Урок-презентация по теме "Явление электромагнитной индукции". Физика. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

  1. Оборудование:
  2. ПК, мультимедиа-проектор, полосовые магниты; гальванометр, катушка от разборной модели трансформатора, источник тока, соединительные провода.

    Программное обеспечение:

Power Point; Уроки физики “Кирилла и Мефодия. 9-й класс (М.: ООО “ Кирилл и Мефодий”, 2006). “Физика 7-11 класс” Библиотека электронных наглядных пособий; тестовая оболочка КРАБ-2; Виртуальная физическая лаборатория “Лабораторные работы по физике, 9-й класс” (М.: Дрофа, 2006)

    Ход урока

  1. Орг. Момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.

<Приложение 1>

2.Выявление имеющихся знаний.

2.1 Фронтальный опрос.

слайд 2-3

  1. Назовите источники электрического поля.
  2. Назовите источники магнитного поля.
  3. Чем создается магнитное поле?
  4. Чем создается поле постоянного магнита?
  5. Что является основной характеристикой магнитного поля?
  6. Что называют линиями магнитного поля?
  7. Что представляют собой линии индукции прямого тока?
  8. Что представляют собой линии индукции соленоида?
  9. Как можно определить направление линий магнитной индукции?
  10. По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током?
  11. Как можно изменить магнитные полюса катушки с током?

2.2 Контроль знаний .

Группа № 1 – работа с тестами на компьютерах ( тестовая оболочка КРАБ-2) <Приложение2>

Группа № 2 физический диктант.

Слайды 4-11

КАКИМИ БУКВАМИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ

СЛЕДУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ:

  1. МАГНИТНЫЙ ПОТОК.
  2. ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ.
  3. СИЛА АМПЕРА.
  4. СИЛА ТОКА.
  5. СКОРОСТЬ ЗАРЯДА.
  6. ДЛИНА ПРОВОДНИКА.

НАПИШИТЕ ФОРМУЛУ ДЛЯ РАСЧЁТА:

7. МАГНИТНОГО ПОТОКА.

8. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ПРОВОДНИК С ТОКОМ.

9. МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

10. СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ЗАРЯД.

НАПИШИТЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН:

11. СИЛЫ ТОКА.

12. МАГНИТНОГО ПОТОКА.

13. МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

14. СИЛЫ ЛОРЕНЦА.

ЗАДАЧИ-РИСУНКИ

15. Укажите направление силы Ампера <рисунок 1>

16. Определите направление тока в проводнике <рисунок 2>

17. Определите магнитные полюсы катушки с током <рисунок3>

18. Определите неизвестную величину: L= 1м; В = 0,8Тл; I= 20A; F - ?

ОТВЕТЫ: слайд 12

3.Объяснение нового материала.

Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. (Сообщение учащегося о жизнедеятельности М. Фарадея 3 мин) [4]

слайд 13

“Превратить магнетизм в электричество”- записал Фарадей в своем дневнике. 1821г. И только через10 лет он смог решить эту задачу. Мы с вами откроем, то, что Фарадей не мог открыть 10 лет, за несколько минут. Фарадей не мог понять одного: что только движущийся магнит вызывает ток. Покоящийся магнит не вызывает в ней тока. Какие же опыты проводил Фарадей? Давайте повторим опыты Фарадея, с помощью которых он открыл явление ЭМИ.

Демонстрация №1( рис.125 a,б учебника Физика-9)

Слайд 14 Возникновение в замкнутом проводнике электрического тока, обусловленное изменение магнитного поля называют явлением ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.

Полученный ток называют – индукционным. [3]

Слайд 15 видео №1 Опыт Фарадея [6]

Слайд 16 ВЫВОД: Индукционный ток возникает только при относительном перемещении катушки и магнита. Направление индукционного тока зависит от направления вектора В внешнего магнитного поля. [3]

Слайд 17 (видео №2 ЭМИ. Индукционный ток<Приложение3> [6]

Слайд 18 (видео №3Сила Ампера) [5]

Индукционный ток в замкнутом контуре появляется только в том случае, когда изменяется магнитный поток, который проходит через площадь охваченную контуром.

Всесторонние исследования ЭМИ показали, что с помощью этого явления можно получить электрический ток любой мощности, что позволяет широко использовать электроэнергию в промышленности. Сейчас почти вся электроэнергия, используемая в промышленности, получается с помощью индукционных генераторов, принцип работы которых основан на явлении ЭМИ. С ним мы познакомимся на следующих уроках. Поэтому Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники.

4. Закрепление нового материала.

В качестве закрепления материала мы выполним компьютерную лабораторную работу “Изучение явления электромагнитной индукции”

(работа загружена на все ученические компьютеры и на экране высвечивается путь к файлу ПУСК> ВСЕ ПРОГРАММЫ >ДРОФА > ЛАБ. РАБОТЫ 9 КЛАСС [8 ].

Слайд 20 Если останется время учащимся предлагается решить задачи №38,40 стр. 248 учебника, и посмотреть видеофрагмент №4 Слайд 21 токи Фуко[5]

Слайд 19

5. Задание на дом.

§49, упр.39(1,2). Подготовиться к лабораторной работе № 4

Литература

1.Перышкин А.В., Гутник Е.М. “Физика – 9 класс”, Москва “Дрофа”, 2009год

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва “Дрофа”,2008

3.Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс , Москва “Вако”, 2007

4. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов, Москва “Просвещение”, 1986год

Электронные издания

5. Физика. Библиотека электронных наглядных пособий.7-11класс 1CD. (МОРФ,2003ГУ РЦ ЭМТО,2003 “Кирилл и Мефодий”, 2003).

6. Уроки физики “Кирилла и Мефодия. 9 класс (М.: ООО “ Кирилл и Мефодий”, 2006).

8. Виртуальная физическая лаборатория “Лабораторные работы по физике, 9-й класс” (М.: Дрофа, 2006).