Правописание парных согласных в конце и середине слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.

Оформление доски:

ТЕМА: Правописание парных согласных в конце и середине слова.

ЦЕЛЬ: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.

-ОК
-ЕНЬКИЙ
-ОЧКА
  Б     В     Г     Д     Ж     З  
П Ф К Т Ш С
______ лё.кий
______ ни.кий 
______ жира.
З
А
К
Р
Ы
Т
О
гря.ка
тра.ка
мы.ка
ры.ка
камы.
мя.кий
ПЛАН:
  1. Словарь
  2. Проговор правила друг другу в парах.
  3. Выполнение упражнения «Вставь букву»
  4. По выбору:
    • упражнение 1 (зелёный круг)
    • упражнение 2 (жёлтый круг)
    • упражнение 3 (синий круг)
  5. Итог

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку русского языка.

– Садитесь, начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа», «словарь».

– Запишите под диктовку в словарь следующие слова: воробей, арбуз, сорока.

Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте написание с доской (на доске появляются эти словарные слова) и если нет ошибок, то поставьте на полях плюс, а если ошибки есть, то поставьте знак вопроса на полях. Верните тетрадь хозяину.

– Какое из этих слов лишнее с точки зрения орфографии?

Дети: Лишнее слов «арбуз», так как в нём есть орфограмма «парный согласный», а других словах орфограмма «безударные гласные»

Учитель: Определите тему нашего урока.

Дети: Правописание парных согласных в словах.

Учитель: Верно, тема нашего урока «Правописание парных согласных в конце и середине слова» Цель: формировать умение правильно писать слова с парными согласными в конце и середине слова.

Посмотрите на план нашего урока. Какое правило нам помогает правильно писать парные согласные в словах?

Один ученик: Для проверки написания парных согласных нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный или звонкий сонорный согласный.

Учитель: Повернитесь друг к другу и проговорите это правило в парах.

Посмотрите на третий пункт нашего плана. Это упражнение на доске.

Почему в слове «лёгкий» пропущена буква?

Дети: Парный согласный находится в слабой позиции. Надо подобрать проверочное слово.

Учитель: На доске есть подсказка для проверочных слов: -ок, -енький, - очка.

Дети: Для слова «лёгкий» проверочное слово «лёгок», после согласного появился гласный, согласный звук слышится чётко, значит вставляем букву «Г».

(аналогично разбираются слова «низкий» – низок или низенький, «жираф» – жирафы)

Учитель: Остальные слова вы делаете самостоятельно. Если вы сделаете быстро, то можете придумать ещё несколько слов на это правило.(дети выполняют работу)

– А теперь я открываю закрытые слова и вы сами проверяете свою работу. Если выполнено без ошибок, то ставите себе плюс. Если ошибки есть – то знак вопроса.

(открываются слова на доске)

Гряда – грядка
трава – травка
мыши – мышка
рыба – рыбка
камыши – камыш
мягок – мягкий

ФИЗМИНУТКА:

Учитель: Я называю слова. Если в них есть орфограмма «парный согласный», то вы поднимаете руки вверх. Если нет – садитесь на корточки.

Слон, потолок, доска, окно, рыбка, ловкий, железо, бутерброд, голова.

Учитель: Следующее задание по плану, это задание по выбору. Возьмите карточки, лежащие у вас на столе. <приложение 1>

– Вы выбираете одно упражнение, выполняете его и сверяете с образцом, лежащим у меня на столе <приложение 2>

Если всё правильно выполнено, то ставите себе плюс, а если нет – то знак вопроса. Дальше вы выбираете, либо становитесь консультантом и оказываете помощь своим одноклассникам. Либо выполняете ещё одно упражнение, чтобы подняться ещё на одну ступеньку вверх в своих познаниях.

(учащиеся выполняют работу)

Учитель: Спасибо за работу. Консультанты садятся на свои места. Вернёмся к нашему плану. Выполнили мы с вами пункты 1? 2? 3? 4?

У нас остался последний пункт – Итог. Поднимите руку те, кто:

  • выполнил все задания без ошибок;
  • кто допустил 1-2 ошибки;
  • кто был консультантом;
  • кто решил выполнить дополнительное упражнение.

– Посчитайте количество плюсов у вас на полях.

  • 3 плюса – оценка «пять»;
  • 2 плюса – оценка «четыре»;
  • 1 плюс – оценка «три».

Откройте дневники и поставьте себе оценку.