Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"

Разделы: Литература


Леонид Андреев - необычный, сложный, загадочный писатель, творчество которого совсем недавно вообще не изучалось в школе. Самобытность и новаторство манеры, философскую глубину его зрелых произведений - всё это ещё придется постигнуть учащимся в будущем. А пока в 5 классе мы будем читать его ранние рассказы и ценить в них любовь к людям, ко всему живому - то, что находит отклик в душе юного читателя. В этом отношении очень хорош рассказ "Кусака".

Цель урока: определить значение образа Кусаки и второстепенных персонажей в раскрытии идеи произведения.

Задачи урока:

обучающие:

  • научить учащихся ориентироваться в ходе событий, описанных в рассказе, выделять среди них наиболее важные для раскрытия характеров персонажей, для оценки и сопоставления их поступков;
  • научить объяснять отношение персонажей друг к другу;
  • расширить и укрепить теоретико-литературную базу.

развивающие:

  • развитие умений детального и сравнительного анализа;
  • развитие критической мысли учащихся;
  • развитие творческих способностей.

воспитывающие:

  • на примере центрального персонажа рассказа показать привлекательность таких качеств, как любовь к ближнему, животному, сострадание;
  • стремиться к нравственному самоусовершенствованию.

Предварительная работа: на прошлом уроке в качестве домашнего задания было задано: 1) прочитать рассказ Л. Н. Андреева "Кусака"; 2) составить сюжетный план произведения; 3) сделать иллюстрацию к выбранному эпизоду.

Оборудование: доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос по ранее пройденному материалу.

3. Проверка домашнего задания. Называется тема урока "Нравственные ценности в рассказе Л. Н. Андреева "Кусака". Проводится фронтальная беседа с целью активизации в памяти учащихся знания текста, определения уровня первичного восприятия текста, эмоционального отклика. Учащиеся зачитывают составленный дома сюжетный план рассказа.

4. Анализ рассказа "Кусака". При работе с текстом важно показать, что пока собака действительно была "кусакой", у неё не было имени, Кусака же не в состоянии укусить, потому что у неё лаской, вниманием "отняли её непримиримую злобу". Раскрыть учащимся необычайную силу, неожиданность и точность слов об ощущениях существа, не привыкшего к ласке. Для передачи чувств Лёли используется чтение диалога по ролям, а для показа отношений персонажей к собаке - фронтальная беседа. Вводится новое понятие - "ирония".

5. Вывод по уроку. С помощью фронтальной беседы учитель подводит учащихся к мысли о том, что мы в ответе за тех, кого приручили

6. Домашнее задание. Домашнее задание является естественным завершением разбора рассказа. Анализ рассказа на уроке можно считать подготовкой к ней.

7. Подведение итогов.

Приложение.