План-конспект урока-практикума "Определение растений отдела Покрытосеменных (Цветковых)". Биология. 7-й класс. УМК "Сферы"

Разделы: Биология

Класс: 7


Обоснование.

В тематическом и поурочном планировании «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», предлагается провести 4 лабораторных работы по изучению признаков растений различных семейств и 3 практические работы по определению растений. Провести одновременно и лабораторную и практическую работу в рамках одного урока очень трудно из-за нехватки времени. Поэтому, я использую другой вариант, все лабораторные работы, представленные в электронном приложении учащиеся выполняют самостоятельно в конце каждого урока соответствующей темы в качестве закрепления изученного материала. А вот все практические работы предлагаю объединить в отдельный урок-практикум, выделив на это час учебной нагрузки.
Для проведения практических работ использую гербарный материал с местными видами растений, поэтому карточки-определители, приведенные в тетради-практикуме не подходят. По ним на засушенных препаратах трудно определить цвет листьев, цветов, особенности анатомии цветка, наличие запаха и т.д. Для выполнения этой работы предлагаю использовать карточки-определители, которые предназначены именно для гербарных образцов.

Тема урока: Определение растений отдела Покрытосеменных (Цветковых).

Тип урока: урок когнитивного типа.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока:

  • закрепить знания по морфологии и систематике растений различных семейств отдела Покрытосеменных.
  • отработать умения распознавать растения различных семейств отдела Покрытосеменных по гербарным образцам с использованием карточек-определителей
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к лабораторному оборудованию, любовь к родной природе.

Оборудование и материалы: карточки определители, гербарные образцы растений различных семейств, ручные лупы, тетрадь – практикум, электронное приложение.

Планируемые результаты: каждый учащийся должен определить три растения из предложенных семейств отдела Покрытосеменные по гербарным экземплярам, пользуясь карточками-определителями (Пасленовые Крестоцветные, Бобовые, Лилейные) на основе характерных признаков.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная: в процессе проведения инструктажа перед началом работы.
  • Индивидуальная: работа с учебником, электронным приложением, тетрадью – практикумом, карточками – определителями, гербарным материалом, лупой.

Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с электронным приложением, тетрадью – практикумом, увеличительными приборами, гербарными образцами, карточками – определителями.

Содержание урока:

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе. Взаимное приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку.

Этап подготовки к выполнению практической работы

При изучении характерных особенностей растений различных семейств отдела Покрытосеменных (§ 20 – 24 учебника) вы выполняли виртуальные лабораторные работы представленные в электронном приложении. Это позволило вам более детально ознакомиться с характерными признаками различных растений представленных семейств. Сегодня, выполняя практические работы, вы научитесь определять растения не по электронному приложению, а по гербарным материалам. Растения, предлагаемые для определения, произрастают в нашей местности, знакомства с ними поможет вам лучше узнать местную флору.
Но прежде, чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила техники безопасность. Прочитайте пункты № 1,5 на странице 5 тетради – практикуме.

Этап инструктажа

Также как и при выполнении виртуальных лабораторных работ, вам необходимо использовать карточки определители. Такие карточки по трем разным семействам лежат у каждого на столе. Вспомним еще раз, как пользоваться такими карточками. Для этого прочитайте «Правила определения растений» на странице 5 в тетради – практикуме.

Этап выполнения работы

У каждого учащегося по три гербарных экземпляра растений трех различных семейств с определительными карточками для самостоятельной работы по определению растений. Названия видов определяемых растений и использованные тезы и антитезы, учащиеся записывают в тетрадь – практикум на страницах 40 – 45.

Этап оценки результатов

При правильном определении всех трех предложенных растений, ученик получает высший балл, двух – оценка «четыре», одного – оценка «три».

Заключительный этап урока

Привести свое рабочее место в порядок: гербарные образцы, карточки – определители сложить на углу стола. Дежурные соберут лупы и тетради – практикумы.

Домашнее задание

Прочитать § 25. Повторить основные итоги главы на странице 64 учебника.

Приложение