Обобщающий урок в 10-м классе "Отечественная война 1812 года"

Разделы: История и обществознание


Цели урока.

Образовательные.

  1. Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.
  2. Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны.
  3. Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
  4. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.

Развивающие.

  1. Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
  2. Продолжить формирование материалистического мировоззрения.

Воспитывающие.

  1. Воспитывать чувства гордости за русский народ, патриотизм.
  2. На примере героизма русского народа и солдат воспитывать героизм, самопожертвование, самоотверженность. Прививать чувства ответственности за свои поступки и дела.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска INTERWRITE, записи на доске.

Эпиграф написан на доске:

От нас убегали монгольские орды Мамая.
Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,
На полчища Гитлера кованый меч поднимая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.”

ХОД УРОКА

Учитель: Война 1812 г. оставила в истории России неизгладимый след. Эта война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи крепостными. Задача урока: Что помогло русскому народу выстоять в этой войне, освободить не только свою родину, но и всю Европу? Давайте обратимся к эпиграфу, написанному на доске. Кто же помог одержать победу?

На доске: работа с ассоциативным рядом. Ассоциативный ряд и терминологический ряд написаны в две колонки. Учащиеся подбирают подходящие по смыслу пары и объясняют свой выбор. 

1) Ни мир, ни война

2) Ключ к Москве

3) Внешне – поражение, а по сути – победа

4) Не рой яму другому – сам в нее попадешь

5) Внешне предательство, а по сути – спасение

а) Бородинское значение

б) Оставить Москву без боя

в) континентальная блокада

г) Смоленск

д) Смоленская дорога

(В это время один из учащихся из предложенных вариантов выбирает необходимые и составляет схему (работа на интерактивной доске): Причины войны. После окончания работы вместе проверяем)

Итак, давайте представим, что мы с вами находимся в музее Отечественной войны 1812 г. Вы экскурсоводы и сейчас вы проведете для наших гостей экскурсию по залам музея.

Зал № 1 “Хронограф”

Работа с интерактивной доской. На одной половине доске указаны основные даты войны, учащиеся за несколько минут записывают в тетрадь ответы, учитель открывает вторую половину доски, уч-ся проверяют и сами ставят оценки.

12 июня 1812 г. – вторжение французской армии

4-6 августа1812 г. – Смоленское сражение

26 августа 1812 г. – Бородинское сражение

1 сентября 1812 г. – военный совет в Филях

2 сентября 1812 г. – русская армия покинула Москву

14-16 ноября 1812 г. – сражение у р.Березины

13 октября 1813 г. – сражение под Лейпцигом

12 марта 1814 г. – союзные войска вступили в Париж

Зал № 2 “ Что в имени тебе моем…”

На интерактивную доску выводятся портреты деятелей данной эпохи, учащиеся рассказывают о них.

Зал № 3 “ Работа с историческими картами”

На интерактивной доске изображены карты Отечественной войны: наступление французской армии, Бородинское сражение, отступление французов, учащиеся отмечают на картах ход военных действий и рассказывают.

Проводится физминутка.

Зал № 4 “ Что рассказали нам картины…”

Показано несколько слайдов о событиях войны, учащиеся рассказывают к каким событиям относятся данные изображения.

Зал № 5 “Работа с документом….”

На интерактивной доске написан документ. Задача: найти и исправить ошибки: В 120 км. От Москвы, у села Бородино 3 русские армии соединились. Именно здесь Александр I, главнокомандующий русской армией, решил дать генеральное сражение. Расположение русских войск на Бородинском поле было очень выгодным, так как они прикрывали три московские дороги, ведущие в Смоленск. Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 г. Русские войска проиграли Бородинское сражение и вынуждены были отступать. На военном совете в Филях Александр I решил оставить Москву, вопреки мнению Кутузова М.И., так как необходимо было сохранить армию и флот. (Пока ученик работает, идет работа с классом. Учащиеся решают, кому принадлежат высказывания, и когда они были сказаны.

Задание.

Кто сказал следующие слова, и по какому поводу:

1) “Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём”. (Александр I, в начале Отечественной войны 1812 г.)

2) “Наполеон не сможет нас победить, потому что для этого нужно нас наперёд перебить”. (Жители Москвы, при приближении Наполеона к столице)

3) “Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки”. (Александр I о назначении Кутузова М.И. главнокомандующим русской армии)

4) “Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве”. (Кутузов М.И., направляясь в армию в августе 1812 г.)

5) “Пришёл Кутузов бить французов”. (Русские солдаты)

 

6) “Пока будет ещё существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна”. (Кутузов М.И. на военном совете в Филях)

7) “Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её”. (Наполеон перед нападением на Россию в 1811 г.)

8) “Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови!”. (Кутузов в своём обращении к солдатам перед Бородинской битвой)

9) “Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в Отечество!”. (Наполеон, обращаясь к своим солдатам перед Бородинской битвой)

10) “Вот она, азиатская столица, сказочный город. Он у моих ног. Это не сон!”. (Наполеон, стоя на Поклонной горе, восхищался Москвой, ожидая депутацию “бояр”)

11) “Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения. Таковы в настоящий момент чувства моего народа!”. (Кутузов, когда Наполеон будучи в Москве пытался заключить мирный договор с Россией)

12) “Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеон, вспоминая в последствии о Бородинском сражении)

Проверка ученика.

Подведение итогов: Возвращаемся к эпиграфу урока. Учащиеся делают выводы о героизме, самоотверженности русского народа, готовность к самопожертвованию.

Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить презентацию “Памятники Отечественной войны 1812 года”.