Роль нравственно-трудового воспитания в развитии ребенка пяти лет

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника пяти лет

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно в отличие от младших дошкольников. У них уже наблюдается активный переход от совместной деятельности со взрослым к самостоятельной. Активный переход к самостоятельной деятельности связан с приобретением опыта при овладении различными самостоятельными действиями, освоении отдельных операций в разных видах продуктивной деятельности. Это важно для нравственно-трудового воспитания детей пяти лет.

Вместе с тем в процессе нравственно-трудового воспитания детей пятилетнего возраста встречаются и новые трудности, которые обусловлены их возрастными особенностями. Это низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом. Дети не всегда умеют соотнести свои возможности с предстоящей деятельностью. Учитывая эти трудности, воспитателю следует ориентироваться в работе на положительные особенности этого возраста, помогающие воспитанию детей в труде: желание действовать, стремление к самостоятельному выполнению заданий, активность. При выполнении заданий детьми этого возраста процент достижения цели вдвое выше, чем у малышей. Дети этого возраста могут уже довольно объективно оценивать поступки товарищей и с уважением отзываться о них. Они переживают вместе со сверстниками их успехи и неудачи, проявляют различные формы взаимопомощи; большинство детей отличают игру от труда. По сравнению с малышами трудовая деятельность у детей пятого года жизни приобретает большую самостоятельность, хотя пока она имеет не столько творческий, сколько исполнительский характер. Уровень организационных умений и культуры деятельности этих детей еще низок. Поэтому инициатива в организации трудовой деятельности по-прежнему принадлежит взрослым: чаще всего она помогает установить последовательность операций, достичь намеченного результата. Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью. При выполнении заданий, связанных с самообслуживанием и хозяйственно-бытовым трудом, дети проявляют самостоятельность, чему в большой степени помогает опыт, приобретенный в младшем дошкольном возрасте.

Детей пятого года жизни продолжают учить принимать цель, поставленную взрослым, участвовать в обсуждении выполняемого задания.

Успешному овладению необходимыми трудовыми умениями способствуют совместная деятельность детей и их общение друг с другом. Учитывая такую характерную черту детей пятого года жизни, как подражательность, целесообразно объединять умелого ребенка со сверстником, у которого непрочно сформированы трудовые умения и навыки. Тогда можно видеть, как менее умелый ребенок, поглядывая на сверстника, старается подражать ему, делать как он.

В процессе овладения навыками, в период их формирования, когда от ребенка требуется точное следование образцу, многократное повторение одного и того же действия.

Организуя работу, спрашивать ребенка, что нужно будет ему для этого, знает ли он, где взять оборудование, что надо сделать, когда закончишь работу. Подобные вопросы приучают детей организовывать свою деятельность. Полезно использовать при этом наглядные методы. Результат трудовой деятельности ребёнка особо важен для его нравственного воспитания. Оценка труда должна быть направлена на причины и его значение, что придаёт результату нравственный смысл.

Для ребёнка этого возраста уже не безразлично и содержание выполняемой работы, и то с кем предстоит выполнять трудовое задание.

У дошкольников в 5 лет пока нет организационных навыков, и их формирование представляет большую трудность в силу возрастных особенностей детей.

Пятилетние дети лучше выполняют ту работу, результаты которой могут быть скоро получены. В противном случае обязательно следует оценивать промежуточные результаты работы, чтобы у детей возникло желание продолжить работу до ее завершения.

Вывод: Отношение к конечному результату пока не является определяющим побудителем трудовой деятельности ребенка.

2. Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей пяти лет

Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду.

Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.

Необходимо создать условия для детского труда дома. В режиме дня нужно обязательно отвести место для трудовых занятий специальное время. Позаботиться о том, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их силам и возможностям.

Дети пяти лет любят трудятся вместе. Поэтому и дома нужно создать условия для совместной работы нескольких детей в общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

С появлением новых видов труда у детей пятилетнего возраста расширяются возможности их использования в нравственном воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость приложения ребенком усилий, проявления настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно понятны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Недостаточное развитие у детей нравственных качеств, проявляются и в труде, чаще всего это обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.

Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны для них. Содержание труда ребенка старшего дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным.

Вывод: Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.

3. Особенности организации трудового обучения для формирования нравственно-трудовых качеств

На пятом году жизни ребенок уже может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него еще отсутствуют навыки планирования своей работы. В пять лет расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формированию навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело.

У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений.

На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократные наблюдения за работой представителя какой-то одной профессии. Детей подводят к пониманию содержания труда человека определенной профессии.

Детям читают произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводят с ними дидактические игры типа “Что нужно для работы?”, “Кому пригодится этот предмет?” и др.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи. Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.

В этом возрасте чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка.

Хозяйственно-бытовой труд у детей в пятилетнем возрасте начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребенку или небольшой группе (2-3 детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.

Необходимо помогать детям распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения.

В 5 лет следует приобщать детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд, не дают видимых результатов: например, куда-то сходить и что-нибудь отнести (взять), что-то спросить или передать на словах.

В этом возрасте усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.).

Однако необходимо помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна превышать 10 мин.

Необходимо побуждать детей активно включаться в те или иные виды труда, разъяснить, почему нужно сделать то, что нужно. При оценке следует учитывать не только трудовые действия, но и умение ребенка правильно, аккуратно обращаться с оборудованием.

В процессе детского труда необходимо решать вопросы нравственного воспитания, формирования навыков положительных взаимоотношений, умения справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Детей следует приучать разговаривать друг с другом и с взрослыми ласково, вежливо, проявлять внимание к окружающим. Большую роль в этом играет личный пример взрослых. В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения взрослых, участвуют в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы. Важно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.

Вывод: Ребенка пяти лет больше интересует сам процесс труда, чем его результат.

4. Уровни формирования нравственно-трудовых умений и навыков у детей пяти лет

Чтобы узнать дальнейшее направление работы и определить уже имеющиеся у детей умения и навыки по нравственно-трудовому воспитанию мы провели диагностику.

В диагностике было выделено четыре больших блока вопросов:

  • навыки личной гигиены;
  • навыки культурного поведения с взрослыми;
  • уровень самостоятельности в труде;
  • навыки общения со сверстниками в труде.

В первый блок вошли вопросы по уже сформированным у детей навыкам личной гигиены. Блок был разделен на 4 раздела:

– умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок;

– пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила поведения за столом;

– как выработаны у детей культурно-гигиенические навыки (без напоминания мыть руки перед едой, чистить зубы, пользоваться носовым платком по мере необходимости, самостоятельно приводить в порядок волосы и т.д.);

– одеваться и раздеваться в определённой последовательности.

Диагностика по этому разделу проводилась методом наблюдений, в повседневной жизни детей.

Второй блок включил в себя вопросы по развитию у детей навыков культурного поведения со взрослыми. Где в процессе наблюдений и специально созданных ситуаций было выявлено: умеют ли дети общаться со взрослым, уступают ли место, приносят ли стул, отворяют дверь, благодарят за оказанную помощь, стремятся помогать.

В третий блок показывает развитие уровня самостоятельности в труде, где непосредственно в процессе жизнедеятельности было выявлено:

  • умеют ли дети замечать непорядок в окружающей обстановке;
  • умеет ли распределять обязанности в процессе трудовой деятельности;
  • также был определён общий уровень трудовых умений и навыков.

Четвёртый блок включил в себя навыки общения со сверстниками, где непосредственно в беседах с детьми было выявлено:

  • знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом;
  • умеют ли договариваться при распределении трудовых действий, проявляют ли стремление к совместной деятельности;
  • умеют ли уважительно относится к труду других;
  • какова форма взаимоотношений детей друг с другом в процессе труда.

5. Рекомендации по формированию у детей нравственно-трудовых навыков.

Учитывая принцип интеграции – взаимосвязь разных видов деятельности, были разработаны дальнейшие аспекты работы с детьми по нравственно-трудовому воспитанию, программа рассматривает воздействие взрослого не только и не столько как формирование у детей определенных трудовых навыков, а, прежде всего, решение задач нравственно-трудового воспитания, т.е. подчеркивается приоритет содержательных, смысловых задач (учебных и воспитательных) над техническими (выполнение).

Определяющим направлением в организации труда детей будет оставаться игра, которая определяется личностными особенностями детей пяти лет. Как известно, именно при активном использовании игровых приемов и происходит соподчинение интересов.

Основной формой общения с детьми должно являться сотрудничество со взрослыми. Труд должен являться средством умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Благодаря использованию в работе игровых приемов развивается эмоциональная сфера ребенка. Труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно. Дети учатся получать от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.

Наши советы при организации труда детей необходимо:

– Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка.

– Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявлять инициативу, оказывать конкретную посильную помощь взрослым.

– Развивать у детей гуманные чувства и положительные взаимоотношения.

– Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.

– Развивать и учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.

– Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.

– Формировать у детей трудовые умения и навыки.

– Нужно обеспечить детям четкий и грамотный показ приемов работы.

– Чаще практиковать совместную деятельность со взрослыми.

– Осуществлять работу по нравственно-трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей, с этой целью важно знакомить родителей, используя разнообразные формы просвещения.

В этой работе была рассмотрена роль и влияние нравственно-трудового воспитания на развитие личности ребенка пяти лет, надеемся, что зная особенности развития детей этого возраста поможет лучше организовать работу с детьми и родителями.