Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе "Дикорастущие и культурные растения"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Оборудование:

  • Мультимедиа оборудование для показа презентации
  • Комплекты табличек для фронтальной работы по классификации растений
  • Иллюстрации для сказки: Солнце, Туча, Василёк
  • Колосок пшеницы
  • Аудиозапись сказки «Голоса птиц и зверей»

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока.

- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке и что вы повторяли дома?

Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли много гостей – учителя из разных школ и самый главный гость – хлебный колосок. Вместе с ним нас сегодня ждут интересные задания и приключения. Давайте вместе с вами попробуем сочинить сказку про хлебный колосок!

Колосок – это растение. А что нужно растениям для благоприятного роста?(тепло, свет, вода, земля). Всё это нужно и хлебному колоску.

И мы отправляемся в гости к Солнышку за светом и теплом. Красное солнышко даёт вам первое задание: распределить таблички с названиями растений в 3 столбика.

Вспомним, на какие 3 группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

РАСТЕНИЯ
Деревья     кустарники     травянистые растения

Распределим таблички с названиями растений по этим трём группам!

сосна
яблоня  
берёза
 крыжовник  
сирень
малина
репейник
помидор
одуванчик  

- А сейчас разыгрываем пятёрку. Кто правильно ответит на вопрос, тут же получает пятёрку! Среди этих растений есть такое, у которого есть другое название. Что это за растение? (помидор)

С заданием Солнышка мы справились, а значит, тепло и свет для колоска добыли.

Колоску нужна вода. За водой мы отправимся к дождевой тучке.

Тучка даёт задание: ответьте на вопрос – Что дают растения человеку?

(кормят, одевают, лечат, строительство, мебель )

Тучка довольна вашими ответами, и дождевая вода для колоска добыта!

Но вдруг откуда ни возьмись налетел Ветер-суховей и хочет унести тучку. Нужно скорее успокоить ветер. Для этого выполним очень сложное задание: надо распределить эти же таблички с растениями на 2 группы. Как вы думаете, на какие?

Колосок мне подсказал, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть такие, которые человек сам высаживает, ухаживает за ними, собирает урожай.

- Скажите, чем похожи и чем отличаются (показать картинки) сосна и яблоня? (поставить по разным столбикам)

Растения, которые растут сами по себе, называют дикорастущими (открыть табличку), а растения, выращиваемые человеком, называют культурными.

- Тема нашего урока сегодня: Дикорастущие и культурные растения. Приложение 1

( слайд №1)

3. Изучение нового материала.

Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. Их никто не холит, никто не лелеет. Они растут там, где условия для них подходящие. К этим условиям они приспособились сами. А культурные растения сеет, высаживает, выращивает и ухаживает за ними человек.

Откуда же взялись на земле культурные растения?

В древние времена все растения на земле были дикорастущими.

Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения.

Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание.

- Так на какие две группы мы можем разделить все растения?

- Распределим оставшиеся карточки в 2 столбика!

Вы вернули дождевую тучку, и наш колосок не погибнет от засухи!

Физкультминутка.

Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)
Полил сливы и цветы,(руки в стороны)
Вымыл травы и листы.(вращение плечами)
А как сумерки настали (приседание)
Нам по радио сказали, (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт наш огород.

У колоска среди дикорастущих растений есть враги – сорняки васильки, которые, несмотря на то, что очень красивы, могут погубить колосок.

Сорняки хотят послушать интересные истории про своих товарищей – про дикорастущие травы.

Мы уже определили, что одуванчик – это дикорастущее растение. (слайд №2 – одуванчики).

Давайте мы все вместе послушаем сказку про Одуванчик.

(слушание отрывка из сказки «Лесная азбука»)

- Что интересного про одуванчик вы узнали из сказки?

Ребята, вы тоже приготовили рассказы о дикорастущих растениях. Давайте мы вас послушаем.

4. Слушание сообщений учащихся о дикорастущих растениях.

Приложение 2

  • Мать-и-мачеха (слайд №3).

- Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?

- Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?

  • Медуница (слайд №4).

- Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?

Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Уважаемые дети!

Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».

- Почему цветы просят не обрывать их?

Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Сорняки отпустили наш колосок, и в чистой земле он вырастет большим и полным зерна.

- Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?

5. Сообщения учащихся о культурных растениях. Приложение 2

  • Пшеница (слайд №5).

- Что нового узнали о пш