Сочинение-описание по картинре В.А. Серова "Девочка с персиками"

Разделы: Русский язык


Цель. Выработка умения писать сочинение по картине, представляющей собой портрет, постараться увидеть внутренний мир того, кто изображен на картине, понять мысли, владевшие художником, осознать то, что он хотел выразить своим произведением.

1. Сообщение учителем цели и задачи урока.

2. Вступительное слово.

Мы много говорим о портретах, написанных словами, но можно создать портрет карандашом, кистью, вылепить из глины, высечь из мрамора, вырезать из дерева. Портрет, написанный словами, имеет некоторое преимущество перед живописным, т. к. писатель своим рассказом вызывает у нас представление не только о лице и фигуре человека, но и сообщает об изменении в выражении лица, голосе, манере держаться. И все-таки, если портрет талантлив, то и в произведении живописи мы можем увидеть душу и поговорить о характере человека.

3. Слово о В. Л. Серове и его работе как художника-портретиста.

Воспоминания художника Н.Э. Грабаря, (материал для учителя). Один из крупнейших русских реалистических живописцев В.А. Серов. Подобно Репину, учеником которого он являлся, Серов вошел в историю русского искусства как художник исключительной глубины и многосторонности, с блеском испытавшим свои силы почти во всех жанрах живописи и графики. Но высшие его достижения принадлежат области портрета.

Ранние произведения Серова 80-годов "Девочка с персиками" - 1887 г. и "Девушка, освещенная солнцем" -1888 г. напоены солнечным светом, светлым восприятием мира, это настоящая песня о юности человека, о его душевной чистоте, о радости жизни.

Станиславский, Ермолова, Репин, Чехов, Шаляпин - вот некоторые герои его портретов. Но были и Голицыны, Юсуповы, Морозовы - и другие власть предержащие.

Валентин Александрович Серов 1865–1911. "Девочка с персиками была создана художником, еще не достигшем 22 лет. Прошло уже много лет, но и сегодня яркий солнечный свет заливает знакомую столовую в музее-усадьбе "Абрамцево". Нет здесь только обеденного стола, за которым некогда сидела, позируя своему любимому старшему другу, милая Веруша. Все остальное сохранено таким, каким оно было при Серове и у Серова: под окном то же кресло красного дерева со спинкой в виде лиры, в углу на подставке стоит фигура гренадера - игрушка работы сергиевских кустарей, раскрашенная Серовым, над ней -майоликовая тарелка. В окно светит солнце... Картина находится в Третьяковской галерее.

В. Серов “Девочка с персиками”, 1887

... Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства! Такой она стала всеобщей любимицей, такой ее знают все. Портрет Веруши Мамонтовой, поразивший всю тогдашнюю Москву, является одним из прекраснейших созданий русского портретного мастерства не только по силе исполнения и по типажу лица, сохранившем в себе черты русской национальной красоты.

Радостный, необыкновенно бодрящий солнечный свет, падая из окон, насыщает все пространство большой светлой комнаты, скользит по лицу Веруши, порождая изысканную игру сиреневого и голубого тонов на розовой блузке, переливаясь перламутром, скользя разноцветными бликами, играя цветными пятнами на скатерти.

Смуглое, с проступающим сквозь загар румянцем, лицо Веруши оттеняется на картине общим колоритом голубоватого тона, который смягчается теплыми тонами фруктов и листьев и звучным тоном красного банта на груди.

Во всем портрете продуманная композиционная завершенность. Фигура вписана в окружающую обстановку, как в естественную жизненную среду, что превращает портрет в картину, а мастерски написанное, насыщенное воздухом пространство не только столовой, но и парка за окнами - делает эту картину живой и привлекательной.

Живая, загорелая, с большими темными лучистыми глазами, шапкой непокорных густых волос, она пристально смотрит на зрителя, вся залитая светом, врывающимся через окна и играющим разноцветными отблесками на стене, на майоликовом блюде, повешенном в простенке, на спинках стульев, на столике у окна, на подсвечнике, на серебре ножа и лежащих на столе бархатистых плодах.

Итак, на картине изображена всеобщая любимица Вера Саввишна Мамонтова. Веруша - одна из одареннейших русских женщин, которая, к сожалению, умерла очень рано. По воспоминаниям сына Саввы Мамонтова-Всеволода мы знаем, что только благодаря своей дружбе Серову удалось уговорить его сестру, двенадцатилетнюю Веру, позировать. Серов работал с упоением больше месяца. И хотя бойкую жизнерадостную девочку тянуло пошалить и побегать, но пришлось много сеансов позировать.

4. Обращение к детской теме. "Девочка с персиками"- 1887 г. "Мальчики" - 1899 г., "Мика Морозов" - 1901 г. - наиболее светлые из портретов художника.

Вопросы к классу:

1. Нравятся ли вам портреты художника?

2. Кто на них изображен?

3. Можно ли сказать, что есть связь между состоянием природы и настроением героев?

5. Беседа с классом по картине "Девочка с персиками".

1. Чей портрет изобразил художник?

2. Как он назвал картину?

3. Кого изобразил художник на переднем плане картины?

4. Посмотрите внимательно на картину. Какой увидел девочку художник?

5. Обратите внимание на бантик на ее кофточке. Он черный в белые горошки и гвоздика в нем. Что напоминает бантик?

6. Что изображено на заднем плане картины?

7. .В каких тонах написана картина?

8. Какую мысль выразил художник?

6. Составление плана работы над сочинением.

План

I. Серов - русский портретист

Рабочий материал

художник, живописец, портретист.

II. Описание картины.

1. Кого изобразил художник на переднем плане?

2. Какой увидел девочку художник?

девочка за столом, лежащие на столе

персики, желтые листья

смуглая, черноволосая, кудрявая, большие черные глаза, яркая розовая кофточка, темный бант в белые горошки, быстрая, стремительная, как мотылек

3. Что изображено на заднем плане картины? Комната, светлые окна, стулья черного дерева, все залито светом, на стене декоративная тарелка, скатерть на столе.
4. В каких тонах написана картина? Яркие, теплые, сочные розовые
III. Какую мысль выразил художник? Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.

7. Написание сочинения.