Природа в творчестве В.А. Солоухина, в произведениях живописи и музыки

Разделы: Литература


Цель:

  1. Показать мастерство В.А. Солоухина в раскрытии “души природы”;
    согласованность природы с душевным состоянием героя; талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы; воспитание тонкого вдумчивого читателя, умеющего понимать и ценить душу природы.
  2. Развивать:
    а) навыки самостоятельной работы с художественной и справочной литературой, Интернет;
    б) умение анализировать, обобщать сведения, полученные в ходе урока и самостоятельной работы;
    в) творческие способности учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к музыке и литературе.

Форма урока: интегрированный.

Материал к уроку:

  • выставка репродукций картин И.И. Шишкина; выставка картин учащихся; выставка книг В. Солоухина, фотоальбом “Ищу в природе красоту”;
  • фрагменты DVD-фильма “Один час в Третьяковской галерее”;
  • CD-запись песни Г.Белова “Травы”;
  • CD-записи: четвертая симфония П.И. Чайковского, третья симфония Рахманинова, опера “Похвала пустыне” Римского-Корсакова;
  • компьютерная презентация “Я природой живу и дышу”.
  • Выступления учащихся и музыкальные фрагменты сопровождаются демонстрацией фотографий и картин.

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев

Надо работать совместно природой, а не против нее…
В.Солоухин

Учитель.

“Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте!”
И.Северянин

Учитель. Слова И. Северянина с полным правом можно отнести и к Владимиру Солоухину – русскому поэту и прозаику. Все его произведения, обращенные большей частью к родной стране и ее культуре, отличаются особенным лирическим звучанием и ярко выраженным личным отношением к описываемому. В книге, символически названной “Волшебная палочка”, В. Солоухин сказал: “Не нужно твердить … на каждом шагу: “О, любимая земля!”, “О люди, как я вас люблю!” Но если вы действительно любите, то любовь независимо даже от сознания осветит и согреет страницы, написанные вами. Она подскажет вам слова, даст краски, навеет музыку. И что самое главное – ее обязательно почувствует читатель”. Это чувствуется и при чтении книги “Созерцание чуда”, в которой каждое слово, каждая страница дышит любовью к родной земле, ее природе…

– Как вы думаете, что такое созерцание? Чудо? (Ответы детей, словарь Ожегова.)

– Как часто он произносит их в книге?

– Подберите синонимы к данному слову, как они используются писателем? (Созерцать – любоваться.)

Учитель. Данная книга состоит из 3 очерков. Первый очерк – это “Третья охота”.

– Как вы думаете, почему очерк назван так?

– Почему именно охота?

– Что вы узнали о природе из этого очерка? (Природа живая, имеет память, разум, так же, как и человек, любит, страдает…)

– Какие грибы и деревья описывает автор? (Все грибы и деревья средней полосы.)

Мини-викторина.

  1. Что является маленьким шедевром природы в очерке? (Белый гриб.)
  2. Какой гриб, по мнению писателя, является самым благородным? (Боровой рыжик.)
  3. Что обозначает слово “шампиньон” по-французски? (Просто грибы.)
  4. С каким цветком сравнивает писатель масленка? (С одуванчиками.)

– Как писатель относится к грибам и деревьям?

Звучит отрывок из 4 симфонии И.И. Чайковского.

– Что вы можете сказать об этой части симфонии? (Прозвучала народная песня “Во поле березонька стояла”.)

Учитель. Особое место занимает в очерке глава 5, посвященная березовому лесу.

– Что вы узнали о березе из этой главы?

– Какие изобразительно-выразительные средства применяет писатель при описании леса и грибов? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)

– Для чего они необходимы автору? (Чтобы представить природу во всем великолепии и показать, что она живая; как разнообразны ее краски, звуки, запахи; чтобы передать свежесть и остроту восприятия.)

Учитель. Вы правы, живая душа природы открывается читателю через метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения. Они делают картины природы яркими, запоминающимися.

Учитель. Посмотрите, ребята, на экран.

На экране репродукции картин И. Левитана.

Назовите автора этих репродукций?

– Можно ли назвать этот очерк энциклопедией о грибах и почему? (Обращение к книгам Аксакова, Василия Титова, ученого Б.П. Василькова, к лесничему. Сам пробует, дает рецепты разных видов засолов, маринования и т.д.)

– Каково отношение писателя к лесу и грибам? (Доброе, ласковое; белый гриб – царь грибов, маленький шедевр природы, грибы-красавцы, грибы-таланты, грибы-посредственности и даже бездарности…)

– Каково отношение людей? (Никто не убирает нападавших елей, отживших сучьев.)

– Назовите основную мысль очерка. (Ответы детей.)

Учитель. Действительно, природы не бывает более талантливых и менее талантливых произведений. Все, что природа создала, независимо от того, слон это или муравей, вполне совершенно в своем роде. Пора нам перестать мерить природу по себе.

Звучит песня Геннадия Белова “Травы”.

Учитель. Второй очерк так и называется “Трава”.

– Каким настроением проникнуты страницы, посвященные травам?

– Какие травы он описывает и как? (Все травы.)

– Какие слова чаще всего встречаются в этом очерке? (Созерцание и чудо.)

– Что писатель называет чудом? (Как распускается цветок, появляется лепесток и т.д.)

– Что из прочитанного произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?

– Как писатель показывает взаимоотношения человека и природы?

– С кем сравнивает писатель растения? (С людьми.)

– В чем видит писатель секрет постижения красоты? (В любовании.)

Чтение отрывка из очерка “Трава”.

“Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, каждый раз, когда я видел что-нибудь красивое в природе, у меня появлялось чувство, похожее на досаду. “Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то делать надо!” А в это время идешь куда-нибудь по делу, хотя бы по грибы или на рыбную ловлю, и проходишь мимо красоты с чувством неудовлетворенности и досады: что-то надо было с этим делать, раз оно тебе дано, а ты прошел мимо, не зная, что делать.

Потом я понял, что нужно: остановиться и смотреть. Любоваться. Созерцать. Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше, нет, остановиться не меньше, чем на два часа. Только тогда красота как бы пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, а значит, и радость удовлетворения”.

Учитель. С особым трепетом относились художники к природе. Сейчас мы с вами отправимся на короткую экскурсию в Третьяковскую галерею. Внимательно посмотрите и послушайте.

Эпизод фильма, посвященный пейзажам художников-передвижников.

– Чем является для художника природа?

На экране репродукции картин И.И. Шишкина.

– Как относится к природе И.И. Шишкин? (Показывает в своих работах дружественное согласие человека и природы. Сохранил взгляд на природу как тонкий дар, унаследованный от поздних немецких романтиков.)

– Где он черпал сюжеты для своих картин? (Родные места имели для него огромное значение, возвращался к родным местам, как к источнику вдохновения.)

– Что обозначает рожь в его картинах? (Рожь – это песня земле, симфония на тему самого существенного земного блага…)

Учитель. Ребята, многие из вас тоже окончили художественную школу, у вас тоже особое отношение к природе.

– Каким чувством, настроением проникнуты картины, которые висят в нашем кабинете? (Ответы детей.)

Учитель. Н.В. Гоголь в знаменитой статье “Живопись, скульптура, музыка”, осмысливая, что потеряло бы человечество без каждого из этих искусств, восклицает: “Но что было бы с миром, если бы не было тебя, музыка!” На самом деле все звуки, которые мы слышим в лесу, в поле… может передать только музыка.

Сейчас мы обратимся к творчеству Римского-Корсакова.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из его оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Эта опера начинается оркестровым вступлением “Похвала пустыне”.

Звучит отрывок “Похвала пустыне”.

– Что вы увидели и почувствовали в этой музыке?

– Что значит – пустыня в данной опере? (Пустыня здесь – полная жизни нетронутая природа. Композитор проникновенно отразил лесные дали, шелест деревьев, таинственных, покачивающих ветвями, и тишину, и пение птиц и жужжание насекомых. Весь оркестр славит природу…)

Учитель. Образы природы запечатлены во многих произведениях Рахманинова.

Послушайте отрывок из третьей симфонии и опишите свои впечатления.

Звучит отрывок третьей симфонии Рахманинова.

– Что вы услышали в этой симфонии. (Ответы детей.)

Учитель. Итак, ребята, обратимся к таблице, которую вы заполняли в течение урока.

Работа с таблицей. (Ответы детей.)

Природа в творчестве В.Солоухина Природа и живопись Природа и музыка Природа и мы
Природа – это все. Человек – часть природы. Все в природе совершенно, все в ней без изъянов и ничего лишнего. Все в природе взаимосвязано. Художник в своих работах старается передать истинную красоту природы, не искажает и не добавляет. Все звуки, которые мы слышим в природе, может передать музыка. Человек – часть природы. Люди должны научиться любить природу, и уже с детства мы должны прививать людям бережное отношение к природе. Дети – наше будущее и от них зависит, как будет выглядеть природа в будущем.

– А как же мы относимся к природе?

Учитель. Очень правильно сказал об этом писатель в своей книге. Перед вами два отрывка из текста. Прочитаем эти отрывки и выделим точку зрения автора.

Работа с текстами.

– О чем предупреждает нас писатель? (Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.)

Учитель. Каждый человек, любящий свою родину, неравнодушный к природе своего края пытается что-то делать.

Вот перед вами фотоальбом “Ищу в природе красоту…”, которая была создана к 1000-летию Казани и посвящается природе Татарстана. Природа Татарстана, ее неповторимые в своей красоте места нашли отражение в представленной композиции фотоснимков и художественного сопровождения к ним. В создание альбома вложил свой труд коллектив авторов, искренне любящих родную природ, отдающих свое время для познания ее тайн, глубоко верящих в чудотворные силы природы, создающие мир душевного покоя, любви и наслаждения. Что ни снимок, то целый мир: сопровождение каждого из них в стихах позволяет нам от души насладиться представленным явлением, уголком природы.

На экране кадры из фотоальбома в сопровождении 4 симфонии Чайковского.

– Почему Дамир выбрал именно 4 симфонию Чайковского?

– Чему она посвящена? (Симфония посвящена душе человека, теме судьбы, душа ропщет, горько сетует и неустанно, страстно рвется к счастью. Чем-то душа природы и душа человека похожи…)

– Что вы можете предложить по сохранению природы нашего края? (Работа над мини-проектами.)

Самостоятельная работа.

Выступления учащихся.

Итог урока.

Учитель. Итак, ребята, к чему же мы пришли? Что мы должны сделать, чтобы сохранить природу? (Ответы детей.)

Учитель. Мне хочется ответить словами В. Солоухина “Надо работать совместно с природой, а не против нее…”. Мы должны уметь слушать и слышать природу, она сама подскажет, что нужно сделать. Нет людей равнодушных к природе, сейчас Игорь прочитает стихотворение Владимира Леушкина, нашего земляка, “В лесу”.

От зноя улиц городских
Спешу тропинкою в овраг.
Оврагом, где родник притих,
В лесной вхожу я полумрак.
Как осторожный, добрый уж,
Между травинками скользя,
Среди лесных блуждая душ,
Я понимаю: мы – друзья.
И не сомну ни лепестка
На васильке, что льнет к лицу,
Возьму на память у цветка
Его воздушную пыльцу.
Пусть лишь губами уловлю
Целебный привкус волшебства, –
Весь лес поймет, как я люблю,
Когда шумит его листва.