"Лес – природное сообщество". Урок окружающего мира. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: «Лес – природное сообщество».

Цели:

  • сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе.
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой, ролью грибов.
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: атласы определители, слайды, раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

II. Сообщение темы

Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Но прежде чем отправиться в лес вы должны получить пропуск, разрешающий путь в него. Для этого вы должны правильно выполнить задания теста.

1) Проверка домашнего задания.
2) Тест «Земля-кормилица» (почвы) – см. Приложение 1.

III. Работа над новой темой

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит. (Презентация. СЛАЙД 2)

– Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить. (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх).
– Чем является лес для живых организмов? (Домом). Какой этот дом? (Многоэтажный).
– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название.

  • Растения с мягкими зелеными стеблями (Травы)
  • Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей (кустарники)
  • Многолетние растения с крупным твердым стеблем (деревья)

Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Запишем это в тетради в виде таблицы. (Презентация. СЛАЙД 3)
– Посмотрите, как распределились растения и запишите еще по два представителя каждого яруса. Для этого используйте атлас-определитель.
Кроме растений в лесу можно найти животных. Но это не всегда удается, т. к. их намного меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.
Вот некоторые из них. (Презентация. СЛАЙД 4)

Мини-доклады, подготовленные детьми (см. Приложение 2)

– Какой вывод можно сделать, прослушав рассказы об этих животных?
Жизнь животных леса пересекается. Они живут сообща. Лес для них является домом.
Мы уже выяснили, что лес для животных является домом, а еще чем он является для них? (В лесу животные находят пищу). Рассмотрите иллюстрации и вспомните, что же обозначают стрелки? (Цепи питания в лесу). Распределите животных в соответствии с цепью питания. (Презентация. СЛАЙДЫ 5-6)
Вспомните, какие животные живут в нашем краю? Какие из них живут на деревьях, какие ведут наземную жизнь? Составьте цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах).

На партах раздаточный материал – иллюстрации животных, живущих в наших лесах,      растений и стрелочек.
– А сейчас рассмотрим такую ситуацию.

Взаимоотношения дерева и жука-короеда.

Как вы догадываетесь, жук короед съедает кору на деревьях. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение коры заливается смолой. А вот старое дерево не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Скажите, вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев – польза, для  старых – нет).

Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они существуют в сообществе.
Приведите примеры, где растения и животные зависят  друг от друга.

Предположения детей.

IV. Физкультминутка (Презентация. СЛАЙД  7, Приложение 3)

По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас зеленый луг (поворот)
Слева находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветку на ветки скок. (Прыжки)
Сова крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух (махи руками)
Солнце над деревьями светит нам (повороты головы),
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу... Что лежит у вас под ногами? (Листья, сухие веточки и т.д.) (Презентация. СЛАЙД 8)
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.
Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь? (Презентация. СЛАЙД 9)

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.

– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Предположение детей).
– Прочитайте об этом текст на стр. 109. Итак, каким же будет ваш ответ?
Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

V. Итог урока

– Мы опять видим как всё в лесу  взаимосвязано. Давайте ещё раз убедимся в этом, опираясь на схему (Презентация. СЛАЙД 10)

– Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природным сообществом.

VI. Домашнее задание

Учебник – с.175-182, рабочая тетрадь – с.55; по желанию – приготовить доклад о животном леса.

Приложение 1

Тест.

1. В смешанных лесах находятся почвы: 1) тундровые; 2) подзолистые; 3) болотные.
2. Самые распространённые почвы в нашей стране: 1) подзолистые; 2) чернозёмные.
3.  Большой слой торфа содержат почвы: 1) луговые; 2) лесные; 3) болотные.
4. 1 см почвы образуется в природе: 1) 250-300 дней; 2) 250-300 лет; 3) 5-6 тыс. лет.
5. Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком много поливают, в ней накапливается избыток: 1) солей; 2) влаги; 3) насекомых.
6. Напиши, что нужно делать для того чтобы защитить почву на полях._________________________________________________

Приложение 2

Волк

Является самым большим представителем хищных млекопитающих, относящихся к семейству псовых. Всего в настоящее время насчитывается около 32 подвидов волка обыкновенного. На территории России встречаются только два: обыкновенный волк и тундровый волк. Вес взрослого волка составляет обычно 34 – 56 кг. Самцы, как правило, на четверть тяжелее самок. Тело волка покрыто длинной шерстью, поэтому животное кажется большим. Волки обычно живут стаями, которые ведут оседлый образ жизни, занимая территорию 30 – 60 км. Для выведения потомства волк находит себе логово: расщелины в скалах, заросли, норы других зверей (барсуков, песцов и прочих).

Лисица

Лисица, несмотря на то, что является хищным животным, употребляет различные корма как растительного, так и животного происхождения. Она охотится на зайцев, детенышей косули, птиц. Иногда она ворует домашних птиц, но это случается не так часто, как принято считать. При отсутствии достаточного количества пищи лисицы едят падаль. Растительная еда употребляется лисицами, но не является основополагающей в их рационе.    Так же, как и волк, лисица  заводит потомство один раз в год. Число щенков в выводке колеблется от 4 – 6 до 12 – 13.. В течение полутора месяцев щенки питаются молоком, постепенно переходя на обычную пищу. И самец, и самка учувствуют в обучении и кормлении лисят. Продолжительность жизни зверя обычно 6-8 лет. Лисица приносит большую пользу, уничтожая большое количество вредных грызунов. Ценным является и мех этого зверя, для получения которого лисиц преднамеренно разводят в иск.

Кабан

Кабан встречается на территории, обильной водоемами, болотами, а также в местах, заросших камышом и кустарником. Стадо кабанов состоит из самок с их детенышами и молодых самцов. Обычно рождается по 4 – 6 детенышей. Кабаны приносят немало пользы для леса: взрыхляя огромные территории земли, кабан способствует попаданию семян вглубь почвы, что помогает их прорастанию. Однако в тех случаях, когда численность животного велика и им не хватает корма, кабаны заново перекапывают почву, повреждая молодые побеги. Кабан способствует уничтожению лесных вредителей, поедая личинки различных насекомых.

Заяц

Заяц – широко распространённое животное отряда грызунов. Характерные особенности всех видов зайцев: длинные уши и два выделяющихся верхних резца. Зайцы характерные представители травоядных млекопитающих. На Земле обитает несколько десятков видов зайцев. Наиболее распространёнными видами в России являются заяц-беляк, заяц-русак и заяц-толпай.

Заяц-русак в России считается самым крупным видом. Масса его тела 4 – 6 кг. Длина туловища – 55 – 68 см. Для русака характерен желтовато-рыжий цвет меха. Белым он никогда не бывает, даже зимой. Русака отличает темно-серая полоса шерсти на спине. Пища русака растительная. Как и другие виды, он поедает травы, кору, почки деревьев.

На территории России заяц-русак встречается  в южном Зауралье, на юге Западной Сибири. Опушка леса, поле, степь, луг – места, где может обитать животное. Зайчата появляются у животных, обитающих в средней полосе, два раза в год (в марте и в августе). А на юге детеныши могут рождаться до четырех раз в год.