшего названия?
Вторая задача урока – восстановить опущенную развязку рассказа. В тексте есть завязка, развитие действия, кульминация, а развязка пропала. Как Чехов окончил рассказ? Проникнем в мастерскую автора, станем соавторами великого рассказчика.

(В ходе этой части урока можно вспомнить уже изученные рассказы А.П.Чехова, обратив внимание на их названия: «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Злоумышленник». Также необходимо вспомнить, что такое завязка, кульминация и развязка рассказа).

   Мы знакомы с юмористическими и сатирическими рассказами А.П.Чехова. Мы знаем, что смешное и грустное часто идут рука об руку, и А.П.Чехов как никто другой умеет это показать. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем его высказывание: «…трудно за юмором угоняться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь.»

2. Чтение текста.  Лексическая работа. Думаем на названием.

А) Чтение текста про себя. Отмечаем трудные слова, объясняем их ле