Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Внеклассное мероприятие "Неделя детской книги — создание книги". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • заинтересовать и познакомить с историей создания книги;
  • повысить уровень книжной культуры уч-ся;
  • расширить детский кругозор и научить пользоваться книгой;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: выставка книг, детские книги, фильм (проект)

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово

Учитель: Дорогие ребята! Мы живем в век информации. Телевидение, радио, интернет – эти средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И, кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. Неужели она отслужила свой век? Думаю, что это беспокойство напрасно. В самом деле, трудно представить себе современного человека, который бы за свою жизнь не прочитал ни одной книги. Книга всё ещё жива, и, я уверена, будет жить очень долго.

Сегодня книжные магазины предлагают нам огромный выбор книг на любой вкус и возраст, на библиотечных полках стоят книги классической и современной литературы. Они всегда ждут читателя.

Влияние книги на человека огромно. Она помогает учиться, расширять кругозор, обогащает жизненный опыт, воспитывает, формирует характер. В этом её чудесная сила.

Но мы слишком привыкли к книге, чтобы оценить это. Ведь если вдуматься, разве не удивительно, что книга рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших от нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое или будущее, вызывает у нас на радость и боль, возмущение и надежду?

Но книга- это не только текст, в ней важно всё: оформление, иллюстрации, переплёт. Всё это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет культуры. Многие столетия прошли, прежде чем книга обрела такой внешний вид, к которому мы привыкли, и кажется, так было всегда.

За свою долгую историю книга изменялась, но осталась не только надёжным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно с ними общаться, хорошо знать историю их жизни. Этому нужно учиться всю жизнь.

Но ,чтобы жизнь в этом городе была интересной, захватывающей ваше внимание и уносящей вас в волшебный мир книги, многие люди приложили свои усилия. Это писатели и поэты, редакторы и художники иллюстраторы, книгоиздатели и, конечно, же, вы, наши уважаемые читатели!
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Сегодня мы с вами попытаемся заглянуть в далекое прошлое наших книг. В том самом виде, в котором мы привыкли видеть книги в наше время существуют уже более 500 лет).
Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далекие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.
Там, где росли пальмы люди, научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими, заостренными палочками. Такие книги назывались “лонтраны” и существовали в Индонезии.
Наши с вами предки, населявшие земли Древней Руси, писали на бересте и липовых досках, причем, если доску покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и писать на доске, залив ее новым воском, много раз.
Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была весьма скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных, и даже золотых пластинах. Кроме этого они изобрели узелковую грамоту, где каждый узелок, по своему размеру, положению и цвету нити мог обозначать, например мир, смерть или богатство. Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в соседнее племя.
Там, где не было никакой растительности, например, у жителей крайнего севера, писали на костях животных и моржовых клыках.
Жители Азии писали на тканях.
В Китае писали на шелке.
Древние ассирийцы писали на глиняных табличках, специальной палочкой буквы в виде клинышков, поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем они обжигались в печи, складывались в корзину. И это тоже была книга!
Но основными в истории книги материалами стали:
папирус, пергамент и бумага.
Около двух тысяч лет тому назад, когда люди еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели делать бумагу. Но свои секреты, такие, как изготовление шелка, фарфора, изобретение компаса и др., китайцы тщательно хранили от чужестранцев.

3. Просмотр фильма

Учитель: Сейчас мы посмотрим фильм об истории создания книги, который нам подготовил ученик нашего класса Конев Дима

4. Выступление учащихся.

Учитель: Но книги не только можно печатать ,но и создавать своими руками. Сейчас выступят ребята и расскажут об этом.

5. Заключительная часть.

Учитель: Уважаемые ребята! Наше путешествие в историю книги состоялось. Но мы с вами приоткрыли только несколько ее страниц. Впереди нас ждут новые путешествия!
А сейчас мы вспомним о том, что впереди у нас с вами еще один праздник. Это день библиотек. В нашей школьной библиотеке много читателей. И сегодня, некоторые из них приготовили стихотворения, посвященные любимой библиотеке.

1-ый читатель:
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом,
В переплетах темной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
(С.Маршак)

2-ой читатель:
Библиотека. В зале тишина…
Ты здесь сидишь, часов не замечая,
Друзей своих испытанных встречая, встречая,
Которым жизнь навеки продлена.
Они с тобой взрослеют наравне,
Идти вперед, противиться невзгодам
И видеть вечность в мимолетном дне.
…Герои книг. Они нам все сравни.
Дубровсий, Чацкий. Чуточку-Печорин.
Характер наш рождается из зерен,
Которые посеяли они.
(Тюкавин И.)

Учитель: Не правда ли, ребята, какие замечательные стихи прочитали нам ребята. В них мы ощущаем атмосферу, царящую в библиотеках, где собраны не только книги, но и мудрость, доброта многих поколений. Но и работать в таком месте могут только те люди, которые служение книгам считают своим призванием.

Учитель: Наше путешествие в удивительный мир книги подошло к концу. Надеюсь, что сегодня, соприкоснувшись с историей создания книги, вы узнали много нового и интересного. Это позволит вам взглянуть на книгу более глубоко и относится к ней не как к обыденной, привычной для всех вещи, а как к величайшему изобретению и огромному, многовековому труду человечества