Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики

Разделы: Математика


Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития её человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.

Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. [1]

Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:

– гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
– гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания);
– информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.

Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанные группой – А.Г.Мордкович и другие. Работаю по ним уже 6-й год. Учебники издательства «Мнемозина» соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень. В настоящее время я использую учебно-методические комплекты  для 7-9 классов, приоритет в  содержательно-методической линии, которых отдаётся функционально–графическому курсу.

Компоненты УМК:

  • Программы  «Алгебра 7-9».
  •  Учебник.
  •  Задачник.
  • Сборник контрольных работ.
  •  Сборник самостоятельных работ.
  • Учебное пособие «Тематические тесты».
  •  Методическое пособие для учителя.
  • Пособие «События. Вероятности. Статистическая обработка данных» – дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов.

 Концепция учебника. Математика – гуманитарный предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, «ум в порядок приводит» и оказывает существенное влияние на развитие речи обучаемых, не только внутри предметной области. Математика описывает реальные процессы на математическом языке в виде математических моделей, поэтому математический язык и математическая модель – ключевые слова в постепенном развёртывании курса. Математика предстаёт перед учащимися не как набор разрозненных фактов, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера. Именно поэтому  из традиционных для любого обучения вопросов: «что?» «как?» «зачем?» – на первое место ставится вопрос «зачем?».

Стиль изложения. Материал учебника интересно читать, он представляет собой развёрнутое повествование, в котором есть интрига. Внутренняя интрига заложена практически в каждой главе и в большинстве параграфов, достигается это за счёт ненавязчивой и естественной постановки проблем, которые по объективным причинам в данном месте курса решены быть не могут, но будут решены в дальнейшем. Стиль изложения во многом расцвечен непривычными для математической рутинной лексики оборотами, и в то же время изложение характеризуется чёткостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений, с фиксацией внимания на выделенных этапах.

Психолого-педагогические и методические особенности учебника.

  1. Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу.
  2. Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения.
  3. Развивающее обучение. Особенность учебника не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. В учебнике практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В.Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого). [6]

Работа по УМК А.Г.Мордковича предусматривает использование педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.

– Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
Цель технологии проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.

– Особенности развивающего обучения:

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • обучение быстрым темпом;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов, технологию адаптивного обучения и информационно-коммуникационные технологии обучения.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до  изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с  теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Адаптивная технология обучения:

Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

– управлению самостоятельной работой всех учащихся;
– работе с отдельными школьниками — индивидуально;
– осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
– максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

Материалы учебника А.Г.Мордкович, изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения, в домашней работе. Таким образом, на изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время я наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех, и работаю индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные  и индивидуальные задания для работы на уроке.

На начало каждого урока, на доске записан перечень номеров заданий. Какие-то задания решаем вместе, разбирая их решение на доске, при такой форме работы, я назначаю учеников, которые решают у доски, и учащихся, которые проверяют решение, обязательно задают теоретические вопросы по текущей теме и оценивают, то есть ученики работают в паре (отвечающий и контролёр). Большую часть заданий школьники решают самостоятельно, причём каждый ученик должен оценить сложность предъявленных заданий и решать те из них, которые вызывают затруднения, чтобы повысить уровень своего развития.

Для разнообразия формы работы я  организую работу в статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в динамических парах  (объединяются в группу сидящие за соседними партами).

На этапах взаимопроверки по образцу и  взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной, контрольной работы)  я использую форму работы в статической паре.

В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения, высокие результаты выполнения оцениваю вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять своё творчество при выполнении заданий. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент её проявления или по её результатам.

В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.

Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь двигаться дальше.

Тема моего самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики»

Информационные технологии – совокупность методов и технических средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи, предоставления и использования информации.

Информационные технологии обучения – совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования. [2]

Педагогические цели  использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка его к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие мышления;
  • эстетическое воспитание;
  • формирование умения принимать оптимальное решение;
  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • формирование информационной культуры.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка специалистов в области информатики и информационных технологий;
  • подготовка пользователей информационных технологий;

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения
  • обеспечение побудительных мотивов, углубления межпредметных связей.

Под дидактическими функциями ИТ понимается внешнее проявление свойств информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе с определёнными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.

Дидактические функции информационных технологий:

1. Формирование умений:

  • получать информацию из различных источников, обрабатывать и хранить её;
  • передавать информацию, представленную в различных видах.

2. Создание среды для исследовательской работы учащихся и формирование навыков исследовательской деятельности.
3. Организация интерактивного диалога учащегося со средствами обучения.
4. Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля.
5. Способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана. [3]

При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение ими различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции.

Математика, как наука с высоким уровнем структурной организации и наиболее развитой системой абстракции, формирует универсальные структуры теоретического мышления, применяемые в познании других научных дисциплин. Поэтому её ведущая развивающая функция – становление культуры мышления, в которой на первый план в процессе изучения математики выдвигается рациональная структурная организация мыслительной деятельности.

Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие предполагает использование личностно-деятельностного подхода. В основу его реализации положены определённые дидактические принципы, среди которых важную роль играет принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности. Согласно данному принципу обучение эффективно, если ученики, как субъекты деятельности проявляют познавательную активность. Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому данный подход необходимо сочетать с технологическим подходом, направленным на использование информационно-коммуникационных технологий.

Для создания соответствующих условий обучения, развития и воспитания ученика учитель математики, в свою очередь, должен обладать информационно-коммуникационной компетентностью.

Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:

  1. Развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР по математике в рамках изучения тем школьного курса математики.
  2. Умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе.
  3. Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ЦОР.
  4. Использую различные методы и формы обучения на уроках математики с применением ЦОР.
  5. Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.

 Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции):

  • компьютер и периферийное оборудование;
  • программное обеспечение на уровне пользователя;
  • коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя.

Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее  (специальные ИКТ – компетенции):

  • избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
  • имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, осуществить заказ, подписку;
  • определить педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе;
  • работать с дистанционными курсами.

Формирование профессиональных компетенций в области ИКТ – это формирование умения использовать в работе АРМ (автоматизированное рабочее место) и регулярно использовать ИКТ в образовательном процессе.

Умею применять в профессиональной деятельности с помощью АРМ следующие средства инструментальной компьютерной среды  (профессиональные ИКТ – компетенции):

  • инструменты организации обучения на уроке (демонстрации, практикумы);
  • инструменты – компьютерные аналоги организации урока: электронный журнал, учёт статистики успеваемости, посещаемости школьников ("NET Школа");

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, и на уроках математики в частности, невозможно без компьютера.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

  • путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
  • путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
  • используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

  • развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;
  • эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;
  • расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;
  • разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;
  • осуществлять индивидуальный подход в обучении;
  • проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;
  • повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;
  • обеспечивать гибкость управления учебным процессом;
  • повышать интерес ребёнка к изучению предмета математики и к учению в целом.

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока я учитываю то, что:

  • работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
  • одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;
  • использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;
  • компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:

  • чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;
  • тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

  • При объяснении нового материала;
  • При закреплении и повторении изученного;
  • При итоговом контроле.

 В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.
Отдельные программы мне очень импонируют, и я использую их как при подготовке к урокам, так и при их проведении:

  • на уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии, примерами таких программ являются:

– Математика, часть 1, Серия «1С: Репетитор» – 2003.
– Открытая математика. Алгебра. Версия 2.6. ООО «Физикон-2006».
– Открытая математика. Функции и графики. Версия 2.5. ООО «Физикон-2003».
– Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. ООО «Физикон-2005».
– Открытая математика. Стереометрия. Версия 1.0. ООО «Физикон-2001».

  • на уроках закрепления, повторения и обобщения я использую программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, справочники, энциклопедии, примерами таких программ являются:

– Современный УМК. Математика 5-6. «Просвещение – МЕДИА»2003.
– Современный УМК. Алгебра 7-9. «Просвещение – МЕДИА»2003.
– Современный УМК. Алгебра и начала анализа  10-11. «Просвещение – МЕДИА» (Приложение 1 – конспект урока с применением ИКТ). [7], [8], [9], [10].
Современный УМК. Алгебра и начала анализа итоговая аттестация выпускников. «Просвещение – МЕДИА»2003.

После того, как я освоила программу Microsoft Office Power Point, но до того, как я познакомилась с коллекцией цифровых образовательный ресурсов, я стала создавать собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания и презентации с изложением нового материала), по отдельно взятым темам алгебры и геометрии. Приведу примеры.

Алгебра: [7]

– Алгебраические дроби. Основные понятия (22,9 МБ, презентация озвучена).
– Основное свойство алгебраической дроби (26,3МБ, презентация озвучена).
– Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями (32,3 МБ, озвучена).
– Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями (116 МБ, презентация озвучена).

Геометрия: [11]

– Многоугольники и четырехугольники (202 КБ).
– Параллелограмм (124 МБ, озвучено). Свойства и признаки параллелограмма (90КБ, 56,9КБ).
– Ромб. Свойства и признаки ромба (137 КБ).
– Квадрат. Свойства квадрата (137 КБ).
– Трапеция (3,94 МБ).
– Площадь многоугольника (40,3 МБ, презентация озвучена).
– Площадь параллелограмма. Площади фигур (40,3 МБ, презентация озвучена).
– Отношение площадей подобных треугольников (Приложение 2).
– Первый признак подобия треугольников (Приложение 3).
– Уравнения окружности и прямой (Приложение 4) [12].

Также при проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/.

Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

В своей работе я  опираюсь на опыт педагога-новатора, Шаталова Виктора Фёдоровича, а именно любая нежелательная оценка ученика, кроме отметки за контрольную работу может быть исправлена им в оговоренные сроки.

Практикую уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-исследования. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Всячески способствую развитию интереса учеников к математике: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания.

Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции:  учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Я систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе»; научно-методический журнал «Классный руководитель»; научно-практический журнал «Школьные технологии»; журналы «Завуч», «Методист», «Народное образование», «Директор школы»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, КПМО, поэтому в курсе всех последних событий в образовании, мной изучены следующие документы и проекты (Закон Российской Федерации «Об образовании»; Нормативно-правовые документы и методические материалы по математике; Федеральная целевая программа развития образования на 2006/2010 годы; Приоритетный национальный проект «Образование»; Проект «Информатизация системы образования», Проект «Наша новая школа»).

Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей математики школы, участвуя во всевозможных краевых и всероссийских конкурсах.

Уровень моего профессионального роста и творческих достижений.

Методическая работа:

1. В 2004/2005 учебном году приняла участие в конкурсе информационных образовательных ресурсов в номинации – лучший образовательный предмет естественно-математического цикла, организатором которого являлся Московский Центр Интернет образования.

2. В 2005 году награждена дипломом третьей степени Всероссийского конкурса «Internet и образование-2005», за разработку конспекта урока по математике.

3. В марте 2005 года мою разработку конспекта урока, по алгебре и началам анализа «Салют производной», печатают в электронном журнале «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ВЕСТНИК АЛТАЯ».

2005/2006 учебный год:

– Написана справка об использовании технологии мультимедиа на уроках математики.
– Выступление на открытом заседании кафедры от 8.11.2005 на тему: «Активные формы и методы, служащие повышению мотивации учащихся на уроках математики».
– Открытый урок в 5 «В» классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел», на городской семинар.
– Открытое занятие «Центра для одарённых детей».
– Написана справка о работе «центра» за последние два года.

4. В 2006 году администрацией МОУ «Гимназия № 1» награждена грамотой за разработку и проектирование современного содержания образования.

2006/2007 учебный год:

– В рамках педагогического совета «Технологический подход в образовании» провела открытый урок (22.02.07) в 6 «Б» классе по теме «Делимость натуральных чисел».
– Выступила на методическом совете (8.02.07) по теме «Личностно-ориентированное образование».
– В ходе педагогической конференции (26.04.07), «Экспертиза и самоэкспертиза, как форма мониторинга инновационных процессов, как форма повышения самообразования педагогов», приняла участие в проведении «мастер класс» по теме «Использование ИКТ на уроках математики».
– Приняла участие в дистанционном творческом конкурсе «Педагогическая мастерская», в номинации – разработка урока с использованием ИКТ.

5. В 2007 году награждена дипломом второй степени Всероссийского конкурса «Internet и образование-2007», за разработку конспекта урока по математике с использованием ИКТ.

6. С марта 2007 года моя разработка конспекта урока с использованием ИКТ размещена на сайте ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» - http://www.uni-altai.ru/festival2007

7. В 2007 году администрацией МОУ «Гимназия № 1» награждена грамотой за активное участие в конференции «Технологическая культура учителя».

8. В 2007/2008 учебном году приняла участие в региональном фестивале-конкурсе «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» «ИКТО-2007» с проектом на тему «Методы решения уравнений в 11 классе».

9. В 2007/2008 учебном году приняла участие в конкурсе методических разработок уроков среди учителей Алтайского края в номинации – урок с использованием ИКТ.

10. В 2007/2008 учебном году приняла участие в конкурсе лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений на получение денежного поощрения.

11. В 2007/2008 учебном году заняла I место, среди учителей кафедры физики-математики МОУ «Гимназия №1», в методическом конкурсе «Портфолио – 2008».

12. С 01.10.2008 года являюсь старшим преподавателем кафедры естественнонаучных дисциплин БФ АКИПКРО (г.Бийск).

13. С 15 марта по 15 апреля 2009 года принимала активное участие в работе IX-го Педагогического фестиваля «Интернет и образование».

14. С апреля 2009 года моя работа «Портфолио учителя математики» размещена на сайте ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» – http://www.uni-altai.ru/festival2009/metod_kopilka_2009/

По просьбе родителей, с детьми, имеющими повышенный интерес к предмету,  организую внеурочное занятие «Занимательная математика», в рамках которого:

– диагностирую математические способности всех школьников, на начало 5-го класса;
– диагностирую интеллектуальные способности учащихся кружка (5-7 классы);
– диагностирую коэффициент интеллекта учащихся кружка (компьютерное тестирование, используя программу по психологии «Новейшая энциклопедия по психологии 2000»).

Благодаря администрации гимназии, в этом учебном году для физико-математического класса, был изыскан дополнительный час на расширение курса предмета математики основной школы, в планирование которого заложено изучение таких разделов, как: статистика, элементы комбинаторики и теории вероятности, методы решения уравнений с модулями и задачи с параметрами.

Ежегодно мои воспитанники принимают участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, что является подтверждением высокого интереса к предмету математика.

Мои ученики занимают призовые места в городских олимпиадах по математике:

1. В 2005/2006 учебном году мои ученики, Щеглов Сергей (5-В), Волынкина Света (5-В), заняли III место в групповом туре городской олимпиады по развивающему обучению; Щеглов Сергей (5-В) занял IV место в городском туре международной математической игры «Кенгуру – 2006».

2. В 2006/2007 учебном году мой ученик, Антипенок Саша (6-Б), занял III место в городской олимпиаде по математике; Новиков Саша (6-А)  занял III место в городском туре международной математической игры «Кенгуру – 2007».

3. В 2007/2008 учебном году мой ученик, Новиков Саша (7-А), занял III место в городской олимпиаде по математике; Волынкина Света (7-В), заняла III место в городском туре международной математической игры «Кенгуру – 2008».

4. Осенью 2008/2009 учебного года мои ученики, Никифоров Максим и Кораблёв Евгений (8-Б), приняли участие в городском семинаре по исследовательской деятельности, проводимом на базе школы № 17. Награждены сертификатами, Никифоров Максим награждён грамотой, как лидер игры.

5. В декабре 2008 года, мой ученик Кораблёв Евгений (8-Б) принял участие во всероссийской дистанционной математической олимпиаде имени Леонарда Эйлера.

6. В 2008/2009 учебном году моя ученица Ефремова Алёна заняла I место в городском туре международной математической игры «Кенгуру – 2009».

Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами единого государственного экзамена и поступлением выпускников в ВУЗы.

Моя педагогическая деятельность даёт положительные результаты, что подтверждено итоговой аттестацией выпускников 2004-2005 учебного года (71% - качество знаний учащихся физико-математического направления, 54% – общее качество знаний; 4 – средний балл учащихся физико-математического направления, 3,6 – общий средний балл). Все ученики физико-математического направления поступили в высшие учебные заведения страны, из них 71% поступили на бюджетной основе, подтвердив свой профиль. В настоящий момент 92% из 100% поступивших, успешно учатся в ВУЗах.

Итоги работы за три учебных года:

Учебный год Успеваемость Качество знаний Средний балл

2005 – 2006

100 %

67 %

4

2006 – 2007

100 %

64 %

4

2007 – 2008

100 %

64 %

4

Снижение результатов обусловлено возрастными особенностями  школьников. Анализируя свою деятельность и выявляя причины слабой успеваемости отдельных учащихся, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя воспитанников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным. 

Классы, в которых я являюсь (являлась) классным руководителем, всегда занимали лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе, поскольку следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.

Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, через посещение родительских лекториев по вопросам воспитания ребёнка, организую индивидуальные консультации.  Сообщаю им информацию об учебных достижениях детей (ежедневно, выставляя оценки в NET-школе, еженедельно, проверяя дневники учеников).

На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты, а не на домыслы.

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

Перечень используемых источников и литературы:

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803.
  2. Сборник учебно-методических материалов «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования (математика и информатика)». Агентство «Университетская книга». Москва, 2008.
  3. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании – http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/
  5. Сайт ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» – http://www.uni-altai.ru/festival2009/metod  kopilka_2009/
  6. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Москва «Мнемозина», 2009.
  7. А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11». Учебник. Москва «Мнемозина», 2002.
  8. А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11». Задачник. Москва «Мнемозина», 2002.
  9. Обучающая программа на CD-диске: современный учебно-методический комплекс «Алгебра и начала анализа, итоговая аттестация выпускников», разработанный «Просвещения – МЕДИА», 2003 г.
  10. С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики». Москва «Просвещение», 2002.
  11. Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Москва «Просвещение», 2007.
  12. Единая коллекция цифровых образовательный ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/