Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной  технологии развития критического мышления, основывается на следовании трем фазам.

Первая фаза – фаза вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи: самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления)

На этой фазе решаются две основные задачи: организация активной работы с информацией и самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.

Цели:

  • Образовательные:
    • формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;
  • Развивающие:
    • развивать письменную и устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
    • создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
    • дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
  • Воспитательные:
    • воспитывать самостоятельность и творческую активность;
    • воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация MS Power Point, аудиозапись арии Царевны-Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», раздаточные материалы (таблица и искусствоведческий текст)

ХОД УРОКА

I стадия – вызов

– Сегодня у нас необычный урок русского языка, мы учимся описывать картину. Совсем недавно на уроках литературы мы говорили о сказках. Иллюстрации к каким сказкам вы сейчас увидите? (На фоне музыки демонстрируются слайды 2-5)
– Как вы думаете, к какой хорошо известной вам сказке может служить иллюстрацией эта репродукция? (слайд 6)
– А кто-то помнит её полное название? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)
– В черновиках Пушкин хотел изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь». Почему? (Придавал огромное значение) 
– Именно эту картину мы и будем сегодня описывать. А создал её известный русский художник Михаил Александрович Врубель, который был просто очарован пушкинской сказкой(слайд 7)
– Вы когда-нибудь слышали это имя? Что вы  знаете о художнике? Он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к опере «Сказка о царе Салтане». (слайды 8 – 9)
– Но вернёмся к картине «Царевна-Лебедь», кстати, на ней Врубель изобразил  свою жену Надежду Ивановну Забелу, которая была лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Николая Александровича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд 10)

II стадия – осмысление (по ходу работы каждый заполняет таблицу)

1.   – Представьте, что вы находитесь внутри этой картины. Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете? (Вначале записывают в1 колонку таблицы, а потом зачитывают 3-4 работы) 

2. «Подзорная труба»

– Теперь представьте, что у вас в руках подзорная труба. Посмотрите внимательно, наверняка появятся новые детали, которые вы раньше не заметили (слушаем 2-3 чел) 
– Какой фрагмент картины  вы показали бы более крупным планом? Почему? (Лицо, глаза большие и печальные)
– Записываем во вторую колонку.

3. «Ковёр-самолёт»

– А сейчас помимо подзорной трубы у нас появился небольшой летательный аппарат. Кстати, какие сказочные летательные аппараты вам известны? На каком мы все вместе сможем полететь?
– Итак, отправляемся в путь на ковре-самолёте и высаживаемся на  острове Буяне. (Кто хочет, закрывает глаза)
– Можете потрогать воду (какая она? Холодная, бирюзовая), почувствуйте запах моря, прикоснитесь  к скалам (тёплые или холодные, скользкие). Оглядываемся назад, смотрим издалека на прекрасную Царевну, хрупкую и изящную, видим, как переливаются драгоценные камни на её венце, сияет роскошное белое оперение, лучи заходящего солнца.
– А теперь включаем слух. Что мы слышим? Какие звуки на этом острове? Возьмите ручки и запишите в 3 колонку.

4. – А вот что услышал композитор Римский-Корсаков. (Слушаем вступление к арии, слайд 10)
– Как музыка обогатила ваше представление о картине? Что вы слышите, что представляете? (Озвучиваем и потом записываем в 5 колонку)

5. – Вернёмся к сказке и посмотрим, какой видел Царевну-Лебедь автор, А.С.  Пушкин (учебник по русскому языку для 5 класса под ред. С.И. Львовой, упр.20, стр.12). Что подчёркивает Пушкин в образе Царевны? (Красоту)
– Давайте посмотрим, а как он это делает.
Пушкин-художник слова, и в его арсенале есть особые изобразительно-выразительные средства. Это эпитеты (свет какой? божий), сравнения (с кем сравнивает? Павой, реченькой). С этими и другими изобразительно-выразительными средствами мы будем знакомиться на уроках русского языка и литературы.
– Запишите в колонку №6, какой видит Царевну Пушкин.

6. – Мы с вами  посмотрели, какой представляли  Царевну Врубель, Римский-Корсаков, Пушкин, а вот какой увидел Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы сейчас узнаем. (Чтение текста)
– Понравилось описание? Почему?
–  Посмотрим, как   Долгополов показывает красоту Царевны, какие части речи помогают ему?
– А давайте проведём эксперимент. В последнем абзаце уберите все прилагательные (вычёркиваем карандашом).
– Что изменилось в тексте, что он утратил? (Волшебство, он больше не завораживает)
– Выпишите из текста в 7 колонку таблицы словосочетания, которые помогут в описании картины.

III стадия – рефлексия

– Мы очень хорошо поработали, узнали, какой представляли Царевну художник, композитор, поэт, искусствовед (слайд 11)
– А какой вы её представляете, какой видите? Продолжите предложение, которое находится ниже таблицы. (Зачитываем несколько работ)
– А теперь домашнее задание. Составьте черновик сочинения по плану в 4 колонке.
– Справитесь с работой? Что вам поможет? Чем будете пользоваться?
– А смогли бы мы так живо и ярко представить Царевну без живописного полотна Врубеля, без чарующей музыки Римского-Корсакова, волшебной сказки Пушкина, внимательного взгляда  Долгополова? Помогли они вам? (слайд 11)

На втором  уроке традиционная словарно-стилистическая и орфографическая работа, коллективное составление вступления, редактирование черновиков.