Внеклассное занятие по оригами, экологии, технологии и ИЗО в начальной школе "По синему морю к зеленой земле…"

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: совершенствование навыков изобразительного и конструктивного труда, расширение знаний о природе земного шара.

Задачи

  • Образовательные: развивать графические умения и навыки; совершенствовать умения работать в технике оригами с ориентированием по схемам; закреплять знания и умения по передаче настроения и ощущения цветом, закреплять знания о цветоведении; формировать представления о природе различных климатических зон земного шара и особенностях обитателей в условиях разного климата.
  • Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, внимание, логическое мышление и воображение. Развивать эмпатию как качество личности.
  • Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, коллективизма и патриотизма. Воспитывать бережное отношение к близким людям. Формировать представление о семейных ценностях. Воспитывать взаимную вежливость и аккуратность в работе.

Оборудование: Видеозапись м/ф “Мама для мамонтенка”; аудиозапись “Песни мамонтенка”; слайды, изображающие слона и мамонта, ландшафты полярных и экваториальных уголков; опорные схемы, для складывания моделей оригами “мамонт” и “мамонтенок”, материалы для рисования (2 листа бумаги формата А-2, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, фартуки и нарукавники, мольберты) и для изготовления моделей (цветная бумага, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч), телевизор, мультимедиа проектор, аудиомагнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие класса.
Проверка готовности к занятию.

2. Вводная беседа по теме

Учитель: Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми моделями оригами. Героями нашего путешествия будут интересные животные, жившие и живущие в очень различных климатических условиях, а какие именно вы сейчас узнаете.

1. Детям предлагается изображение слона на слайдах.

Знакомо ли вам это животное? Назовите его.
– Наблюдали ли живого слона? Где?
– Где живут слоны?
– А если бы вы не знали этого, могли бы догадаться по внешнему виду животного об условиях и среде его обитания? Что подсказало? ( У животного совсем нет шерсти, значит, обитает оно в теплом климате; слон крупное травоядное млекопитающее, следовательно, ему надо много растительной пищи, таким образом, ему подходит климат теплых экваториальных широт).
– Что во внешнем виде слона подсказало вам, что это травоядное животное? (У хищников – когти и острые зубы). Зачем слону бивни? (для самообороны).

2. Детям предлагается изображение мамонта на слайдах.

А теперь давайте оденем слона в шубу. Кто получился?

– Мамонт – животное вымышленное или настоящее, реальное? Если реальное, то где мы можем его встретить? В зоопарке есть мамонт? Почему? А где есть? ( Мамонта можно увидеть в палеонтологическом музее – скелет или реконструкция).

– Где ученые чаще всего находят останки мамонтов? (В вечной мерзлоте). – Почему именно там? (Там холодно, а мы знаем, что в холоде все дольше хранится. А еще, потому что они жили в этой местности).

3. Однажды, детская писательница Дина Непомнящая увидела в музее мамонтенка и у нее появилась сказка, которая теперь известна всем детям.

Сказка эта называется “Мама для мамонтенка” и мне хотелось бы напомнить вам ее.

4. Чтение (пересказ) начала сказки.

3. Практическая работа

– Сегодня мы выполняем общую работу по мотивам сказки “Мама для мамонтенка”.

1. Распределение ролей

Для того чтобы сообща справиться с заданием, мы разобьемся на группы. Группа художников будет выполнять фон-основу для нашей работы, а группа конструкторов выполнит модели по схемам. Работать с красками сегодня будет старшая часть нашего коллектива.

2. Инструктаж по технике безопасности

– Что нужно вспомнить перед началом работы? (дети напоминают правила безопасной работы с ножницами, бумагой, и др. инструментами и материалами)

3. Инструктаж по выполнению работы художественной группы.

– Давайте поможем группе художников.

Демонстрация слайдов “Северный полюс”

Что можно изобразить на северной холодной части рисунка? (небо, снег, лед, айсберги, льдины, северное сияние, …). Какие краски нужно взять для изображения берега Северного Ледовитого океана? (синюю, белую, фиолетовую, голубую и др. холодные цвета).

– А теперь давайте подберем цветовую гамму для изображения побережья Африки. (желтая, оранжевая, коричневая, зеленая краски и др.).

Демонстрация слайдов “Африка”

Что можно изобразить в этой части рисунка? (море, небо, траву, пальмы, песок и т.д.)

– Какие инструменты и материалы потребуются группе художников для выполнения своей части работы? (кисти, краски, палитры, банки для воды, бумага).

Группа художников может приступить к работе. Пройдите к мольбертам и проверьте ваши материалы.

4. Инструктаж для группы конструкторов

– Какие инструменты и материалы вам понадобятся для работы? (цветная бумага, ножницы, схемы для изготовления моделей, фломастеры). Все ли готово на ваших рабочих местах?

Рассмотрим схемы. Они разные – двух видов – у кого-то схема изготовления “мамы-слонихи”, у других – схема складывания “мамонтенка”. К схеме прилагается два вида заготовок, различных по размеру и по цвету. Подумайте, какую заготовку надо выбрать вам для выполнения вашего задания (большой серый квадрат или маленький коричневый).

– Что непонятно в условных обозначениях?

– Есть ли вопросы по этапам изготовления моделей?

Если вопросов нет, можно приступать к работе.

5. Выполнение коллективной работы

Сегодня в нашей конструкторской группе 6 человек выполняли модели. Поэтому у нас получилось 3 счастливых мамонтенка и 3 мамы. Давайте поместим их на изготовленный художественной группой фон.

Посмотрите, что у нас еще есть. (Демонстрируются модели “олень”, “морж”, “попугай”, “обезьяна”, “дельфин”).

– Узнаете свои работы, выполненные на предыдущих занятиях?

– Какую роль в этой истории сыграли эти животные и какие проявили качества? Заслуживают ли они того, чтобы мы поместили их на нашу работу?

– Кого поселим на холодную часть нашего фона? (моржа и оленя).

– У нас 2 оленя. Как выбрать? (Северный олень, живущий в холодном климате, имеет более густой, серый мех и большие рога).

– Куда поместим дельфина? Чем интересно это животное? (многие считают его рыбой, хотя на самом деле это млекопитающее).

– Теперь оформим “теплую” страницу нашей работы.

– Как теперь можно назвать нашу работу по отношению к сказке? (иллюстрацией). Чем иллюстрация отличается от простого рисунка?

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма

Этот м/ф создан нашими отечественными мультипликаторами – режиссер Олег Чуркин, автор музыки Владимир Шаинский.

Вам он нравится? Чем? (добрый, красивый, поучительный и т.п.) Чему учит?

(У каждого детеныша есть мама. Нельзя забирать здоровых животных из леса, ведь мы можем этим разлучить маму с ее малышом, и они будут так же страдать, как маленький одинокий мамонтенок).

5. Хоровое исполнение песни мамонтенка под караоке

6. Итог занятия

– А еще знаете, чего хотелось бы вам посоветовать. Когда придут домой мама и папа, обнимите своих родителей крепко-крепко, прижмитесь к ним, как мамонтенок к слонихе, и тогда вы поймете, что такое счастье. Нет никого дороже мамы и папы, нет никого надежнее и ближе.

А вам спасибо за сегодняшний урок, за ваши умелые руки и доброе сердце.