Внеклассное занятие по литературному чтению "Дедушка Чуковский"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • популяризация произведений К.И.Чуковского;
  • побуждение учеников к литературному чтению.

Форма проведения: КВН.

Оборудование: портрет Чуковского, выставка книг писателя, выставка детских поделок и рисунков.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: Во всей русской литературе есть всего лишь два писателя, которые имеют неофициальное, но очень почетное звание “дедушка”. Это – известный баснописец И.А.Крылов и замечательный детский писатель К.И.Чуковский. Вот именно о нем, о Чуковском, мы с вами сегодня и поговорим.
Дети читают стихи о творчестве писателя

1. В детстве читать не умели мы сами
И приставали к папе и маме. 
Слушали сказки все дни напролет,
Были те сказки наперечет: .
Про Таракаще и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

2. Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали–
От них они этих героев узнали.

3. Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в детстве читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.

4. Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал
Про Таракаще и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.

5. По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить.
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе,
Надо порядок поддерживать в доме.
Чтоб не попасть на обед к Бармалею,
Слушаться надо того, кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал он взрослых и детей!

Учитель продолжает: А писать для детей Корней Иванович начал, можно сказать, случайно. Однажды заболел его маленький сын. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик плакал, капризничал. Чтобы отвлечь ребенка от боли, отец неожиданно стал находу выдумывать сказку:

Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, –
Крокодил, Крокодил
Крокодилович.

Сынишка слушал его, раскрыв рот. Чуковский очень любил детей. У себя на даче в поселке Переделкино писатель на свои деньги открыл библиотеку для детей. Там же, на даче, он часто устраивал костры, где с удовольствием сам принимал участие в различных играх детей. Вот и мы с вами сегодня поиграем, а поиграем мы в КВН. Знаете, что это такое, что означают эти буквы? (Дети отвечают)

II. Учитель: А помогут нам провести игру наши родители (представляет родителей, которые были заранее предупреждены). Это и будет наше жюри.
Соревноваться сегодня будут две команды: “Котауси” и “Мауси”. Сейчас они расскажут нам о себе.

Итак, друзья начнем программу
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки,
Но нет ничего интересней,
Чем наши веселые сказки.

Конкурс № 1 “Приветствие”
Команды обыгрывают свое название, предлагают свой девиз и “послание” противнику.

Учитель: Сейчас наше справедливое жюри посовещается и выставит баллы командам (баллы выставляются после каждого конкурса). А пока они совещаются, мы проведем Конкурс среди болельщиков.

Конкурс среди болельщиков
Как известно, Корней Иванович очень любил устное народное творчество: различные считалки, поговорки-скороговорки и, конечно же загадки. Он даже сам сочинил несколько загадок. Вот сейчас мы вам их загадаем, а вы попробуете их разгадать. Итак:

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (Коньки по льду)

Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться по мне. (Ковер)

(Всем угадавшим раздаются призы – конфетки)

Учитель: Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он не любил попусту тратить время и сочинял свои стихи в любом месте, где бы он ни был: в очереди, в автобусе, даже на приеме у зубного врача. “А однажды,– как признается автор, – вдохновение нахлынуло на меня во время купания в море. Я заплыл довольно далеко и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сочинились стихи:

О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станет с ними, с больными,
С моими зверями лесными…”.
Так появился “Доктор Айболит”.

Конкурс № 2 “Разминка”!
Представители команд поочереди выразительно читают отрывки из произведений писателя. Соперники должны угадать его название.

Конкурс среди болельщиков

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят:
Молока они хотят. (Еж)

Я лаю со всякой собакой.
Я вою со всякой совою.
И каждую песню свою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: “У-у-у!” (Эхо)

Учитель: Однажды Корней Иванович целых три часа лепил с детьми различные фигурки из глины. Дети вытирали свои руки прямо о брюки писателя. Брюки стали не только грязными и сырыми, но и тяжелыми, поэтому, когда Чуковский пошел домой, ему пришлось поддерживать их руками. Но все, в том числе и писатель, были очень довольны.

Конкурс № 3: “Найди пару”
С выставки рисунков и поделок дети выбирают по два персонажа из одного произведения (затем они обязательно должны назвать героя и название произведения). Кто найдет большее количество пар за определенное время.

Конкурс среди болельщиков

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)

Учитель: Чуковский обладал неистощимой фантазией, в своих сказках он придумывал таких героев, о которых не знал никто: Бибигон, Бармалей, Мойдодыр. Зато сейчас благодаря этому веселому сказочнику их знают все, и, я думаю, узнают без труда.

Конкурс № 4: “Догадайся, кто я”
Участники команд представляют своего героя: демонстрируют его “костюм” и читают его описание. Противоположная команда должна угадать имя предложенного персонажа. (Примерные персонажи: муха-цокотуха, комарик, тараканище, Бармалей, доктор Айболит, грязнуля)

Конкурс среди болельщиков

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю! (Рот, губы и зубы)

Хожу брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)

Конкурс капитанов
Капитанам команд предлагается выбрать из непрозрачного мешочка (пакета) по три вещи, угадать из какого они произведения и, по возможности зачитать строки, относящиеся к данному предмету. Примерный список вещей:

  • калоши – “Телефон” (пришлите мне дюжину новых калош);
  • мочалка – “Мойдодыр” (а от бешеной мочалки, я помчался, как от галки);
  • телефон – “Телефон” (у меня зазвонил телефон);
  • утюг – “Федорино горе” (и сказали утюги: “Мы Федоре не враги”);
  • мыло – “Мойдодыр” (да здравствует мыло душистое);
  • воздушный шарик – “Тараканище” (а за ним комарики на воздушном шарике).

Конкурс среди болельщиков

На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (Птицы и пугало)

Учитель: По стихам и сказкам дедушки Чуковского сняты сотни фильмов и мультфильмов, поставлено немало спектаклей. Многие постановки он озвучивал сам. Вот и наши команды подготовили для нас мини-спектакли.

Заключительный конкурс: Команды показывают инсценировки из произведений писателя.

Перед подведением итогов заключительный конкурс болельщиков:

Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, –
Я стальная и злая, и очень зубастая. (Пила)

Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)

Заключительное слово учителя: Вот и заканчивается наш конкурс по творчеству дедушки Чуковского. Но в дальнейшем, в следующих классах мы не раз еще встретимся с его творчеством, познакомимся с его воспоминаниями о другом писателе – Борисе Житкове. В четвертом классе прочитаем его повесть “Серебряный герб”. В среднем звене школы вы узнаете Корнея Чуковского как переводчика и прочитаете переведенную им на русский язык книгу замечательного американского автора Марка Твена “Приключения Тома Сойера”. А в дальнейшем, я верю, с удовольствием познакомитесь с другими героями, переведенных им книг: Робинзоном Крузо, бароном Мюнхгаузеном, сыщиком Шерлоком Холмсом и другими занимательными персонажами. Известный литературовед Ираклий Андроников писал, что талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый и праздничный. А сейчас

Подведение итогов и вручение подарков.

К.И.Чуковский