Урок внеклассного чтения. Антуан де Сент-Экзюпери. Философская сказка "Маленький принц"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • способствовать организации деятельности учащихся по анализу текста;
  • развивать творческие способности и мыслительные процессы;
  • содействовать развитию умения ценить красоту человеческих отношений.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности

Оборудование урока: книга А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; карточки с заданиями; толковый словарь; компьютерное сопровождение.

Эпиграф урока: Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее, заменять их нашими. (Жан Жак Руссо)

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель: Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Эпиграф урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо). (Слайд 2) Приложение

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз. (Звучит песня “Детские сны”).

– Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой! Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.

Поднимите большой палец правой руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов поделиться им с остальными. А теперь все, кто поднимал палец, пусть пошлют свои улыбки тем, у кого не очень хорошее настроение.

Итак, от улыбки станет всем теплей! Наша лучистая и теплая улыбка может улучшить всем настроение и поможет нам сегодня работать.

II. Диагностика внимания. Корректурная проба. (Слайд 3. 4)

Учитель: – Сейчас я вам раздам бланки, на которых записаны различные буквы. Вы должны найти и зачеркнуть “не” и подчеркнуть “о”. Так мы проверим внимание на начало урока. (Сверяют самостоятельно. За каждую ошибку вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – 60.)

III. Разминка. Актуализация знаний.

Учитель: – Отгадайте: 1. В кого превратилось чудище из сказки С.Аксакова “Аленький цветочек”? (В принца). 2. Прекрасный, душистый цветок. Королева всех цветов. (Роза). 3. Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. (Лис).

Учитель: – Ребята, а какая связь между этими словами? (Это персонажи сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”). (Слайд 5)

– Живет на свете много-много лет удивительная философская сказка “Маленький принц”. Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Мне бы хотелось, что бы вы к концу нашего урока ответили на один из таких вопросов: Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Слайд 6)

IV. Постановка целей урока. (Слайд 7)

Учитель: – Сегодня на уроке мы будем анализировать сказку “Маленький принц”, попытаемся осознать и понять ценность красоты человеческих отношений. Автор не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших философских строк, которые должны знать и дети. Сам писатель был удивительнейшим человеком. (Рассказ ученика). (Слайд 8)

V. Проверка д/з. Работа с текстом сказки. Развитие речи.

– Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете.

Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми). (Слайд 9)

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста)

– Поняли ли его взрослые? Почему? (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

– Как автор познакомился с Маленьким принцем. (Краткий пересказ II главы).

– Почему мальчик показался автору необыкновенным? Выберите ответ и докажите свою точку зрения: “На этот вопрос мне помог ответить:

– портрет Маленького принца;

– то, что Маленький принц понял рисунки автора;

– слова из текста: “Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление, вдалеке от всякого жилья”. (Слайд 10)

– Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Маленький принц очень одинок. Он живет на маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

VI. Работа с текстом. Словарная работа. Развитие речи.

– Сейчас вы будете работать в группах. Вам предстоит разгадать кроссворд, из которого мы узнаем: кого встретил маленький принц во время своего путешествия по различным планетам. (Слайд 11). (Проверка “экспертами”)

Горизонталь: 2.Маленький принц. 3.Фонарщик. 4.Географ. 5.Честолюбец. 9.Король. 10. Лис. Вертикаль: 1.Деловой. 6.Летчик. 7.Роза. 8. Пьяница.

VII. Физкультминутка.

Мы походим на носках, (Ходьба на месте)
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким. (Останавливаются)
Ждет нас быстрая ракета (Поднимаются на носки, руки вверх)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды, в гости ждите нас.
По ступенькам поднялись, (Ходьба на месте, имитируют подъем в
Дружно за руки взялись. ракету по ступенькам)

VIII. Работа с текстом. Словарная работа. Развитие речи.

– Подумайте и скажите, какие пороки олицетворяют люди, встретившиеся Маленькому принцу во время путешествия? (Властолюбие, честолюбие, пьянство, жадность, невежество). Как вы понимаете слово “порок”? (Работа со словарем). (Слайд 12)

– Итак, прежде чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звезд и планет. Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю. Опишите настроение Маленького принца. Почему ему было грустно? (Ответы детей)

– Кого встретил Маленький принц? (Змею, Цветок, Лиса).

– Что принесла ему каждая встреча? (Мудрые советы: Змея: “Среди людей тоже может быть одиноко”; Цветок: “У людей нет корней…”; Лис: “Зорко одно лишь сердце…Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”). (Слайд 13)

– О чем говорили Лис и Маленький принц? (Лис просит, чтобы малыш его приручил). (Чтение по ролям – Глава XXI).

– Как вы понимаете слово “приручить”? (Работа со словарем) (Слайд 14)

– Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением? (Подтверждение словами из текста).

– Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

IX. Дифференцированное задание. Тренировка внимания и памяти.

– Я предлагаю вам поработать в паре. Выберите себе то задание, которое вы считаете вам по силам выполнить. (Слайд 15). (Проверка) (Слайды 16, 17)

Х. Упражнения на релаксацию.

1) Работа с таблицей для снятия напряжения с глаз. (Слайд 18)

2) Игра “Дотянись до звезд”. (Слайд 19)

– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

XI. Творческое задание. Работа по вариантам.

– Опираясь на материал произведения, составьте характеристику одного из героев сказки. (Слайд 20)

XII. Домашнее задание по выбору учащихся. (Слайд 21)

1-йвариант: Составить характеристику одному из персонажей сказки, используя: словесное, изобразительное, музыкальное или театральное искусство.

2-й вариант: Используя материал урока, и опираясь на произведение, составить свой кроссворд.

XIII. Диагностика внимания. Корректурная проба. (Слайд 3, 4)

XIV. Подведение итогов урока.

– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?

Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Слайд 6) (“Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”). (Слайд 22)

– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?

– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Можно заранее заготовить с детьми “сердечки”). (Слайд 23)

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям! Ведь человек “без корней” обречен.

“Ты в ответе за тех, кого приручил…”. Обнимите маму и папу, подарите им “свое сердечко” и тихонечко скажите друг другу эти слова: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили”. (Слайд 24)(Звучит песня “Маленький принц”).

XV. Рефлексия. (Слайд 25)

– Дорогие мои друзья! “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. Мне очень хочется подарить вам этот замечательный цветок. “Что в нем особенного?” – спросите вы.

Давайте внимательно посмотрим, что за лепестки у нашего цветка.

Первый лепесток – “Я и мой организм”. Каждый человек дышит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, все ли нормально в нашем организме.

Второй лепесток – “Я и мой разум”. Если вдруг ты почувствовал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или заболела голова, то очень важно выбрать правильное решение: не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.

Третий лепесток – “Я и мое настроение”. Если мы погладим этот лепесток, то он нам подскажет, с каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру!

Четвертый лепесток – “Я и окружающий мир”. Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми и незнакомыми людьми. Запомни замечательное правило: “Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!”

Пятый лепесток – “Это я сам”. Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, – все зависит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.

А вот и шестой лепесток – “Я и моя жизнь”. Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из его лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо. А когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.

Представьте себе волшебный цветок, который поможет вам быть счастливыми и здоровыми. Выберите свой Цветок Здоровья и Счастья, и пусть он вам принесет Удачу, а мне покажет ваше настроение от нашей встречи!

– Спасибо! (Слайд 26) Приложение

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. “Маленький принц”. М: Детство. Отрочество. Юность, 2006. – 75 с.
  2. “Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах”/ авт.-сост. И.В. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78 с.
  3. Интернет ресурсы: официальный сайт “Маленького принца” в России/ Маленький_принц.htm; malenjkii_printc_chastj_16.htm; Princ.htm; Я знаю силу слов.htm
  4. Сухин И.Г. “Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).