Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк". Глубокий интерес автора к человеку

Разделы: Преподавание литературы


Пояснительная записка

Одной из важнейших учебных целей курса литературы 6-го класса является формирование личностного отношения ученика к прочитанному. Задача учителя - показать, что возможны различные интерпретации одного и того же художественного произведения, но в любом случае они не должны расходиться с авторским смыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие основные приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение. Эти приемы лежат в основе технологии формирования правильного типа читательской деятельности, в соответствии с которой строилась работа на уроке.

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

    Задача – провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением.

  3. Работа с текстом во время чтения.
  4. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

    (Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное выборочное “медленное” чтение, словарная работа, анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей..)

  5. Работа с текстом после чтения.

Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Задача – постановка концептуального вопроса к тексту в целом. Результат – понимание учащимися авторского смысла, беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д., выполнение творческих заданий)

Цели:

  • Формирование общих представлений учащихся о влиянии крепостного права на образ жизни, мысли, поступки, судьбу героев рассказа И.С.Тургенева “Бирюк” через выявление причин несчастья людей разных социальных категорий.
  • Развитие умений правильной читательской деятельности: умения вести познавательный диалог с автором, умения сравнивать факты, обобщать, делать выводы, пользоваться словарем, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном, выразительно читать.
  • Воспитание личности с активной жизненной позицией и развитие творческих способностей учеников.

Задача: Помочь учащимся “увидеть” героя художественного произведения; выяснить авторскую позицию и сформировать свою собственную точку зрения на основе прочитанного.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий диалог), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог с автором, комментированное чтение.

Работа с терминами: пейзаж, интерьер, портрет, художественная деталь, речь и поведение героев.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, музыкальное оформление (магнитофон), иллюстрации детей к рассказу, распечатанные на карточках задания, учебник-хрестоматия Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой “Год после детства” 6-й класс.

Нет ничего такого в окружающей нас жизни
и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом:
и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и тяжелое громыхание
грозы, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

К.Паустовский

Ход урока

  1. Организационный момент.(Цветовой тест определения настроения учащихся.)
  2. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя.

Вот уже много десятков лет подряд книги известных русских поэтов и писателей (А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова) не перестают воспитывать подрастающие поколения, в том числе, и нас с вами великой силой и глубиной русского слова.

“ Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и тяжелое громыхание грозы, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы”,- писал К.Паустовский. (Слайд №1) Эти слова Паустовского являются эпиграфом к нашему уроку. Давайте попытаемся их объяснить. (Дети объясняют свое понимание слов эпиграфа.)

Иван Сергеевич Тургенев, на примере произведения которого мы будем учиться понимать художественное произведение, выяснять авторскую позицию и формировать свою собственную, принадлежит к числу лучших признанных мастеров художественного слова. ( Слайд №2 с изображением портрета Тургенева и его книги “Записки охотника”)

Литературная деятельность Тургенева началась в 1840 году поэтическими произведениями, а широкая известность пришла к писателю в 1847 году, когда в передовом петербургском журнале “Современник” появился рассказ “Хорь и Калиныч”, открывший цикл сборника “Записки охотника”, впоследствии включавшего более 20 рассказов. “Записки охотника” И.С.Тургенева вошли в сокровищницу русской классической литературы как яркое поэтическое произведение о русском народе, сыгравшее большую роль в борьбе с крепостным правом. (Слайд №3)

И тому есть множество примеров:

(Инсценирование ситуации)

(Четыре ученика у доски проигрывают ситуацию)

1-й ученик: “Записки охотника” своими правдивыми образами крестьян, осуждением помещиков вызвали благодарность к писателю со стороны русского народа. Примечателен эпизод, происшедший с ехавшим однажды из своего имения Тургеневым.

2-й ученик: По дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан или мастеровых.

3-й ученик: Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?

2-й ученик: Я.

3-й ученик: Тот самый, что написал “Записки охотника”?

2-й ученик: Тот самый.

2-й ученик: Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс.

4-ученик: Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа.

2-й ученик: Другой только молча поклонился…

Учитель:

  • Как вы понимаете смысл данной инсценировки? (Эта инсценировка показывает нам значимость и важность для русского человека книги “Записки охотника” как в целом, так и каждого рассказа в частности.
  • Как вы считаете, о чем может идти речь в книге с таким названием?

(Ответы детей…..)

  • Многие рассказы из “Записок охотника” названы Тургеневым по именам героев или роду их занятий: “Хорь и Калиныч”, “Ермолай и мельничиха”, “Певцы”, “Бурмистр” и другие. Подумай, о какой черте писателя Тургенева говорит этот факт? (Ответы детей….. Имеется в виду та же мысль об интересе и внимании автора к человеку. “Записки охотника” - это серьезные и мудрые рассказы о русских людях и русской природе. Со страниц книги встает многогранный образ “живой” России. Крестьяне – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов, не уничтожило нравственное достоинство русского человека. В крепостном крестьянине И.С.Тургенев показал человека, который так же, как и все люди имеет человеческие права…)
  • Каким вы себе представляете автора этой книги?

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.

(Слайд №4) Ребята, дома вы прочитали один из интереснейших рассказов из книги И.С.Тургенева “Записки охотника” - “Бирюк”. Давайте попытаемся понять, о чем и о ком этот тургеневский рассказ?

  • На что и почему вы обратили внимание до чтения?
  • Какие вопросы до чтения у вас возникли?
  • Какими были ваши ожидания?
  • Давайте разберемся со значением слова “Бирюк”.( Сначала дети высказывают свои предположения. На доске дано лексическое значение слова “Бирюк” по словарю Даля:

(Бирюк-

1 )зверь;

2) волк-одиночка;

3) нелюдимый, угрюмый человек)

  • Что бы вам хотелось узнать о Бирюке? (Как выглядит? Где живет? Как и с кем живет? Как и с кем общается?)

Учитель: Иначе говоря, мы с вами должны проанализировать портрет главного героя, речь и поведение героев, интерьер, пейзаж, художественная деталь,понять,что такое конфликт …(На доске прикреплены таблички в следующей последовательности:

  • Портрет
  • Интерьер
  • Речь и поведение героев, конфликт
  • Пейзаж

Учитель: Таким образом, у нас получился план работы, с помощью которого мы должны раскрыть образ Бирюка и показать глубокий интерес автора к человеку.

IV.РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

Давайте с вами проведем диалог с автором через текст и соотнесем свою интерпретацию с авторским видением.

  • Почему И.С.Тургенев назвал свой рассказ “Бирюк”?
  • Какой смысл вкладывает в название сам автор?

(Бирюком, как пишет И.С.Тургенев, называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый. Именно таким представлялся лесник окрестным мужикам. От Бирюка нельзя было укрыться, его нельзя было подкупить. Попытки извести его успехом не увенчались. К тому же строгий, угрюмый лесник, ревностно исполняющий свои обязанности, был непонятен мужикам. Его не любили и боялись.)

  • Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, “Фома Кузьмич” - так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу. Бирюком прозвали героя крестьяне.)
  • При каких обстоятельствах автор познакомился с ним? (Гроза застала путника в лесу. Он терпеливо ждал конца ненастья. В этот момент при блеске молнии он увидел высокую фигуру.) (Слайд №5. Звучит музыка с шумом дождя и грозы)
  • Давайте перечитаем описание грозы, которая застала путника в лесу. (Ученик читает вслух: “Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями..” (стр. 94)

  • Как в литературе называют описание природы или природного явления? (Пейзаж)
  • Какую картину вы представили, слушая эти строки?
  • Какие средства художественной изобразительности использовал автор для создания сильного впечатления? (Олицетворения: гроза надвигалась; туча поднималась; неслись облака; ; ракиты тревожно шевелились и лепетали; тени быстро густели; ветер внезапно загудел в вышине; деревья забушевали; крупные капли дождя резко застучали; зашлепали по листьям; сверкнула молния; гроза разразилась; дождь полил ручьями.
  • С какой целью при описании грозы автор использует так много глаголов? (Для того, чтобы передать стремительность происходящих действий…)

Эпитеты: лиловая туча; душный жар; влажный холод;

Определения: сильный ветер; крупные капли дождя, длинные серые облака, крупные капли дождя.

Антитеза: душный жар внезапно сменился влажным холодом…)

  • Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передает И.С.Тургенев через описание природы?

Учитель: Кто появляется из грозы? И что можно ожидать от такого появления?

(Отвечая на вопрос, дети зачитывают диалог на стр. 94 Лесник появляется при блеске молнии, будто из грозы. От такого невероятного, фантастического появления главного героя можно ожидать чуда.. Доброго, светлого.. Появление героя сказочно красиво…)

  • Нарисуйте словесный портрет героя. Каким вы его себе представляете?

(Дети высказывают свои предположения… “молодец”, “плечист и сложен на славу”, “могучие мышцы”, “суровое и мужественное лицо”, “смелые глаза”.. )

  • А теперь зачитайте авторское портретное описание лесника. Выделите художественные детали в портретной характеристике героя.

(стр. 95) (Слайд №6)

  • Что вы узнали о характере героя благодаря портрету?

( Внешние проявления: “Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный”) Внутренние качества: “Мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный..”) (Слайд №7)

  • Сделайте вывод об отношении автора и рассказчика к герою. ( Портретное описание убеждает нас в том, что и рассказчик, и автор уважительно, с симпатией относятся к герою)
  • А как относятся к леснику окрестные мужики?
  • Почему автор показывает такое разное отношение к герою?
  • А теперь давайте найдем в тексте и зачитаем выразительно описание избы лесника, которое в литературе называется…… (интерьером)

(Слайды №8-10))(стр. 95-96)

  • Устно нарисуйте, каким вы его представляете?
  • Как это описание помогает понять характер главного героя?
  • С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка? Подтвердите словами из текста. ( “Я посмотрел кругом, сердце во мне заныло” (стр. 95)
  • Как вы считаете, зачем автор использует прием контраста между сказочным появлением героя и его жилищем? (Избушка мрачная, нищая, убогая.. Такой контраст помогает острее почувствовать нам все бедственное положение, страшную убогость, нищету людей. Это чувство усиливается, когда мы видим, что здесь живут дети. Все увиденное лишь усиливает нетерпимое отношение к крепостному праву…)
  • Какими вы себе представляете детей Бирюка? Что мы узнаем о них? Почему они находятся в такой сложной ситуации? Кого из героев ранее изученного произведения они вам напоминают? (Короленко “Дети подземелья”, Маруся)
  • А теперь, ребята, чтобы у нас сложилось полное представление о героя мы должны обратить внимание на особенности речи и поведения Бирюка.
  • Найдите и зачитайте по ролям диалоги: между лесником и рассказчиком (стр. 95-96) ( “ Так ты Бирюк, - повторил я, я, брат, слыхал про тебя….Пойду посмотрю, что ваша лошадь…”; между лесником и мужиком-“вором” (стр.98-99 Фома Кузьмич, заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, - а, Фома Кузьмич,……. Да постой, недолго тебе царствовать! Затянут тебе глотку, постой…..”) Обратите внимание на многоточия, которые используются Тургеневым в репликах крестьянина –“вора”. Какие чувства скрываются за многоточием? Почему их нет в речи Бирюка?
  • Что вы узнали о герое по его речи?
  • Как речь помогает нам понять характер и душевное состояние героев?
  • Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели? (Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. “Пришиби – один конец; что с голоду, что так – все едино”. )
  • Назовите и запишите слова, которые с точки зрения языка вам показались интересными? ( Душегуб, кушак, нахлобучил шапку, азиат, кровопийца….(стр.99) Что они обозначают и с какой целью используются в тексте?
  • Каким вы предполагали финал рассказа?
  • Совпал ли он с авторским? (Ответы учеников..) (К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора.)
  • Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе? (Исправно несущий свою службу (“Я тоже человек подневольный; с меня взыщут”, угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика..Он живой человек, любящий и заботливый отец…)
  • Как вы считаете, разрешение внешнего противоречия, конфликта между мужиком и лесником к какому внутреннему состоянию приводит главного героя? (К конфликту внутреннему, душевному. Бирюк не может не пожалеть этого жалкого, озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный принцип и отпускает вора.)
  • Как связано изображение жизни главного героя с пейзажными описаниями грозы?

(В начале развития действия и в середине рассказа (стр.96) “Дождик перестал…..Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака…)

V. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗА.

Учитель: Ребята, теперь после прочтения рассказа, что вы можете сказать о его авторе?

  • Как автор относится к своему герою?
  • В чем выражается глубокий авторский интерес к человеку?(Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытаетс