Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Программа элективного курса, объемом 10 часов, по теме «В здоровом теле – здоровый дух» для учащихся 9 класса.

Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам: «Опорно-двигательная система», «Сердечно – сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система».

Основой курса являются практические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса.

Цели курса: 

  • углубить знания, полученные на уроках биологии;
  • подкрепить знания практическими навыками;
  • в связи с ухудшением состояния здоровья детей в последнее время, повысить интерес учащихся к своему организму, сформировать знания о возможностях своего организма и способах сохранения здоровья.
  • освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований;
  • научить делать вычисления, расчеты по формулам при обработке результатов исследования;
  • учить обсуждать результаты исследования, формировать выводы;
  • развивать критическое мышление;
  • ориентировать учащихся на выбор профессии;
  • формировать у учащихся правила здорового образа жизни.

Задачи курса: 

  1. Сформировать знания
    • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
    • о влиянии физических и социальных факторов на состояние здоровья человека.
  2. Формирование умений и навыков
    • индивидуальной работы в процессе подготовки сообщений, творческих работ, работы с рисунками и таблицами;
    • работы в группе во время проведения практических работ;
    • анализировать информацию, результаты наблюдений, опытов;
    • обобщать, делать выводы.

Темы рефератов 

  1. Я и моё здоровье
  2. Основы здорового образа жизни
  3. Режим дня школьника
  4. Профилактика стресса
  5. Красота и здоровье
  6. В чело всё должно быть прекрасно

Учебно-тематический план

Тема Количество часов Форма поведения занятия Образовательный продукт
Всего Теория Практика
1. Развитие гигиены. 1 1   Беседа. Конспект.
2. Опорно-двигательная система. Физическая активность и здоровье. 1 0,5 0,5 Беседа. Практические работы №1 – 5 Конспект. Результаты практической работы.
3. Кровеносная система. Профилактика заболеваний органов кровообращения. 1 1   Беседа. Конспект. Тестирование.
4. Рациональное питание и здоровье. 1 0,5 0,5 Беседа. Практические работы № 6, 7. Конспект. Результаты практической работы.
5. Соблюдение гигиенических правил – одно из главных условий красоты и здоровья. 1 0,5 0,5 Беседа. Практические работы № 8, 9. Конспект. Результаты практической работы.
6. Как осуществляется контроль за работой различных органов человека. 1 1   Лекция. Конспект.
7. Вредные привычки и их последствия: курение и его вред для здоровья. 1 1   Лекция. Конспект.
8. Вредные привычки и их последствия: вредное воздействие алкоголя на организм. 1 1   Лекция. Конспект.
9. Вредные привычки и их последствия: наркотики и здоровье несовместимы. 1 1   Лекция. Конспект.
10. Человек и его здоровье. 1 1   Дискуссия.  
11. Итоговое занятие 1   1 Защита творческих работ. Презентации и творческие работы учащихся.
Итого: 11

Содержание курса

1. Введение. Развитие гигиены (1 ч.)

Цель: сформировать у учащихся четкое представление о том, что духовное и физическое здоровье зависит от их образа жизни; забота о здоровье – главное условие его сохранения.

Гигиена – это профилактическое направление медицины.

Отрасли гигиены: личная гигиена, гигиена труда, коммунальная гигиена, социальная гигиена, школьная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростков.

Вклад в развитие гигиены Пифагора, Гиппократа, Абу Али Ибн Сина, М.В. Ломоносова.

2. Опорно-двигательная система. Физическая активность и здоровье. (1 ч.)

Цели: вспомнить с учащимися строение опорно-двигательной системы, строение и функции ее основных частей; подвести их к выводу о различиях в строении скелета и мышц тела мужского и женского организмов и причинах этих различий; раскрыть значение двигательной активности для сохранения здоровья.

Оборудование: скелет человека, таблицы «Строение скелета и мышц человека», видеофильм «Опорно-двигательная система», диаграммы «Опорно-двигательная система».

Компоненты опорно-двигательной системы. Что такое гиподинамия и каковы её последствия? Значение двигательной активности для сохранения здоровья.

Практическая работа №1 «Определение гибкости позвоночника»

Практическая работа №2 «Выявление нарушения осанки»

Практическая работа №3 «Сохранение правильной осанки при стоянии»

Практическая работа №4 «Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе»

Практическая работа №5 «Определение наличия плоскостопия»

3. Кровеносная система. Профилактика заболеваний органов кровообращения. (1 ч.)

Цели: углубить знания о кровеносной системе, сформировать представление о морфологических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированного человека; разъяснить необходимость ведения здорового образа жизни, показав вредное влияние гиподинамии, курения и алкоголя на сердце и сосуды; с помощью функциональных проб научить определять степень тренированности своей сердечно – сосудистой системы.

Оборудование: таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца; опорный конспект.

Строение кровеносной системы (просмотр видеофильма, работы с опорным конспектом). Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. Причины, способствующие развитию заболеваний сердечно – сосудистой системы.

4. Рациональное питание и здоровье. (1 ч.)

Цели: Сформировать четкое представление у учащихся о том, что работоспособность и настроение зависят от состояния здоровья, важным фактором которого является рациональное питание.

Оборудование: таблицы с изображением пищеварительной системы; схема строения зубов и расположения слюнных желез.

Энергетическая ценность питательных веществ. Причины вызывающие заболевание органов пищеварения.

Практическая работа №6 «Определение качества коровьего молока»

Практическая работа №7 «Определение доброкачественности мяса»

5. Соблюдение гигиенических правил – одно из главных условий красоты и здоровья. (1 ч.)

Цели: сформировать у учащихся представления о том, что красота и здоровье – неразделимые, взаимосвязанные понятия; соблюдение гигиенических правил и мер по уходу за кожей, ногтями, волосами, зубами является основой здоровья и красоты.

Строение кожи. Причины нарушений кожных покровов и повреждений кожи.

Практическая работа №8 «Изучение сальных и потовых желез кожи, моющих свойств мыла»

Практическая работа №9 «Определение типов кожи на разных участках лица»

6. Как осуществляется контроль за работой различных органов человека. (1 ч.)

Цели: сформировать у учащихся четкие представления о механизме регуляции и контроля со стороны нервной и гормональной систем за работой органов различных систем.

Оборудование: Таблицы «Строение нервной системы», опорный конспект, видеофильм «Нервная система человека».

Строение нервной системы. Режим труда и отдыха – меры профилактики нервных заболеваний.

7-9. Вредные привычки и их последствия. Курение и его вред для здоровья. Вредное воздействие алкоголя на организм. Наркотики и здоровье несовместимы. (3 ч.)

Цели: сформировать у учащихся четкие представления о последствиях вредных привычек, на здоровье человека, семьи, нации.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие влияние табака, алкоголя, наркотиков на состояние различных органов человека; фрагменты видеофильма о вреде этих веществ. Употребления веществ вызывающих зависимость у человека; таблицы, фрагменты фильма, где показано положительное влияние на здоровье регулярных физических упражнений, занятий спортом.

«Вредные привычки» - это широкое понятие, которым обозначают действие человека, связанное с нарушением этических норм, поведения, а так же разрушением здоровья человека. Многочисленные медицинские исследования показали, что употребление разнообразных токсических веществ может привести к приобретению вредных для здоровья привычек. К веществам, пагубно действующим на организм человека и вызывающим привыкание к ним, относят: табак, алкоголь, средства бытовой химии, медицинские препараты, средства наркотического действия.

10. Человек и его здоровье. (1 ч.)

Цели: обобщить и углубить санитарно-гигиенические знания учащихся на основе анатомического и физиологического материала курса; способствовать развитию гражданской ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей; расширить представление учащихся о медицинских профессиях.

Оборудование: плакаты для оформления кабинета («Ангина и кашель бывают у тех, кто смотрит со страхом на лыжи и снег», «Жизнь прожить – не поле перейти. Здоровье – верный друг на жизненном пути», «Улыбка дарит нам продленье века, а злоба старит человека. Улыбайтесь чаще!»); таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека; белые халаты с эмблемами для участников игры.

Урок – игра, который способствует повышению устойчивости учащихся к вредным привычкам и позволит осмысленно соблюдать правила гигиены.

Полный вариант элективного курса содержится в Приложение 1 и Приложение 2.

Приложение 3 – презентация к элективному курсу. 

Литература

    1. Сонин Н. И., Сапин М. Р. «Биология» / Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005
    2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983
    3. Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989
    4. Лисицын Ю. П., Сахио А. В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 1989
    5. Анастарова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004
    6. Энциклопедия для детей, АВАНТА +, Человек, 2003