Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Изучение рассказа А.П. Чехова "Размазня"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  • отрабатывать умение анализировать художественный текст, проникать в замысел автора;
  • отрабатывать навык аналитического чтения.

Методика урока:

  • анализ текста;
  • аналитическая беседа;
  • учебный мозговой штурм.

Формы работы: коллективная, групповая и самостоятельная.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова, название которого я умышленно вам не сообщаю. Догадаться, как автор назвал свой рассказ, будет одной из задач нашего урока. Название произведения – вещь важная, особенно если размер произведения составляет всего одну страницу. Среди более 300 рассказов А.П.Чехова, содержащихся в 8-томном собрании сочинений, только два рассказа не имеют названия. Автор оставляет простор для читательских размышлений: что услышит читатель в рассказе, какую мысль уловит – так и назовет рассказ. Сможем ли мы сегодня услышать мысль Чехова? Разгадаем ли загадку исчезнувшего названия?
Вторая задача урока – восстановить опущенную развязку рассказа. В тексте есть завязка, развитие действия, кульминация, а развязка пропала. Как Чехов окончил рассказ? Проникнем в мастерскую автора, станем соавторами великого рассказчика.

(В ходе этой части урока можно вспомнить уже изученные рассказы А.П.Чехова, обратив внимание на их названия: «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Злоумышленник». Также необходимо вспомнить, что такое завязка, кульминация и развязка рассказа).

   Мы знакомы с юмористическими и сатирическими рассказами А.П.Чехова. Мы знаем, что смешное и грустное часто идут рука об руку, и А.П.Чехов как никто другой умеет это показать. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем его высказывание: «…трудно за юмором угоняться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь.»

2. Чтение текста.  Лексическая работа. Думаем на названием.

А) Чтение текста про себя. Отмечаем трудные слова, объясняем их лексическое значение («нужно посчитаться», «гувернантка», «церемонная», «сюртучок», «горничная», «мерси»).
Б) Определив взаимоотношения героев, их психологический настрой, читаем текст вслух по ролям.
В) Каждый ученик записывает на небольшом листочке свой вариант названия рассказа.

(В то время, когда ученики будут работать в группах, учитель запишет на доске все придуманные названия).

3. Восстанавливаем выпущенную развязку рассказа (работа в группах по 4-5 человек).

– Прежде чем сочинять «за» Чехова, обратите внимание на:

А) отношение рассказчика к Юлии Васильевне;
Б)  последнюю фразу перед выпущенным фрагментом («Меня охватила злость.» На что сердится рассказчик, если гувернантка со всем соглашается?);
В) последнюю фразу рассказа (Разве легко быть сильным?).

(Ученики в группах должны сочинить развязку из 4-5 предложений, содержащую окончание диалога героев. Записать свои идеи на листе).

Читаем получившиеся развязки, обсуждаем, мог ли Чехов именно так завершить разговор своих героев.
Учитель читает настоящую развязку. Обсуждаем, какая группа лучше всех поняла замысел автора.

4. Работа над восстановленны