Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Разделы: Администрирование школы


Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума принимает в мае 2006 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества. В качестве модели СМК была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2001) и базирующаяся на следующих принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК:

  1. Ориентация на потребителя.
  2. Лидерство и поддержка со стороны руководство (лидерство руководителя).
  3. Вовлечение работников в процесс улучшения качества.
  4. Подход к системе как к процессу.
  5. Системный подход к управлению.
  6. Постоянное улучшение всех областей деятельности (постоянное улучшение).
  7. Партнерство с поставщиками. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
  8. Сбор объективных данных и использование инструментов качества для принятия решений (принятие решений, основанное на фактах).
    (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, Гл.3)

Разработка СМК техникума включает несколько этапов, обобщенная последовательность которых представлена ниже и приведена на рисунке 1 в Приложении 1:

1. Формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества. Составление плана по разработке, внедрению, поддержанию и совершенствованию СМК техникума.

На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг техникума руководство техникума разработало Миссию, цели, политику и обязательства в области качества.

Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством.

Также в этот период был составлен и утвержден план по разработке и внедрению СМК техникума (Приложение 2).

2. Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества.

Формирование СМК в образовательных учреждениях на основе различных моделей является новым направлением в работе, поэтому необходимо провести обучение высшего руководства в области качества, а также тех сотрудников организации, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества. Прежде всего, обучение должен пройти сам руководитель и уполномоченный по качеству от руководства техникума. В этих целях лучше всего использовать в качестве базы обучения различные курсы повышения квалификации по направлению “Управление качеством”.

Целью данного этапа является формирование единых позиций руководства техникума в области качества и подготовки специалистов, способных выполнять разработку соответствующих компонентов СМК.

Позднее, в процессе развития работ по разработке и внедрению системы качества, должно проводиться обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников организации. В техникуме ежегодно проводится два обучающих семинара для преподавателей по вопросам качества.

Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников ОУ в области качества должен являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ОУ.

3. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума.

Стратегические цели и задачи техникума были спроецированы на все уровни управления и структурные подразделения и нашли выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием критериев результативности, сроков выполнения и ответственных.

4. Формирование организационной структуры системы СМК техникума (Приложение 3).

Первым шагом этой работы было назначение уполномоченного по качеству от руководства техникума и создание Совета по качеству (Приложение 4).

Формирование организационной структуры СМК техникума предполагало:

  • четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества;
  • назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава высшего руководства ОУ (как правило, зам. директора);
  • формирование Совета по качеству;
  • назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации.

Функциональная структура Системы менеджмента качества ФГОУ СПО Мелекесский сельскохозяйственный техникум представлена в Приложении 5.

5. Самооценка техникума (обследование рабочих процессов).

Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации.

Для оценки сложившейся в техникуме ситуации в области качества была проведена первичная комплексная самооценка (самообследование) техникума и основных его рабочих процессов.

В качестве метода самооценки была использована методика рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений, разработанная Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого (unico@novsu.ac.ru).

При разработке модели СМК техникума были использованы “Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений” и “Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”, разработанные Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом “ЛЭТИ”. Поэтому для определения основных процессов СМК техникум за основу были взяты типовые процессы СМК образовательных учреждений, предложенные в вышеназванных документах: Реестр типовых процессов и видов деятельности ОУ и карта процессов ОУ. Эти документы были подвергнуты анализу на соответствие предложенных типовых процессов существующим в техникуме. На основе анализа были внесены коррективы и разработаны Реестр процессов и видов деятельности СМК техникума (Приложение 6) и Карта процессов техникума (Приложение 7).

Кроме определения процессов и видов деятельности техникума параллельно велась работа по анализу, корректировке и систематизации существующей нормативной (локальной) документации техникума и разработке новых недостающих положений. В процессе этой работы проводилась перекрестная проверка всех документов на взаимосогласованность и непротиворечивость их друг другу. При необходимости в часть документов вносились коррективы. В результате в техникуме был издан сборник нормативных локальных актов.

6. Разработка документации системы менеджмента качества

(Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции).

Наиболее сложным и длительным этапом в разработке СМК техникума явился процесс создания документации СМК.

В состав разрабатываемой документации СМК ОУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 входят:

  • руководство по качеству;
  • документированные процедуры, определяющие порядок реализации рабочих процессов;
  • рабочие и должностные инструкции и другие документы системы качества.

В техникуме определена следующая структура документации, представленная на рисунке 4 (Приложение 8) и закрепленная в документированной процедуре по управлению документацией.

На основе приоритетов, установленных в политике качества техникума, было разработано Руководство по качеству – документ, описывающий ключевые процессы деятельности техникума.

В Руководство по качеству были отражены такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности техникума и др. Содержание Руководства по качеству техникума представлено в Приложении 9.

Разработка основной документации в техникуме осуществлялась до сентября 2007г. За этот период был подготовлен комплект документации по системе качества техникума, включающий документированные процедуры по основным процессам техникума и пять обязательных документированных процедур:

1) Управление документацией.
2) Управление записями по менеджменту качества.
3) Внутренний аудит.
4) Управление несоответствиями.
5) Корректирующие и предупреждающие действия.

В настоящее время работа по разработке недостающих ДП продолжается и параллельно осуществляется работа по внесению изменений в действующие документы для поддержания их в рабочем состоянии.

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.

Для оценки результативности деятельности техникума, его подразделений и отдельных процессов необходимо было определить основные показатели и характеристики рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. С этой целью в техникуме сформирована общая система измерений и мониторинга основных рабочих процессов и видов деятельности, предусматривающая соответствующие процедуры:

  • измерения удовлетворенности внутренних и внешних потребителей – студентов, работодателей, персонала (преподавательского и вспомогательного персонала), общества и других;
  • мониторинга качества основных рабочих процессов с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;
  • оценки качества полученных знаний, навыков и умений студентов, включая процедуры текущего и заключительного контроля.

В техникуме разработана и внедрена документированная процедура регламентирующая осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов и продукции ФГОУ СПО МСХТ представлена в Таблице 1 (Приложение 10).

В качестве иллюстрации системы сбора данных о трудоустройстве выпускников техникума можно представить разработанный в техникуме Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников техникума (Приложение 11).

7.Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов.

Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:

  • значения характеристик процесса находится вне установленных границ
  • значения характеристик процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние)
  • значения характеристик процесса в течение планируемого периода не достигают целевых значений.

Для устранения причин несоответствий продукции и процессов могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия. Корректирующие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин и сведению к минимуму возможностей повторного появления выявленных несоответствий. Предупреждающие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

Корректирующие и предупреждающие действия являются составными частями процесса улучшения качества и предпринимаются адекватно последствиям выявленных или потенциальных несоответствий. В техникуме для идентификации несоответствий и применения соответствующих мер разработана и внедрена документированная процедура, регламентирующая осуществление корректирующих и предупреждающих действий.

Внедрение системы менеджмента качества представляет собой переход техникума и его подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами СМК. С этой целью на рабочих местах были определены обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках СМК, проверено выполнение персоналом документированных процедур.

В соответствии с планом разработки и внедрения СМК техникума уполномоченные по качеству осуществляли координацию деятельности по внедрению элементов системы качества, определяли методы по совершенствованию СМК. Функции и должностные обязанности уполномоченных по качеству определены в Руководстве по качеству техникума.

Большое значение в реализации плана внедрения СМК было отведено Совету по качеству, на заседаниях которого определялись проблемы и решались вопросы по проведению мероприятий, связанных с внедрением и поддержанием в рабочем состоянии документов СМК.

Работа Совета по качеству ведется по плану, утверждаемому на учебный год и составляемому с учетом основных мероприятий, установленных в Плане разработки, внедрения, поддержания и совершенствования СМК техникума и Программы развития техникума. Заседания Совета по качеству протоколируются.

Все разработанные документы СМК: руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие и должностные инструкции были утверждены директором техникума и введены в действие.

Уполномоченный по качеству от руководства техникума обеспечивает распространение документов во все подразделения и доведение соответствующих документов до должностных лиц и отдельных сотрудников в части их касающейся.

В процессе внедрения СМК важная роль отводится внутренней самооценке (внутренним аудитам) процессов и подразделений техникума.

В техникуме разработана и реализуется программа проведения аудитов и самооценки. В соответствии с планом проводятся аудиты отдельных подразделений и процессов на основе документированной процедуры “Внутренние аудиты”. По итогам проведенных аудитов предпринимаются корректирующие действия и намечаются мероприятия по улучшению.

Кроме того, регулярно проводится внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в техникуме разработаны: контрольная инструкция, бланки аудита (Приложение 12). Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях МЦК, полученные данные анализируются руководством техникума и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

После устранения выявленных в процессе самооценки и внутренних аудитов недостатков принимается решение о введении системы качества ОУ в действие в полном объеме. В техникуме был издан приказ о внедрении СМК.

Этапы поддержания и развития СМК являются основными в стадии жизненного цикла СМК. Они включают следующие действия со стороны руководства: проведение аудитов качества (внутренних и внешних) и непрерывного улучшения СМК техникума.

Внутренний аудит качества в техникуме осуществляется на основе разработанной документированной процедуры.

Внешний аудит качества включает процедуры проведения итоговой государственной аттестации выпускников с участием представителей работодателей в качестве председателей государственной аттестационной комиссии и участие в Интернет-экзамене. Все эти процедуры документально оформлены и поддерживаются в рабочем состоянии.

Аудит качества это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям. Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества и одновременной перепроверки целесообразности всех обеспечивающих качество мер, принимаемых в техникуме.

Требования и рекомендации стандартов серии ISO 9000:2000 предусматривают регулярное проведение внутренних проверок (внутренних аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом, а также проведение комплексной самооценки.

Принцип “непрерывного улучшения” является одним из основных моментов деятельности СМК ОУ. Связанные с качеством продукции цели должны быстро приводиться в соответствие с изменением ситуации. Постоянное улучшение достигнутого качества должно всеми сотрудниками пониматься как всегда актуальная цель.

Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа (“цикл Деминга”): наблюдение, сбор информации; разработка мероприятий по улучшению качества; внедрение; анализ. Цикл Деминга известен по аббревиатуре PDCA, что подразумевает: P – планирование (Plan), D – выполнение (Do), C – проверка (Check), А – действие /введение норм (Act).

Ощутив уверенность в эффективном функционировании действующей в техникуме СМК, руководством было принято решение о проведении сертификации. В качестве сертифицирующего органа был выбран Орган по сертификации систем менеджмента качества Ульяновского государственного учреждения “Ульяновский центр сертификации и метрологии”, находящийся по адресу г. Ульяновск, ул. Урицкого, 13.

Пройдя соответствующие процедуры, связанные с сертификацией СМК, техникум получил Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и разрешение на использование знака соответствия системы менеджмента качества. Сертификация системы подтвердила возможности работы коллектива техникума в условиях постоянного анализа и непрерывного совершенствования деятельности.

Анализ деятельности СМК позволил   выделить положительные факторы в образовательной деятельности техникума:  

  • приоритеты  образования логично связываются с Миссией техникума и корпоративной стратегией, появляется сформированное видение перспектив развития;
  • при функционировании СМК не допускаются интуитивные действия и необоснованные решения, так как разработаны достаточно результативные механизмы предупреждения и разрешения проблем;
  • более четкое распределение ответственности и полномочий между подразделениями и более четкое определение критериев оценки результатов осуществляемой деятельности;
  • определенность должностных инструкций каждого сотрудника техникума, четкие критерии оплаты труда и материального поощрения повышают прозрачность функционирования  учебного заведения;
  • студенты получают возможность получать образование гарантированного качества и влиять на важнейшие  его составляющие;
  • преимущества для администрации: прозрачность и более высокая эффективность управления, возможность для привлечения дополнительных ресурсов; позитивные культурные изменения, улучшение документации.
  • повышение авторитета техникума и его конкурентоспособности.

Кроме того, сертификация действующей системы менеджмента качества техникума можно рассматривать и как условие успешности для прохождения аккредитации и лицензирования.

Одним из требований менеджмента качества в образовании и современного состояния развития рынка образовательных услуг является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей: внешних - учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов, работодателей, внутренних – самих педагогов, осуществляющих междисциплинарную преемственность на протяжении всего образовательного процесса. Это позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг.

Благодаря применению в управлении техникумом концепции процессного подхода, определенного в стандартах серии ИСО 9000, а также реализации принципа “непрерывного улучшения” деятельности и повышения качества, появляется жизненная потребность постоянного поиска и внедрения различных новаций и реализации инновационных процессов в образовании. Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.
  3. Анасимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань, 2001
  4. Методические рекомендации по организации и проведению самооценки вуза (ссуза) в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза.
  5. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.
  6. Проценко Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже// Среднее профессиональное образование, 2007, №1
  7. Шевелев Е.А., Крюков М.П. Управление качеством образовательной деятельности в ССУЗе // Среднее профессиональное образование, 2006, №7