Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературного чтения в 4-м классе. Марк Твен "Приключения Тома Сойера"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели.

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Марка Твена, его романом “Приключения Тома Сойера”.
  • Учить выделять жанровые особенности романа-пародии.
  • Работать над выразительностью чтения.
  • Продолжить знакомство с литературными терминами.
  • Воспитывать любовь к книге.

Ход урока

I. Повторение пройденного

У. Проверим, внимательно ли вы читали сказку Ханса Кристиана Андерсена “Русалочка”. Приготовьте листочки для литературного диктанта.

Учитель вызывает к доске пять учеников и дает им книги с размеченным текстом. Возле каждого отрывка стоит порядковый номер; слова, которые при чтении нужно опустить, взяты в скобки.

Дети читают отрывки.

“Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха-мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам…”

“Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, впрочем, как и у остальных …”

“И она надела Русалочке на голову венок из белых лилий, только каждый лепесток был половинкой жемчужины, а потом нацепила ей на хвост восемь устриц в знак её высокого сана.

- Да это больно! – сказала Русалочка.

- Чтоб быть красивой…”

“ На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и Русалочка опять увидела людей на корабле. Каждый спасался, как мог. Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась – ведь он попадет теперь к ней на дно, но приплывёт во дворец её отца только мертвым. Нет, нет …”

“К утру буря стихла. От корабля не осталось и щепки. Опять засверкало над водой солнце и как будто вернуло краски щекам принца. Но глаза его все еще были закрыты. Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у нее в саду. Она поцеловала его еще раз и пожелала …”

У. Спасибо за чтение. А теперь проверим наши диктанты. Внимание: на доске правильные ответы.

Учитель открывает доску, и дети проверяют правильность своих ответов.

На доске.

Проверим себя:

  • … полагалось только шесть.
  • … ног не было, а вместо них был хвост.
  • … можно и потерпеть!
  • … он не должен умереть!
  • … чтобы он остался жив.

- Мы писали диктант по самому началу сказки. Чтобы поставить оценки читавшим, зададим им вопросы по содержанию всей сказки.

Возможные вопросы и ответы детей.

Вопрос: Как изменилась Русалочка после встречи с принцем?

Ответ: Она стала еще тише, задумчивее.

Вопрос: Сколько лет жили русалки?

Ответ: Русалки жили триста лет.

Вопрос: На что захотелось ей променять триста лет своей жизни?

Ответ: На один человеческий день.

Вопрос: На какие условия ведьмы согласилась Русалочка, чтобы стать девушкой?

Ответ: Она отдала свой голос.

- Ей было больно ходить, когда раздвоился ее хвост.

- Она навсегда покидала свой дом, отца, сестер.

Учитель объявляет отметки детям, читавшим текст и правильно ответившим на вопросы.

II. Физминутка

Звучит тихая спокойная музыка.

- Покажем, как тянется к кораблю своими белыми руками Русалочка. Волны покачивают ее из стороны в сторону. Кружимся вместе с ней в водовороте. А теперь замираем, как замерла Русалочка на камне. Она и теперь сидит, поджав ноги, на огромном каменном ложе и вглядывается вдаль.

III. Знакомство с биографией писателя.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.

Откройте учебник на странице ……. И прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)

- Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)

- Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)

- Какие писатели, поэты подписывали свои сочинения псевдонимом? (Аркадий Гайдар, Анна Ахматова, Андрей Платонов, Кир Булычев. Произведения этих авторов дети уже читали ранее).

Учитель приглашает к доске учащихся и предлагает им для чтения заранее напечатанный текст.

- Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы, которые вы видите на доске.

Вопросы на доске:

  1. Где встречал своих героев Марк Твен?
  2. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?
  3. Какие книги для детей написал Марк Твен?

Вызванные к доске дети читают тексты.

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”.  (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец , и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом , и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Дети отвечают на вопросы, заданные перед прочтением отрывков.

IV. Чтение фрагмента романа М.Твена “Приключения Тома Сойера.” и работа над текстом.

- Прочитайте фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера” и подумайте, как можно его назвать? Почему?

После самостоятельного чтения дети отвечают на вопрос, поставленный учителем.

(“Первая любовь”. “Признание”. “Я вас люблю”. “Том и Беки”.

- Скажите, можем ли мы считать, что любовь Тома – настоящее, большое чувство?

(Нет. Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.

У Русалочки была настоящая любовь. У Тома любовь как игра.)

- Особенность романа Марка Твена в том, что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором. Подтвердите этот вывод словами из текста.

(“Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление То