Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок литературного чтения в 4-м классе. Марк Твен "Приключения Тома Сойера"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели.

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Марка Твена, его романом “Приключения Тома Сойера”.
  • Учить выделять жанровые особенности романа-пародии.
  • Работать над выразительностью чтения.
  • Продолжить знакомство с литературными терминами.
  • Воспитывать любовь к книге.

Ход урока

I. Повторение пройденного

У. Проверим, внимательно ли вы читали сказку Ханса Кристиана Андерсена “Русалочка”. Приготовьте листочки для литературного диктанта.

Учитель вызывает к доске пять учеников и дает им книги с размеченным текстом. Возле каждого отрывка стоит порядковый номер; слова, которые при чтении нужно опустить, взяты в скобки.

Дети читают отрывки.

“Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха-мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам…”

“Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, впрочем, как и у остальных …”

“И она надела Русалочке на голову венок из белых лилий, только каждый лепесток был половинкой жемчужины, а потом нацепила ей на хвост восемь устриц в знак её высокого сана.

- Да это больно! – сказала Русалочка.

- Чтоб быть красивой…”

“ На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и Русалочка опять увидела людей на корабле. Каждый спасался, как мог. Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась – ведь он попадет теперь к ней на дно, но приплывёт во дворец её отца только мертвым. Нет, нет …”

“К утру буря стихла. От корабля не осталось и щепки. Опять засверкало над водой солнце и как будто вернуло краски щекам принца. Но глаза его все еще были закрыты. Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у нее в саду. Она поцеловала его еще раз и пожелала …”

У. Спасибо за чтение. А теперь проверим наши диктанты. Внимание: на доске правильные ответы.

Учитель открывает доску, и дети проверяют правильность своих ответов.

На доске.

Проверим себя:

  • … полагалось только шесть.
  • … ног не было, а вместо них был хвост.
  • … можно и потерпеть!
  • … он не должен умереть!
  • … чтобы он остался жив.

- Мы писали диктант по самому началу сказки. Чтобы поставить оценки читавшим, зададим им вопросы по содержанию всей сказки.

Возможные вопросы и ответы детей.

Вопрос: Как изменилась Русалочка после встречи с принцем?

Ответ: Она стала еще тише, задумчивее.

Вопрос: Сколько лет жили русалки?

Ответ: Русалки жили триста лет.

Вопрос: На что захотелось ей променять триста лет своей жизни?

Ответ: На один человеческий день.

Вопрос: На какие условия ведьмы согласилась Русалочка, чтобы стать девушкой?

Ответ: Она отдала свой голос.

- Ей было больно ходить, когда раздвоился ее хвост.

- Она навсегда покидала свой дом, отца, сестер.

Учитель объявляет отметки детям, читавшим текст и правильно ответившим на вопросы.

II. Физминутка

Звучит тихая спокойная музыка.

- Покажем, как тянется к кораблю своими белыми руками Русалочка. Волны покачивают ее из стороны в сторону. Кружимся вместе с ней в водовороте. А теперь замираем, как замерла Русалочка на камне. Она и теперь сидит, поджав ноги, на огромном каменном ложе и вглядывается вдаль.

III. Знакомство с биографией писателя.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.

Откройте учебник на странице ……. И прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)

- Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)

- Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)

- Какие писатели, поэты подписывали свои сочинения псевдонимом? (Аркадий Гайдар, Анна Ахматова, Андрей Платонов, Кир Булычев. Произведения этих авторов дети уже читали ранее).

Учитель приглашает к доске учащихся и предлагает им для чтения заранее напечатанный текст.

- Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы, которые вы видите на доске.

Вопросы на доске:

  1. Где встречал своих героев Марк Твен?
  2. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?
  3. Какие книги для детей написал Марк Твен?

Вызванные к доске дети читают тексты.

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”.  (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец , и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом , и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Дети отвечают на вопросы, заданные перед прочтением отрывков.

IV. Чтение фрагмента романа М.Твена “Приключения Тома Сойера.” и работа над текстом.

- Прочитайте фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера” и подумайте, как можно его назвать? Почему?

После самостоятельного чтения дети отвечают на вопрос, поставленный учителем.

(“Первая любовь”. “Признание”. “Я вас люблю”. “Том и Беки”.

- Скажите, можем ли мы считать, что любовь Тома – настоящее, большое чувство?

(Нет. Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.

У Русалочки была настоящая любовь. У Тома любовь как игра.)

- Особенность романа Марка Твена в том, что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором. Подтвердите этот вывод словами из текста.

(“Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление Тома разбудило его”.

“Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали , уж не рехнулся ли отчаянный малый”.

“Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще”.

“Художник изобразил перед домом человечка, похожего на подъемный кран. Он мог бы перешагнуть через дом, но девочка судила не слишком строго – она осталась очень довольна этим страшилищем и прошептала:

- Какой красивый! А теперь нарисуйте меня.

Том нарисовал песочные часы, увенчанные полной луной. Приделал к ним ручки и ножки в виде соломинок и вооружил растопыренные пальцы огромным веером. Девочка сказала:

- Ах, как хорошо!)

- А теперь найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, что писатель перенес в детский мир взрослые отношения. Прочитайте их.

(“…но тут увидел две длинные золотистые косы и спину, которую он узнал мгновенно благодаря притягательной силе любви”.

- “… на самом же деле это было не смущение, а почтительная робость перед новым божеством”.

- “… сначала девочка не хотела ничего замечать, потом женское любопытство взяло верх”.)

- Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме пародии.

Учитель записывает на доске “роман-пародия”.

- Пародия состоит в “передразнивании”, сведении серьезного в смешное.

Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?

(О дружбе Тома с Гекльберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)

- Каких героев этого романа вы можете припомнить? (У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.)

- Прочитаем вывод.

Дети читают текст, написанный на доске.

“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.

V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.

- Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах. Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)

- А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)

Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.

К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.

- Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?

После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

- Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)

- Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)

- Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)

- Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Беки, а дальше он признался ей в любви.)

- Прочитайте окончание фрагмента.

Учитель вызывает одного ученика для чтения вслух.

- Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).

VI. Итог урока.

- Теперь мы можем подвести итог урока. Фрагмент из какого романа-пародии мы сегодня читали? Кто его автор?

VII. Домашнее задание.

- Домашнее задание каждый выберет себе по душе. Я предлагаю несколько вариантов:

  1. Отработать фрагмент, который мы прочитали в классе, для выразительного чтения. Нарисовать рисунок Тома по описанию, данному в этом фрагменте.
  2. Прочитать любой фрагмент романа “Приключения Тома Сойера” и самостоятельно подготовить его к пересказу.
  3. Составить задания для литературного диктанта по фрагменту, данному в учебнике.

Задание, обязательное для всех. Подобрать как можно больше прилагательных, определяющих нашего героя. Том (какой?) веселый. Смешной, а дальше?