Урок внеклассного чтения. Тема: «С.Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"»

Разделы: Начальная школа


Цели: расширить знания учащихся о творчестве писателя; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, живописи, музыке; продолжить работу по развитию речи, обогащению словарного запаса детей, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать память, мышление, внимание; творческие способности; воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы
Облетая целый свет……
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.

– Готовясь к уроку внеклассного чтения, я думаю, что вы уже подружились с поэтом, переводчиком, сказочником С.Я.Маршаком. Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?

2. Введение в тему урока. Актуализация знаний

– С.Я.Маршак – один из самых знаменитых детских поэтов. Его стихи сопровождают нас на всех дорожках детства .Вы разучивали “Детки в клетке”,затем перелистывали “Разноцветную книгу”,смеялись над “Рассеянным с улицы Бассейной ”, над дамой, которая сдавала багаж.

3. Артикуляционная разминка

– Сегодня на разминке вспомним отрывок из стихотворения Маршака “Багаж”.

– Прочитайте глазками.

– Прочитайте птичьим базаром.

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте скороговоркой.

Дама сдавала багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

4. Работа по теме

– Произведения Маршака интересны и незабываемы. Какую сказку вы прочитали готовясь к уроку?

(На доске запись: С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев” пьеса– сказка)

– Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой?

(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)

– Назовите главных действующих лиц пьесы?(ответы учащихся)

5. Словарная работа

– Как вы понимаете значение слова мачеха?

– Что вы можете рассказать о мачехе из нашей сказки? Какая она?

– Каково значение слова падчерица?

– Какой представил нам эту девочку Маршак?

– Ребята, читая сказку, какие слова вам были непонятны?

(Дети называют слова, разбор значения слов.)

6. Первичное понимание текста

– Понравилась ли вам сказка?

– Вспомним и кратко перескажем её содержание.(краткий пересказ.)

– Для того чтобы передать содержание вы использовали слова. Какие виды искусства помогут вам передать настроение описать природу? (Живопись, музыка.)

– Действие нашей сказки происходит в какое время года?

– Я предлагаю вам, выступить в роли художников и заглянуть в зимний лес. Какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение зимней непогоды?

(Дети по шаблону рисуют зиму.)

– Найдите в тексте как описывает лес автор?

– Вот в такой лес отправилась наша героиня. (Девочка появляется на рисунке.)

– Какие чувства вы испытали когда читали об этом?

– В таком лесу и замёрзнуть недолго. Давайте погреемся.

7. Физкультминутка

Покачайтесь
Покружитесь
Распрямитесь
Приседайте, приседайте
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться все начните.

8. Продолжение работы по теме

а) Работа с пословицами.

(На доске пословицы, названия месяцев пропущены.)

– Если вы правильно распределите слова в пословицах, сможете ответить на вопрос. Кто помог Падчерице, выполнить задание капризной Королевы?

........... – году начало зиме середина. (Январь.)
........... силён метелью, а ............. .капелью. (Февраль, Март.)
........... с водой, .............. с травой. (Март, Апрель.)

б) Работа с текстом

– Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья– месяцы передавали друг– другу эстафету.

(Дети читают:

Январь.– Не трещите морозы…..
Февраль.– Ветры, бури, ураганы….
Март.– Снег теперь уже не тот….
Апрель.– Разбегайтесь ручьи….)

Подснежник – первый цветок весны. Сегодня на уроке он у нас в гостях. (Показ.)

– Сперва понемножку
Зелёную выставив ножку
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“– Я вижу погода тепла и ясна,
Скажите ведь правда, что это весна?”

– А как о подснежнике рассказали бы вы? (Дети пишут мини– сочинение. Чтение работ.)

9. Обобщение по теме. Итог урока

– Почему братья– месяцы пришли на помощь Падчерице?
– Что хотел сказать нам автор, рассказывая эту историю?
– Какие отрицательные качества высмеивает автор?
– Понравился ли вам наш урок?
– Какое задание было самым интересным?
– Хотели бы вы ещё раз встретиться с произведениями С.Я.Маршака?

(Оценивание работы детей во время урока .Выставление отметок.)

10. Домашние задание